рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Социология

Социология

7

План:

1. Теория предмета.

2. Тесты.

3. Практическое задание.

1.Задание. Теория предмета

В 30- 40- е гг. 20 века американский социолог У.Уорнер на основе проведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества 6 классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите какие критерии принадлежат к каждому классу.

Первую типологию классов США предложил социолог Ллойд Уорнер:

верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;

нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;

верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;

нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;

верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;

нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» - это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Предлагаются и другие схемы, например: верхний-верхний, верхний-нижний, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс . Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:

- как бы ни называли классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные;

- неосновные классы возникают за счет добавления страту или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

Термин «верхний-верхний класс» означает, по существу, верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое - обозначает страту или слой, а второе - класс, которому данный слой относится. «Верхний-нижний класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие. Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д. Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.

Между двумя полюсами классовой стратификации американского общества - очень богатыми (состояние - 2 млн. долл. и более) и очень бедными (доход менее 6,5 тыс. долл. в год), составляющих от общей численности населения приблизительно одинаковую долю, а именно 5%, расположена та часть населения, которую принято называть средним классом. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения - от 60 до 80%.

Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, И наоборот.

Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия - социальный хребет общества.

Нынешний средний класс является историческим преемником «четвертого сословия», которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие «средний класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой - «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.

2. Тесты

Что из нижеследующего более всего соответствует предмету социологии:

а) измерение коэффициента интеллекта;

б) подготовка личностного опросника с целью выяснить, с какими проблемами столкнулся студент в вузе;

в) рассмотрение образцов взаимодействия людей во время приема;- верно.

г) исследование биологических корней агрессивности;

д) проверка подготовки принятия решения в комиссии парламента.

2. Что из нижеследующего не является социальным фактом:

а) возрастная структура;

б) размер семьи; - не является соц. фактором.

в) профессиональные достижения;

г) все вышеприведенные примеры.

З. В какой из нижеперечисленных периодов возникла и конституировалась как самостоятельная наука социология:

а) в ХУП-ХУШ вв.;

б) вХУШ-Х1Хвв.;

в) вХУ-ХУ1 вв.;

г) вХУ1-ХУПвв.;

д) вХ1Х-ХХвв. - верно.

4. Что из следующего не является элементом культуры:

а) природная среда ; - верно.

б) язык;

в) ценности;

г) нормы;

д) символы.

5. Какие из перечисленных ниже групп образуют субкультуру:

а) заключенные в тюрьме;- верно.

б) подростки;

в) студенты технических вузов;- верно.

г) русскоязычные в прибалтийских странах;- верно.

д) все указанные группы.

6. Каким из нижеперечисленных понятий обозначается в социологии совокупность прав и обязанностей, а также положение в социальной иерархии:

а) социализация;

б) социальная стратификация;

в) статус; - верно.

г) роль.

7. Какие из нижеперечисленных статусов являются аскриптивными, а какие - достигаемыми:

а) русский;- аскриптивный.

б) топ-модель;- достигаемый.

в) студент; - достигаемый.

г) мужчина. - аскриптивный ( или достигаемый, н-р после пластической операции.

8. Что не является характеристикой в определении города:

а) социальное разнообразие;- верно.

б) демократическое правление; -верно.

в) относительно большая численность населения;

г) постоянное проживание в нем жителей;

д) отсутствие производства для себя сельскохозяйственной продукции.

9. Брак между представителями одного класса социальной группы или касты является:

а) эндогамным;- верно.

б) экзогамным.

10. Какие из ниженазванных причин способствуют легитимизации власти:

а) криминализация общества;

б) эффективность власти; - верно.

в) политическая социализация;- верно.

г) политическое участие;

д) рост социальной напряженности?

3. Практическое задание

По данным взятым в ЗАГСе ( либо др. учреждении, в вашем населенном пункте) за период с 2000 по 2005 гг, построить график изменений по одному из предложенных вариантов.

Используемая литература:

1.А.И.Кравченко. Социология, Учебное пособие, Екатеринбург, 1998 г.

2.Ю.Г.Волков. Социология, Учебник, М, 2004 г.

3.С.С.Фролов, Основы социологии: Учебное пособие.М, 1997 г.

4.Ж.Т.Тощенко, Социология. Учебное пособие. 2000 г.

5.Н. Смелзер. Социология, М ,1994 г.

6.Ю.М.Резник. Гражданское общество как феномен цивилизации. М. 1993 г.

7.Т.Шибутани. Социальная психология, М , 1969 г.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены