рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"

Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Пояснительная записка

Рыночная экономика наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и про-гнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных реше-ний на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие яв-ления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные прак-тики, обобщает их и разрабатывает методы проведения ста-тистических исследований. В свою очередь, в практической дея-тельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Становление экономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи.

Умение анализировать, сравни-вать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждому современному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математического аппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решении управленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математического и соци-ально-экономического профиля.

В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся с различными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическими сводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия о задачах статистики в условиях рыночной экономики.

Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначе-ние. Предложенные методы разовьют математическое и экономиче-ское мышление, подтолкнут к самостоятельному решению нетра-диционных ситуаций.

Содержание курса дает возможность включить в учебный про-цесс исследовательскую деятельность, что дает учащемуся воз-можность реализовать себя в творческой работе.

Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан с предме-тами: математика, информатика и экономика.

Объем требуемых математических знаний практически не выходит за пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примеры показывают практическое примене-ние арифметической и геометрической профессий, логарифмов, преде-лов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышает интерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки к единому государственному экзамену.

Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц -помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания и возможности в компьютерной технологии.

Статистические термины, изучаемые на уроках экономики, закрепляются с помощью математического аппарата.

Взаимосвязь между перечисленными предметами активизирует познавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении.

Цель элективного курса «Общие понятия статистики»

Помочь учащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повысить математическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единый государственный экзамен по математике.

Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»

1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистики как науки.

2. Дать начальные понятия статистики, которые входят в блок базовых дисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, банковского дела.

3. Отработать вычислительные навыки.

4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором при вычислениях.

5. Развивать способности учащихся к математической деятельности.

6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность.

7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи по пройден-ному материалу с дальнейшим его решением.

8. Научить учащихся применять возможности компьютерных технологий в расчетах.

9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросы окружающие нас в повседневной жизни.

10. Обогатить жизненный опыт учащихся при помощи решения статистических задач.

Содержание курса

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

Вводный урок - лекция, знакомящая с историей возникновения статистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях, совокупности, методах статистики.

Тема 2. Статистическое наблюдение.

Разбираются понятия: статистическая информация, статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности, единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.

Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.

Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформление статистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповых таблиц

Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков

Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая, ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.

Тема 5. Обобщающие статистические показатели.

Абсолютные и относительные величины, их значения и виды. Разбираются примеры.

Тема 6. Средние величины.

Вводится понятие средней величины, её виды: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя квадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.

Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности.

Применение индексов в экономических разработках государственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен на потребительские товары по каналам реализации.

Свойства индексов: синтетические и аналитические. Индексируемая величина.

Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования.

Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейном программировании:

задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача.

Тема 9. Итоговый урок.

Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. В начале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым может проводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителей определяют жюри из приглашенных на этот урок.

В результате изученного курса учащиеся cмогут:

- анализировать некоторые статистические данные;

- сформировать собственный взгляд на дальнейший выбор будущего образования.

Научатся:

- с помощью предложенных методов разрешать некоторые статистические проблемы;

- использовать исследовательскую деятельность для расширения своего кругозора;

- использовать компьютерные технологии для обработки статистических данных.

Календарно-тематический план курса

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

2

1

Статистика как наука. Предмет статистической науки. Методы статистики

1

2

Задачи статистики в условиях рыночной экономики

1

Тема 2. Статистическое наблюдение

2

3

Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.

1

4

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

1

Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы

6

5

Понятия о статистической сводке

1

6

Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

1

7

Задачи статистических группировок и их виды.

1

8

Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.

1

9

Статистические ряды распределения.

1

10

Статистические таблицы.

1

Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков

4

11

Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

2

12

Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики»

2

Тема 5. Обобщающие статистические показатели

3

13

Абсолютные величины, их основные виды.

1

14

Относительные величины, их значение и основные виды

1

15

Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины»

1

Тема 6. Средние величины.

4

16

Сущность и значение средней величины.

1

17

Виды средних и методы их расчета.

1

18

Структурные средние величины.

1

19

Самостоятельная работа по теме: «Средние величины».

1

Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности

3

20

Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности.

1

21

Индивидуальные и общие индексы

2

Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования

4

22

Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача

4

23

Итоговая контрольная работа .

2

Тема 9. Итоговый урок.

4

24

Презентация итоговых работ.

4

Литература

1. А.В. Баскаков, О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год.

2. В.В. Ковалев, В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год.

3. Е.И. Кочович «Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год.

4. Г.И. Просветов «Математика в экономике». М.: РДЛ, 2004 год.

5. Е.М. Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.: Дело, 2001 год.

6. Е.М.Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год.

7. А.П. Черенков «Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год.

8. П.Е. Данко «Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2003 год.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены