рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Министерство общего и профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

Кафедра социальной и практической психологии.

Факультет психологии.

Специальность 020400

Курс 6.

Автореферат к выпускной квалификационной работе

Боброва Людмила Валерьевна

Тема:

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового

возраста.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

социальной и практической психологии

Курунов Виктор Валерьевич

Уфа 2003 г.

В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы

социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего

приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной

системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым

трудным в воспитательном отношении.

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная

роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости

от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять

активность личности.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных

способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по

проблемам общения в подростковом возрасте.

2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.

3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей

подросткового возраста.

4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и

уровнем тревожности.

5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

6. Подобрать практический и психологический материал для построения

модели программы коррекции коммуникативных особенностей и

тревожности у детей подросткового возраста.

Объектом исследования является особенности общения детей подросткового

возраста.

Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с

особенностями общения у детей подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных

способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в

том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом

возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми

младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в

целом.

С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор

Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС

предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей

для детей старшего возраста.

Методика Айзенка (опросник E.P.Q.) предназначен для изучения

индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма.

А также использовалась одна из форм естественного эксперимента –

характерологическая беседа. В беседе с наибольшей полнотой обнаруживается

субъективная сторона личности – самосознание, самооценка свойств личности,

переживания и эмоциональные отношения.

Для проверки гипотезы и определения коэффициента ранговой корреляции

использовали формулу Спирмена.

Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8 В класса,

школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из

них 15 мальчиков, 14 девочек.

Дипломная работа включает 2 главы. В I главе были раскрыты проблемы

общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в

подростковом возрасте.

Были получены следующие выводы.

С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в

личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее

удовлетворения. Сверстники также выступают значительной фигурой в жизни

подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию хорошего

товарища, пользоваться доверием сверстником.

Неудовлетворённость в общении вызывает у подростков глубокие

переживания, которые могут порождать тревожность. Общение и тревожность

тесно взаимосвязаны.

Во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения

особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.

Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных

способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о неумении

подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность,

искренность, доверие друг к другу, что приводит к нарушениям сферы

межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.

Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли

к выводу, что результат коэффициента ранговой корреляции попадает в зону

значимости, что подтверждает гипотезу. Следовательно, существует

взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных

способностей у детей подросткового возраста.

В заключении можно сказать, что:

Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто

приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных

отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность,

закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не

случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных

граждан к общению.

От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной

деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье

каждого.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены