рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

ВВЕДЕНИЕ

Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права,

признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство

из которых гарантируются государством. Экономические права – это это

возможности человека по обеспечению и развитию своего материального

благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении

достойных условий материального и физиологического существования.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу

человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему

возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав

неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы

взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.

Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное

закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В

основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие

социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о

пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким

образом, экономические, социальные и культурные конституционные права

являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому

стремится государство в своей политике. Международный Пакт об

экономических, социальных и культурных правах обязывает государства

"принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы

обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (

ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные

органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных

прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные

обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей

необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном

обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов

страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические

обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др.

Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод

и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково.

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И

ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ

ГОСУДАРСТВАХ.

|Демократические страны |Социалистические государства (Куба, |

|(США, ФРГ, Греция, Италия, Испания) |КНДР, Китай) |

|право собственности |

|Можно обладать любой собственностью,|Существует разделение собственности |

|не запрещенной законом. Частная |– государственная и общественная. |

|собственность неприкосновенна и |Государственная собственность |

|имеет высокую юридическую защиту. |подлежит особой правовой защите. |

| |Допускается личная (предметы |

| |обихода) и частная трудовая (орудия |

| |труда) собственность, государство |

| |гарантирует её защиту. Частная |

| |собственность на средства |

| |производства запрещена либо |

| |ограничена. |

|право на предпринимательскую деятельность |

|Разрешена любая деятельность |Свободное предпринимательство в |

|человека, приносящая доход, за |основном запрещено. Законов о |

|исключением деятельности запрещенной|свободной конкуренции нет. |

|законом. Провозглашается право |Монополистом на предпринимательскую |

|свободной конкуренции. |деятельность является само |

|Практически во всех странах |государство, которое само диктует |

|запрещена монополия. |законы рынка. |

|право на труд и свобода труда |

|Государство гарантирует право на |Государство гарантирует только право|

|труд и свободу труда. Принудительный|на труд. Т.е. обеспечивает работой |

|труд не допускается за исключением |всех трудоспособных и желающих |

|труда на военной службе, по |трудиться и ликвидировать |

|приговору суда, а также при |безработицу. На самом деле часто |

|чрезвычайном положении. |оказывается так: низкая оплата |

|Гарантируется достойная оплата труда|труда, уравниловка, |

|(установлен прожиточный минимум), |незаинтересованность работников в |

|свободный выбор профессии, |результатах труда при "полной |

|безопасные и здоровые условия труда.|занятости" и "неуклонном росте |

|При безработице выплачиваются |благосостояния трудящихся". |

|пособия. Во многих странах | |

|установлена черта бедности. | |

|Гарантируется охрана труда | |

|право на отдых |

|Гарантируется предоставление |Право отдыха имеют все трудящиеся. |

|выходных и оплачиваемого отпуска (в |Законом регламентированы нормы |

|разных странах установлены свои |отпусков, выходных дней и пр. |

|сроки оплачиваемого отпуска) | |

|право на забастовку |

|Забастовки проводятся согласно |Право на забастовки не прописано, но|

|установленным правилам. Существуют |также и не запрещено. |

|запреты на проведение забастовок, | |

|крупные штрафные санкции за | |

|проведение незаконных забастовок. | |

|право на охрану здоровья, медицинское обслуживание |

|В разных странах действуют системы |Государственное медицинские |

|страховой медицины, либеральной |обслуживание гарантируется: расходы |

|медицины, государственного |на больного оплачиваются из бюджета |

|медицинского обслуживания (только |государства |

|для неимущего населения), смешанные | |

|формы | |

|право на участие в управлении предприятиями |

|Заводские, производственные советы |Заводские, производственные советы |

|решают, в основном, социальные |занимают достаточно высокое |

|вопросы |положение для того, чтобы |

| |участвовать в определении |

| |производственной деятельности |

| |предприятия, находясь при этом под |

| |руководством правящей партии. |

|право на образование и свобода образования |

|В большинстве стран установлено |Среднее и высшее образование |

|обязательное и бесплатное |бесплатно. В большинстве стран |

|образование (продолжительность учебы|обучение проводится согласно |

|- от 8 до 12 лет). |официальной идеологии, поэтому |

|Существуют государственные, |академической свободы обучения не |

|муниципальные, частные школы |существует. |

|(образование платное). Экзамены | |

|обязательны. Высшее образование | |

|платное и бесплатное. В любом случае| |

|необходимо сдавать экзамены. | |

|Предоставлено право академической | |

|свободы – свобода обучения и | |

|преподавания (за исключением | |

|внушения ученикам антиморальных | |

|принципов) | |

|право на социальное обеспечение, пенсии |

|Пенсии государственные и |Пенсии государственные и |

|муниципальные, выплачиваются из |муниципальные, выплачиваются из |

|государственного фонда, состоящего |государственного фонда,. Социальное |

|из отчислений предприятий, |обеспечение также происходит за |

|работников и бюджетного фонда. |счет государства. |

|Возможно социальное обслуживание | |

|инвалидов, престарелых. Также, | |

|пенсии выплачиваются фирмами на | |

|которых трудился человек. | |

|право на жилище |

|Право приобретать себе жилище в |Предоставляемое жилье принадлежит |

|любом месте страны (кроме военных |государству и местным органам |

|территорий и закрытых зон). |власти. Дешевая аренда жилплощади. |

|Предоставление жилья малоимущим | |

|бесплатно из государственных фондов.| |

|свобода творчества |

|Провозглашается свобода творчества. |Творчество людей ограничено рамками |

|Право интеллектуальной собственности|официальной идеологии |

|охраняется государством | |

|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |

|Свободное участие в культурной |Культурная жизнь и культурные |

|жизни, доступ к культурным ценностям|ценности должны соответствовать |

|(в рамках закона), право пользования|официальной идеологии |

|достижениями культуры | |

|обязанность охранять природу |

|Все обязаны сохранять природу, окружающую среду, природные богатства |

|обязанность соблюдать законы и иные нормативные акты |

|Соблюдение гражданами и иностранцами законов и конституций обязательно. |

|Незнание законов не освобождает от ответственности |

|воинская повинность |

|В разных странах существуют свои критерии призыва в армию - при наличии |

|наемной армии мужчины призываются на альтернативную службу (Франция); в |

|армию призываются и мужчины и женщины (Израиль). |

|Военнообязанные – граждане достигшие определенного возраста, кроме |

|случаев прописанных в законах. Защита Отечества является долгом и |

|обязанностью граждан во всех странах. |

|обязанность платить налоги |

|Все граждане платят налоги в своих странах |

|обязанность иметь общее образование |

|Практически во всех странах установлено право бесплатного получения |

|основного общего обязательного образования. В каждой стране установлено |

|количество классов обязательного общего образования. |

|обязанность охранять честь родины, беречь общественную собственность |

|защищать сплоченность национальностей |

| |В социалистических странах эти |

| |обязанности отнесены к разряду |

| |моральных, так как государство не |

| |обеспечивает их правовыми средствами|

|обязанность трудиться |

|В основном моральная обязанность |Граждане обязаны трудиться. |

|граждан. |Государство юридически гарантирует |

| |механизм реализации этой обязанности|

|право на свободное заключение брака |

|Право на свободный брак поощряется и охраняется большинством стран. |

|Существует государственная защита института семьи, брака, материнства, |

|отцовства, детства. Закреплено равноправие супругов. |

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ

ИСПАНИИ И КИТАЯ.

2.1. Краткая характеристика Конституции Испании.

Конституция Испании была разработана и принята в декабре 1978 года.

Состоит из Преамбулы, Вводного раздела, 10 Разделов из 169 статей,

Переходных положений, Отменяющего положения, Заключительного положения.

Раздел первый испанской Конституции посвящен основным правам и

обязанностям. Глава первая этого раздела определяет вопрос гражданства,

совершеннолетия и статус иностранцев. Глава вторая посвящена правам и

свободам. В главе второй есть две части: часть 1 — "Об основных правах и

общественных свободах" и часть 2 — "О правах и обязанностях граждан".

1) Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 —

статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство

перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации

(ст. 14).

2) Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 главы 2 —

статьи с 30 по 38). Здесь указано право собственности и свобода

предпринимательской деятельности.

3) Третья группа — права и свободы культурного и социального характера,

содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных

принципах социальной и экономической политики". Исполнение и защита прав и

свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную

практику и деятельность государственных властей.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах:

обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к

Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции).

Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей

задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан, в основном –

предание гласности фактов нарушения прав человека и гражданина.

2.2. Краткая характеристика Конституции КНР

Конституция КНР представляет собой кодифицированный акт, принятый в

1982 году. С тех пор в текст внесено значительное количество поправок.

Состав Конституции: Преамбула, 4 Главы, 138 статей Конституция состоит

из Введения (преамбулы) и 138 статей, объединенных в четыре главы: Общие

положения, Основные права и обязанности граждан; Государственная структура;

Государственные флаг, герб, гимн.

Основные особенности действующей Конституции

К основным особенностям действующей Конституции можно отнести

следующие:

а) Конституция построена на «четырех базовых принципах», это; руководство

КПК; идеология марксизма; социалистический путь общественного развития;

народная демократическая власть;

б) Конституция направлена на создание динамичной экономической системы;

в) в Конституции расширены и гарантированы основные права граждан;

г) Конституция направлена на повышение эффективности и уровня демократии в

деятельности государственных органов.

Поправки 1988 г

1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено,

что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства.

Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства

контролирует его и управляет им.

2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена

передача права пользования землей согласно предписаниям закона.

Поправки 1993 г

Во-первых, были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле.

Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на

основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система

многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством

КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в

преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены

фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое

государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное

социалистическое государство».

Во-вторых, были внесены изменения, касающиеся государственных

предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение

государственного предприятия. Было определено, что государство только

владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной

собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление

согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало

правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних

государственных предприятий и успешного регулирования рынка.

В-третьих, были пересмотрены положения об экономической системе: а)

определение места социалистической рыночной экономики («государство

претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б)

определение места и роли государства в экономической жизни, т.е.

установлением перехода от бывшего планового управления к общему

регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических

гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное

хозяйствование.

В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных

представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного

представителя2 с 3 до 5 лет.

Поправки 1999 г.

1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства

социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути

строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на

начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение

долгого времени находиться на начальной стадии социализма».

2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется

согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на

начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при

которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности

развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по

труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения»

(ст.6).

3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции:

«Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую

систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11

Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор

экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в

установленных законом пределах, является важной составляющей

социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение

об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому

общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли

государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные

права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».

Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на

конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана

четкая конституционная основа создания правового государства и начального

периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе

создания правового государства, разрешено противоречие между статьями

Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для

углубления реформы.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И

КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ

|[pic] |[pic] |[pic] |

|право на труд, обязанность трудиться |

|Статья 42 |Статья 35 |Статья 37 |

| | | |

|Граждане КНР имеют право на труд и |1. Все испанцы обязаны трудиться и |1. Труд свободен. Каждый имеет |

|обязаны трудиться. Государство |имеют право на труд, на свободный |право свободно распоряжаться своими|

|создает условия труда, улучшает |выбор профессии или рода |способностями к труду, выбирать род|

|охрану труда. Государство поощряет |деятельности, на продвижение по |деятельности и профессию. |

|занятие граждан добровольным |службе, а также на заработную плату, |2. Принудительный труд запрещен. |

|безвозмездным трудом. Государство |достаточную для покрытия своих |3. Каждый имеет право на труд в |

|осуществляет необходимое трудовое |потребностей и потребностей своей |условиях, отвечающих требованиям |

|обучение граждан до устройства их на |семьи, не допуская ни в коем случае |безопасности и гигиены, на |

|работу. |дискриминации по полу. |вознаграждение за труд без какой бы|

| |2. Закон регулирует права и |то ни было дискриминации и не ниже |

| |обязанности трудящихся. |установленного федеральным законом |

| | |минимального размера оплаты труда, |

| |Статья 37 |а также право на защиту от |

| | |безработицы. |

| |1. Закон гарантирует право на |4. Признается право на |

| |коллективные трудовые споры между |индивидуальные и коллективные |

| |представителями трудящихся и |трудовые споры с использованием |

| |предпринимателями, а также правовую |установленных федеральным законом |

| |силу их соглашений. |способов их разрешения, включая |

| |2. Признается право трудящихся и |право на забастовку. |

| |предпринимателей на трудовой |5. Каждый имеет право на отдых. |

| |конфликт. Закон, регулирующий |Работающему по трудовому договору |

| |осуществление этого права, независимо|гарантируются установленные |

| |от установления необходимых |федеральным законом |

| |ограничений, предусматривает |продолжительность рабочего времени,|

| |гарантии, необходимые для обеспечения|выходные и праздничные дни, |

| |деятельности жизненно необходимых для|оплачиваемый ежегодный отпуск. |

| |общества служб. | |

| | | |

| |Статья 28 | |

| | | |

| |2. Признается право трудящихся на | |

| |забастовку в защиту ими своих | |

| |интересов. Закон, регулирующий | |

| |осуществление этого права, | |

| |устанавливает необходимые гарантии в | |

| |обеспечении основные службы | |

| |жизнедеятельности общества. | |

|В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. |

|Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же |

|существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в |

|конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право |

|каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек |

|вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной |

|ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом |

|принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России |

|устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. |

|право частной собственности, наследование |

|Статья 6 |Статья 33 |Статья 35 |

| | | |

|Основой социально-экономической |1. Признается право на частную |1. Право частной собственности |

|системы КНР является право |собственность и на наследование. |охраняется законом. |

|государственной (социалистической) |2. Социальная функция этих прав |2. Каждый вправе иметь имущество в |

|собственности, право собственности |ограничивает их содержание, в |собственности, владеть, |

|объединений работников, кооперативов.|соответствии с законами. |пользоваться и распоряжаться им как|

|Система запрещает эксплуатацию |3. Никто не может быть лишен своего |единолично, так и совместно с |

|человека человеком, провозглашается |имущества и прав на него, кроме как |другими лицами. |

|принцип "от каждого по способностям –|по оправданной причине, связанной с |3. Никто не может быть лишен своего|

|каждому по труду". |общественной целесообразностью или с |имущества иначе как по решению |

| |социальными интересами, при условии |суда. Принудительное отчуждение |

|Статья 12 |соответствующей компенсации и в |имущества для государственных нужд |

| |порядке, установленном законом. |может быть произведено только при |

|(1) Социалистическая общественная | |условии предварительного и |

|собственность является священной и | |равноценного возмещения. |

|неприкосновенной. (2) Государство | |4. Право наследования |

|защищает социалистическую | |гарантируется. |

|общественную собственность. Покупка | | |

|или порча государственной или | | |

|коллективной собственности любой | | |

|организацией или человеком любыми | | |

|средствами запрещены. | | |

| | | |

|Статья 13 | | |

| | | |

|(1) Государство защищает право | | |

|граждан иметь законно полученную | | |

|прибыль, сбережения, здания, и другую| | |

|законную собственность. (2) | | |

|Государство защищает согласно закону | | |

|право граждан наследовать частную | | |

|собственность. | | |

|В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и |

|собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает |

|частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть |

|дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору |

|экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, |

|ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или |

|государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять |

|секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут |

|находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении |

|своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую |

|экономическую деятельность. |

|право на предпринимательскую деятельность |

|Статья 11 |Статья 38 |Статья 34. |

| | | |

|Государство допускает заниматься |Признается свобода |1. Каждый имеет право на свободное |

|предпринимательской деятельностью, но|предпринимательства в рамках рыночной|использование своих способностей и |

|в рамках, ограниченных законом. |экономики. Государственные власти |имущества для предпринимательской и|

|Индивидуальные хозяйства городских и |гарантируют и охраняют ее |иной не запрещенной законом |

|сельских тружеников, ведущихся в |осуществление, а также защиту |экономической деятельности. |

|рамках, установленных законом, |производительности, в соответствии с |2. Не допускается экономическая |

|являются дополнением к |общими экономическими требованиями, |деятельность, направленная на |

|социалистическому общественному |включая планирование. |монополизацию и недобросовестную |

|хозяйству Государство имеет контроль | |конкуренцию. |

|над частным сектором, а также | |Право на экономическую |

|охраняет его в соответствии с | |деятельность. |

|действующим законодательством. | | |

|В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на |

|предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на |

|предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что |

|производить и кому. |

|право на образование, обязанность |

|Статья 46 |Статья 27 |Статья 43 |

| | | |

|Граждане КНР имеют право на |1. Каждый имеет право на образование.|1. Каждый имеет право на |

|образование и обязаны учиться. |Признается свобода образования. |образование. |

|Государство обеспечивает всестороннее|2. Образование имеет своей целью |2. Гарантируются общедоступность и |

|нравственное, умственное и физическое|всестороннее развитие человеческой |бесплатность дошкольного, основного|

|развитие молодежи, подростков и |личности на основе уважения |общего и среднего профессионального|

|детей. |демократических принципов |образования в государственных или |

| |общественной жизни и основных прав и |муниципальных образовательных |

| |свобод. |учреждениях и на предприятиях. |

| |3. Государственные власти гарантируют|3. Каждый вправе на конкурсной |

| |право родителей избирать для своих |основе бесплатно получить высшее |

| |детей моральное и религиозное |образование в государственном или |

| |воспитание в соответствии с их |муниципальном образовательном |

| |собственными убеждениями. |учреждении и на предприятии. |

| |4. Основное общее образование |4. Основное общее образование |

| |является обязательным и бесплатным. |обязательно. Родители или лица, их |

| |5. Государственные власти гарантируют|заменяющие, обеспечивают получение |

| |всем право на образование посредством|детьми основного общего |

| |общего планирования педагогической |образования. |

| |системы, действенного участия всех |5. Российская Федерация |

| |заинтересованных секторов и создания |устанавливает федеральные |

| |учебных заведений. |государственные образовательные |

| |8. Государственные власти |стандарты, поддерживает различные |

| |контролируют образовательную систему |формы образования и |

| |и устанавливают государственные |самообразования. |

| |образовательные стандарты в целях | |

| |обеспечения соблюдения законов. | |

|В соответствии со ст.13 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование. Под образованием |

|понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, |

|сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под |

|получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что |

|удостоверяется соответствующим документом. |

|Право на образование прописано во всех трех конституциях. Основное общее образование признано обязательным и |

|бесплатным. |

|право на здоровую окружающую среду, обязанность охраны окружающей среды |

|Статья 26 |Статья 45 |Статья 42 |

| | | |

|Государство охраняет и улучшает |1. Все имеют право на благоприятную |Каждый имеет право на благоприятную|

|окружающую среду, предотвращает |для развития человека окружающую |окружающую среду, достоверную |

|загрязнение окружающей среды, |среду, все обязаны ее сохранять. |информацию о ее состоянии и на |

|занимается охраной лесного фонда |2. Государственные власти следят за |возмещение ущерба, причиненного его|

| |рациональным использованием всех |здоровью или имуществу |

| |природных ресурсов в целях защиты и |экологическим правонарушением. |

| |улучшения качества жизни а также для | |

| |охраны и восстановления окружающей |Статья 58 |

| |среды, опираясь при этом на | |

| |необходимую коллективную |Каждый обязан сохранять природу и |

| |солидарность. |окружающую среду, бережно |

| |3. Лица, нарушившие положения, |относиться к природным богатствам. |

| |предусмотренные в предыдущем пункте, | |

| |подлежат, в соответствии с законом, | |

| |уголовной или административной | |

| |ответственности и обязаны возместить | |

| |причиненный ущерб. | |

|Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей |

|среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, |

|предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным |

|страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией |

|медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением |

|природоохранного законодательства. В Конституции КНР не говорится об обязанности частных лиц беречь природу в |

|отличии от конституций Испании и России. |

|право на охрану здоровья, медицинскую помощь |

|Статья 21 |Статья 43 |Статья 41 |

| | | |

|Государство развивает медицинское |1. Признается право на охрану |1. Каждый имеет право на охрану |

|обслуживание, продвигает современную |здоровья. |здоровья и медицинскую помощь. |

|медицину и традиционную китайскую |2. К ведению государственных властей |Медицинская помощь в |

|медицину, продвигает действия |относится организация и руководство |государственных и муниципальных |

|массового характера по |общественного здравоохранения, |учреждениях здравоохранения |

|здравоохранению для того, чтобы |посредством проведения |оказывается гражданам бесплатно за |

|защитить здоровье нации. Государство|профилактических мер, а также |счет средств соответствующего |

|развивает физкультуру и продвигает |необходимых услуг и помощи. Закон |бюджета, страховых взносов, других |

|массовые спортивные мероприятия. |устанавливает соответствующие права и|поступлений. |

| |обязанности. |2. В Российской Федерации |

| |3. Государственные власти развивают |финансируются федеральные программы|

| |санитарное просвещение, физкультуру и|охраны и укрепления здоровья |

| |спорт и содействуют также правильному|населения, принимаются меры по |

| |использованию досуга. |развитию государственной, |

| | |муниципальной, частной систем |

| | |здравоохранения, поощряется |

| | |деятельность, способствующая |

| | |укреплению здоровья человека, |

| | |развитию физической культуры и |

| | |спорта, экологическому и санитарно |

| | |- эпидемиологическому благополучию.|

|Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных |

|условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных |

|продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право на медицинскую |

|помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских |

|учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и |

|зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, |

|включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. |

|Конституции КНР, Испании и России провозглашают право граждан на получение бесплатного медицинского |

|обслуживания. Содержание нуждающихся в лечении обходится за счет средств государственного бюджета. |

|право на отдых |

|Статья 43 |Статья 40 |Статья 37 |

| | | |

|Трудящиеся КНР имеют право на отдых. |2. Государственные власти |5. Каждый имеет право на отдых. |

|Государство улучшает условия для |поддерживают политику, обеспечивающую|Работающему по трудовому договору |

|отдыха и укрепления здоровья |получение профессиональной подготовки|гарантируются установленные |

|трудящихся, устанавливает для рабочих|и переподготовки: заботятся о |федеральным законом |

|и служащих рабочее время и систему. |безопасности и гигиене труда, |продолжительность рабочего времени,|

| |гарантируют необходимый отдых, |выходные и праздничные дни, |

| |посредством ограничения рабочего дня,|оплачиваемый ежегодный отпуск. |

| |оплачиваемых периодических отпусков, | |

| |развития соответствующих центров. | |

|Конституции закрепляют права трудящихся на заслуженный отдых. В странах существуют установленные нормативы |

|оплачиваемых отпусков, графики выходных дней |

|право на социальное обеспечение, пенсии, медицинское обслуживание |

|Статья 44 |Статья 49 |Статья 39 |

| | | |

|Государство в соответствии с законом |Государственные власти проводят, по |1. Каждому гарантируется социальное|

|устанавливает порядок ухода на пенсию|отношению к лицам ослабленным в их |обеспечение по возрасту, в случае |

|рабочих и служащих. Государство и |психических, сенсорных и физических |болезни, инвалидности, потери |

|общество обеспечивают пенсионеров. |способностях политику по |кормильца, для воспитания детей и в|

| |профилактике, лечению и интеграции в |иных случаях, установленных |

|Статья 45. |общество, оказывая им специальную |законом. |

| |помощь и специальную защиту в |2. Государственные пенсии и |

|Граждане КНР в старости, в случае |осуществлении ими прав. |социальные пособия устанавливаются |

|болезни или потери трудоспособности, | |законом. |

|имеют право на получение от |Статья 50 |3. Поощряются добровольное |

|государства и общества материальной | |социальное страхование, создание |

|помощи. Государство развивает |Государственные власти гарантируют |дополнительных форм социального |

|социальное страхование, общественное |посредством предоставления пенсий, |обеспечения и благотворительность. |

|вспомоществование и медико-санитарное|достаточных размеров и периодически | |

|обслуживание, необходимое для |индексируемых, минимальный | |

|реализации этого права граждан. |экономический уровень граждан в | |

|Государство и общество обеспечивают |старости. Власти способствуют также | |

|инвалидов из числа военнослужащих, |их благополучию, независимо от | |

|оказывают материальную помощь семьям |семейных обязанностей, посредством | |

|павших героев, предоставляют льготы |системы социальных служб, | |

|семьям военнослужащих. Государство и |предназначенных для разрешения их | |

|общество помогают слепым, глухим, |специфических проблем в области | |

|немым и другим гражданам-инвалидам в |здоровья, жилья, культуры и досуга. | |

|устройстве на работу, получении | | |

|средств на жизнь, получении | | |

|образования. | | |

|В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить себя |

|сами. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются |

|нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на |

|произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.|

|В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он |

|может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому право на социальное обеспечение |

|является важной категорией прав человека. КНР, Испания и Россия гарантируют социальное обеспечение, а также, |

|обеспечивают престарелым гражданам получение материальных средств из бюджетов государств. Пенсионный фонд |

|формируется из взносов трудящихся граждан в течении нескольких лет. Для получения права на пенсию в Испании |

|работник обязан совершать выплаты в пенсионный бюджетный фонд государства в течении пятнадцати лет. В России |

|пенсионное законодательство весьма обширно. Основной закон - Закон РСФСР о государственных пенсиях 1990 г. |

|институты брака, семьи, материнства, детства, отцовства |

|Статья 49 |Статья 32 |Статья 38 |

| | | |

|Брак, семья, материнство и детство |1. Мужчина и женщина имеют право |1. Материнство и детство, семья |

|находятся под охраной закона. Муж и |вступать в бракосочетание с полным |находятся под защитой государства. |

|жена обязаны планировать семью. |юридическим равноправием. |2. Забота о детях, их воспитание - |

|Родители обязаны воспитывать детей и |2. Законом регулируются формы брака, |равное право и обязанность |

|давать им образование. Взрослые дети |возраст и условия вступления в |родителей. |

|обязаны содержать родителей. Мужчина |бракосочетание, права и обязанности |3. Трудоспособные дети, достигшие |

|и женщина имеют право свободного |супругов, причины расторжения брак, а|18 лет, должны заботиться о |

|выбора партнера для заключения брака.|также его последствия. |нетрудоспособных родителях. |

| | | |

| |Статья 39 | |

| | | |

| |2. Государственные власти | |

| |обеспечивают также всестороннюю | |

| |защиту детей. Все дети равны перед | |

| |законом, независимо от их | |

| |происхождения и гражданского | |

| |состояния матерей. Закон оказывает | |

| |содействие установлению отцовства. | |

| |3. Родители должны оказывать | |

| |всестороннюю помощь детям, рожденным | |

| |как в браке, так и вне его, в течение| |

| |их несовершеннолетия, а также в | |

| |других случаях, предусмотренных | |

| |законом. | |

|Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем |

|принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, |

|укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. |

|Во всех трех конституциях провозглашен принцип равноправия супругов. Гарантируется государственная защита этих |

|институтов. Родители обязаны оказывать помощь несовершеннолетним детям. В КНР устанавливается обязанность |

|трудоспособных детей оказывать помощь и поддержку престарелым и нетрудоспособным родителям. Особенностью |

|китайского законодательства является ограничение китайских семей в деторождении. В семьях разрешается иметь не |

|более одного ребенка. Существует обязанность китайских родителей планировать семью. |

|защита Отечества, воинская повинность |

|.Статья 55 |Статья 30 |Статья 59 |

| | | |

|Граждане КНР несут воинскую |1. Защита Испании является правом и |1. Защита Отечества является долгом|

|повинность. Защита страны от агрессии|обязанностью испанцев. |и обязанностью гражданина |

|– долг каждого | |Российской Федерации. |

|Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, |

|достигшие определенного возраста. |

|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |

|Статья 47 |Статья 44 |Статья 44 |

| | | |

|Граждане КНР пользуются свободой |1. Государственные власти поощряют и |1. Каждому гарантируется свобода |

|научно-исследовательской |покровительствуют осуществлению права|литературного, художественного, |

|деятельности, |каждого на доступ к культуре. |научного, технического и других |

|литературно-художественного |2. Государственные власти поощряют |видов творчества, преподавания. |

|творчества и деятельности в других |науку и научные исследования на благо|Интеллектуальная собственность |

|областях культуры. Государство |общих интересов. |охраняется законом. |

|поощряет и поддерживает творческую | |2. Каждый имеет право на участие в |

|работу граждан в области науки, | |культурной жизни и пользование |

|техники, литературы, искусства и в | |учреждениями культуры, на доступ к |

|других областях культуры, отвечающую | |культурным ценностям. |

|интересам народа. | |3. Каждый обязан заботиться о |

| | |сохранении исторического и |

| | |культурного наследия, беречь |

| | |памятники истории и культуры. |

|Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько |

|население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными |

|галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием |

|библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и |

|России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на |

|свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. |

|право на жилище |

|Статья 39 |Статья 47 |Статья 40 |

| | | |

|Жилище граждан КНР неприкосновенно. |Все испанцы имеют право на |1. Каждый имеет право на жилище. |

|Незаконное вторжение в жилище |достойное, благоустроенное жилье. |Никто не может быть произвольно |

|запрещено. |Государственные власти обеспечивают |лишен жилища. |

| |необходимые условия и устанавливают |2. Органы государственной власти и |

| |соответствующие нормы для |органы местного самоуправления |

| |действенного осуществления данного |поощряют жилищное строительство, |

| |права; регулируют пользование землей|создают условия для осуществления |

| |в общих интересах и с целью |права на жилище. |

| |предотвращения спекуляцией землей. |3. Малоимущим, иным указанным в |

| |Общество участвует в доходах, |законе гражданам, нуждающимся в |

| |полученных от градостроительной |жилище, оно предоставляется |

| |деятельности государственных |бесплатно или за доступную плату из |

| |учреждений. |государственных, муниципальных и |

| | |других жилищных фондов в |

| | |соответствии с установленными |

| | |законом нормами. |

|Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно|

|является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они |

|должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, |

|складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения |

|жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. |

|Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не |

|прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. |

|обязанность платить налоги |

|Статья 56 |Статья 31 |Статья 57 |

| | | |

|Граждане КНР обязаны платить налоги |1. Каждый участвует в финансировании|Каждый обязан платить законно |

|в соответствии с законом. |общественных расходов в соответствии|установленные налоги и сборы. |

| |со своими экономическими |Законы, устанавливающие новые налоги|

| |возможностями посредством |или ухудшающие положение |

| |справедливой налоговой системы, |налогоплательщиков, обратной силы не|

| |основанной на принципах равенства и |имеют |

| |прогрессивного налогообложения, | |

| |которая ни в коем случае не должна | |

| |предусматривать конфискацию. | |

|Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются |

|специальными законами. |

|обязанность соблюдать законы |

|Статья 5 |Статья 9 |Статья 15 |

|Законы и иные нормативные акты, | | |

|принимаемые в КНР не должны |1. Граждане и государственные власти|1. Конституция Российской Федерации |

|противоречить настоящей Конституции.|должны соблюдать Конституцию и |имеет высшую юридическую силу, |

|Государственные органы, граждане, их|закон. |прямое действие и применяется на |

|объединения, армия должны соблюдать | |всей территории Российской |

|Конституцию и законы. | |Федерации. Законы и иные правовые |

| | |акты, принимаемые в Российской |

| | |Федерации, не должны противоречить |

| | |Конституции Российской Федерации. |

| | |2. Органы государственной власти, |

| | |органы местного самоуправления, |

| | |должностные лица, граждане и их |

| | |объединения обязаны соблюдать |

| | |Конституцию Российской Федерации и |

| | |законы. |

|Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является |

|классической в отношении граждан всех стран. |

3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И

СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ.

|КИТАЙ |ИСПАНИЯ |РОССИЯ |

|В Конституции КНР говорится лишь о |Общие юридические гарантии защиты |Конституция РФ содержит статьи, где |

|материальных гарантиях отношении |прав и свобод выражаются в трех |говорится об общих гарантиях прав и |

|социалистической системы хозяйства. |формах: обращение в обычные суды, |свобод человека и гражданина. Также, |

|Конституционно-правовой защиты |обращение в Конституционный суд и |отдельные гарантии некоторых прав и |

|большинство прав и свобод человека и |обращение к Народному защитнику — |свобод прописаны в текстах статей |

|гражданина не имеет. |разновидности омбудсмана. |Конституции. |

| |Гарантии всех прав и свобод, в том | |

|Статья 12 |числе социально-экономических и |Статья 45 |

| |культурных прописаны в 4 главе | |

|(1) Социалистическая общественная |конституции "О гарантиях основных |1. Государственная защита прав и |

|собственность является священной и |свобод и прав": |свобод человека и гражданина в |

|неприкосновенной. (2) Государство | |Российской Федерации гарантируется. |

|защищает социалистическую |Статья 53 |2. Каждый вправе защищать свои права |

|общественную собственность. Покупка | |и свободы всеми способами, не |

|или порча государственной или |2. Любой гражданин может требовать |запрещенными законом. |

|коллективной собственности любой |защиту прав и свобод, признанных в | |

|организацией или человеком любыми |Конституции перед любым судом, причем|Статья 46 |

|средствами запрещены. |дело должно рассматриваться на | |

| |основании принципов преференции, с |1. Каждому гарантируется судебная |

|Статья 13 |проведением предварительного |защита его прав и свобод. |

| |следствия, а в случае необходимости, |2. Решения и действия (или |

|(1) Государство защищает право |посредством подачи заявления об |бездействие) органов государственной |

|граждан иметь законно полученную |обжаловании в Конституционный Суд. |власти, органов местного |

|прибыль, сбережения, здания, и другую|Этот порядок применяется и при отказе|самоуправления, общественных |

|законную собственность. (2) |от воинской службы по мотивам |объединений и должностных лиц могут |

|Государство защищает согласно закону |несоответствия убеждениям, согласно |быть обжалованы в суд. |

|право граждан наследовать частную |статье 30. |3. Каждый вправе в соответствии с |

|собственность. |3. Признание, уважение и защита |международными договорами Российской |

| |принципов, перечисленных в Главе |Федерации обращаться в |

|Большой защитой государства |третьей должны получать свое |межгосударственные органы по защите |

|пользуются китайские граждане живущие|выражение в текущем законодательстве,|прав и свобод человека, если |

|за границей: |судебной практике и в деятельности |исчерпаны все имеющиеся |

| |государственных властей. Обращение о |внутригосударственные средства |

|Статья 50 |защите этих прав осуществляется |правовой защиты. |

| |только перед судами общей | |

|КНР защищает законные права и |юриспруденции в порядке, | |

|интересы китайских подданных, |установленном законом. | |

|проживающих за границей и защищает | | |

|законные права и интересы китайцев, |Статья 54 | |

|вернувшихся из-за границы, а также | | |

|членов их семей. |Органический закон регулирует порядок| |

| |деятельности института Защитника | |

| |Народа, высоко уполномоченного | |

| |Генеральными Кортесами и назначаемого| |

| |ими для защиты прав, предусмотренных | |

| |в настоящем Разделе, который может | |

| |осуществлять надзор за деятельностью | |

| |государственных властей и подотчетен | |

| |Генеральным Кортесам. | |

| |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего

право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав

человека. После образования КНР правительство страны неизменно

рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою

первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С

1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является

экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость

внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных

производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и

обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом

получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время

Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях,

развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего

народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего

достатка.

Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав

человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17

международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство

серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями,

к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и

административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений

данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно-

исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г.

китайское правительство подписало Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о

гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована

Белая книга

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий

уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие

положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные

различием в подходе к реализации прав и свобод.

Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о

том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,

делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень

личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой

декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их

выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его

демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно

стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё

больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при

принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени

учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее

положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его

часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в

обществе на момент её принятия

В идеале конституция в современном демократическом ее понимании

должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько

гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр

конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более

смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных

режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным

общечеловеческим ценностям

Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется

сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма"

она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой

борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него

ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех

социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных

экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и

национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от

реализации1.

Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией,

государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни

порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных,

способов их решения, создавая общие экономические, культурные,

информационные пространства

10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР"

выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского

университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета

(КНР), директор Центра проблем России .

1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.

-----------------------

ИСПАНИЯ

КИТАЙ

РОССИЯ

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены