рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Министерство образования и науки РФ

РЕФЕРАТ на тему:

Работу выполнила

2004 год

План:

1. История возникновения монастыря

2. Становление монастыря

3. Роль монастыря до революции

4. Монастырь в советское время

5. Монастырь в настоящее время

История возникновения монастыря.

В пятнадцати километрах от города Александрова в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.

Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печёрского монастыря. Из-за притеснений униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким, предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдалённом месте в пределах Московского княжества. С этой целью он отправился в северные земли княжества и в лесном урочище, именуемом по реке Махрище, решил остановиться для пустынножительства. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Стефан получил от Великого князя не только нарочитую грамоту на пользование найденным местом, но и обильные пожертвования на строительство монастыря. Молва о Стефане быстро распространилась среди окрестных жителей и скоро к нему стало приходить немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни. Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды.

2. Становление монастыря.

По окончании строительства преподобный Стефан отправился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря.

Крестьяне деревни Юрцово, расположившейся на другом берегу реки Молокчи, грубо восстали против преподобного, боясь, что оно овладеет их землями. Использовав все средства для увещевания и не добившись результатов, Стефан не некоторое время покинул монастырь, поручив управление им иеромонаху Илии.

По просьбе Дмитрия Донского Стефан прибыл в Москву, где был радушно встречен святителем Алексием и самим князем. Обители вновь пожаловали земли и угодья, после чего преподобный вернулся в монастырь.

14 июля 1406 года преподобный Стефан окончил свой жизненный путь оставив после себя процветающий монастырь.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении.

Новый расцвет обители связан с игуменством Варлаама в 1557 году. Собранные сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба он преподнёс царю Иоанну Васильевичу Грозному. Сам Иоанн Грозный не раз посещал Махрищскую обитель, пожертвовал 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей.

Над мощами преподобного Стефана была сооружена церковь в его честь, ставшая северным приделом Троицкого храма. Освящён придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана.

В 1970 году игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского и вернулся в монастырь лишь в 1583 году, где и скончался через два года.

В смутное время "…от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорён до основания…", - так написано в грамоте царя Михаила Феодоровича в 1615 году.

3. Роль монастыря до революции.

Новый подъём Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовой Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда, над восточными воротами - церковь преподобного Сергия Радонежского, а над северными - Первоверховных апостолов Петра и Павла, братские корпуса, перестроена древняя Троицкая церковь.

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться: строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трёхъярусная колокольня, возводятся конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями: «Русский паломник», «Кормчий», «Церковные душеполезные чтения» и другими.

В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана.

В центре монастыря возвышались два храма - Стефановский и близ него, с юга - Троицкий. В первом под спудом находились мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И. Ф. Мейснера был увенчан шатром.

Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года. Слово на освящение произнёс будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (канонизирован Русской Православной церковью в 1992 году).

До революции монастырь являлся центром не только духовной, но и культурной жизни. Обласканный светской и духовной властями он являл собой образец архитектурного искусства того времени. Не стоит забывать и об образовательном значении монастыря, содержащего школу и обновляемую библиотеку.

4. Монастырь в советское время.

Обитель не избежала всеобщих гонений на церковь, начавшихся после революции 1917 года. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды.

В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. Монастырь ветшал, разрушался, перестраивался. Долгое время в бывших монастырских постройках работал детский дом, кинозал, магазин. На территории монастыря находились спортивные площадки. Не верилось, что здесь когда-нибудь сможет возродится монастырь.

5. Монастырь в настоящее время.

В 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Монастырь стал возрождаться, но уже как женский. В разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой Елисаветой, ставшей скоро и настоятельницей.

Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем.

Неоценимую помощь в восстановлении монастыря оказал и продолжает оказывать концерн «Росэнергоатом» и Эрик Николаевич Поздышев. 14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма Преподобного Стефана. При постоянной заботе правящего архиерея - архиепископа Евлогия, сёстры во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Стараниями м. Амвросии в монастыре вновь возродился приют.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены