рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Иконостас

Иконостас

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis -- место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 -- нач. 15 вв.

* * *

ИКОНОСТАС (от греч. eikon -- место для икон и stasis -- место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон. В раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного, представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в молении о людском роде Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (Рождество Христово, Сретение -- принесение во храм, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа -- Пятидесятница) и Богоматери (Благовещение, Успение); пророческого -- поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.

Нижний ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в нем помещаются храмовый образ (в Троицком соборе -- Троица начала 15 в.), иконы Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола -- царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы -- Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках -- четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев. В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.

В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный, пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа); иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы); завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены