рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Проблема человека в психологии

Проблема человека в психологии

Сорокин Александр,

ИП,II курс, 1 группа.

Проблема человека в психологии.

Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В

ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек

рассматривается как органическое существо и изучаются его физические

данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых

составлен объект изучения - социум. А что рассматривается в человеке с

позиции психологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно

необходимо выяснить, как долго психология существует и какие в ней были

изменения. Как давно существует психология? Смотря какая, её подразделяют

на научную и житейскую, причём последнюю отнюдь не сбрасывают со счетов

даже видные учёные психологи. Житейская психология была всегда, и что самое

главное всегда там был человек, не было не экспериментов ни теорий, а был

лишь интуитивный опыт узкого профиля при взаимоотношениях с другими людьми.

Это представители различных профессий: врачи, священнослужители и.т.п. А

вот научная психология - это наука, которая появилась на свет лишь при

основании школы психологии, а именно в Лейпциге в 1879 году, когда

Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной

психологии. Но это всё было гораздо позднее того, когда человек впервые

сформулировал для себя, что такое человек, одно из таких определений

дошедших до нас, это идеи Аристотеля, который по праву считается

основателем психологии и ряда других наук. "…Душа, - писал он, - необходимо

есть сущность в смысле форме естественного тела, обладающего в возможности

жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия: стало быть душа есть

энтелехия такого тела". Аристотель считал, что существование каждого

объекта в природе должно быть "осуществлено", иными словами оправдано. Душа

же и есть оправдание существования тела, а само название "психология"

происходит от двух латинских слов "псюше" и "логос", что значит "душа и

понятие (наука)" иными словами "наука о душе". А современное слово

"психика", это почти что аналог древней "душе". Душа как предмет познания,

т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля в трактате "О душе".

Теперь полагаю мы разобрались о том, что именно изучается психологией в

человеке. Но психология до известного времени не выделялась в

самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривала философия и

естествознание.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие

образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это

образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые

границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем

определение в свете психического образования. Личность - это порождение

достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого

есть сознание и самосознание. В широком смысле слова - это субъект

социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком - это

качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении.

Субъект же - это носитель активности, который суть есть источник познания и

преобразования. Можно сказать, что это активное начало, которое заложено в

человеке уже потому, что у него есть в наличии воля. Индивидуальность - это

тот человек, который получает характеристику со стороны своих социально

значимых отличий от других людей, это качество представляющее человека как

неповторимость в плане личности и психики. По-Леонтьеву об индивиде

говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis.

Это понятие отражает неделимость и целостность субъекта, и наличие у него

индивидуальных свойств присущих лишь ему одному. Иными словами в понятие

индивида включаются значения понятий субъект и индивидуальность, а в итоге

всё субъективно характеризует черты человека.

Классическая философия выделяла в человеке три качественно разные

материи: Дух, душа, тело. В этой взаимосвязи высшие чувства образуются на

уровне взаимодействия Дух-душа, рождая высшие чувства. А тело (здесь

уместно вспомнить Аристотеля) является оправданием существования и

применением высших чувств. Платон же например считал, что душа есть

созерцательница идей, а всё чувственно воспринимаемое - это несовершенно

слабые копии далёких идей. А открыть человек ничего нового не может, он

лишь может (при определённом усилии), вспомнить что-то, что когда-то знал в

других мирах, жизнях (которых по-Платону несчётное множество). И поэтому

душа есть уже давно сформировавшаяся структура сама в себе, забывшая об

этом и не имеющая возможности вспомнить это до конца.

Религию тоже можно считать предшественником, представителем житейской

психологии, так исповедь можно сравнить с визитом к психологу. Христианство

же рассматривает человека уже в силу его природы (которая создана Богом)

наполненного высшим смыслом, который выделяет его из остальной массы

животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому что его создал

Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом же сознании

"Человека создал Бог", говорит сам же человек и удовлетворяется этим

ответом, ибо понятие Бога для него есть объясняющей его существование.

Французский естествоиспытатель Рене Декарт ввёл понятие рефлекса,

согласно которому внешний импульс приводит в движение "духов" (это особые

воздухообразные частицы, которые летают по нервным трубкам, в которых

Декарт видел нервную систему), занося их в мозг, откуда они автоматически

отражаются к мышцам. Горячий предмет обжигая руку вынуждает ёё отдёрнуть.

Получалось, что не усилие духа, а перестройка тела на основе строго

причинённых законов его механики обеспечит человеку власть над собственной

природой. Равенство психики и сознания, вот декартовский принцип, не было

стояния духовного над телесным, и не было следствия и причины.

Человеку по природе свойственно делать поступки имеющие осознаваемую

или неосознаваемую цель. Даже когда говориться о бесцельности поступка

имеется в виду неосознаваемая, негативная или малозначимая цель, так как

она есть всегда. Здесь можно вспомнить опять Аристотеля с его проблемой

детерминизма, ради чего совершается действие, в чём конечная причина, ибо

глубоко сидит в нас само собой разумеющееся понятие, что "природа ничего

напрасно не делает". В процессе своего эволюционного развития человек

приобрёл совершенно необходимые способности, делающие его социальным

субъектом. Это возможность вести диалог с помощью имеющегося мышления и

речи, а так же некой условной системы координат (конкретно взятого языка).

Так же к этим качествам относится сознание и самосознание, нравственно-

этические качества, которые подстраиваются под нормы в каждой социальной

среде.

Помимо же изучения человека в психологии, она помогает ему максимально

актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и в то же время

оставаться собой, как: личность, субъект, индивид, индивидуальность, да и

просто всё что мы подразумеваем под понятием человек.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены