рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Специфика политических конфликтов

Специфика политических конфликтов

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

ТЕМА: СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

СТУДЕНТКИ 2-ГО КУРСА СОКР. ПРОГРАММЫ

ГРУППА ЮС – 73 з

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БУКИНА Т. Н.

Москва 2001 г.

ПЛАН

( введение

. объект политического конфликта

. признаки политического конфликта

. типологизация

. функции политического конфликта

. виды политических конфликтов

. причины политических конфликтов. четыре детерминантных узла

. типы политических конфликтов.

. заключение

Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов

является политическая сфера, в которой развертываются многообразные

властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

В социально-политическом смысле совокупность существующих в обществе

позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в

борьбе за доминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п.

Существующая в недрах политического поля борьба есть политический конфликт

за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или

трансформацию существующих властных структур и системы государственной

власти. При анализе сущности и направленности политического конфликта

необходимо учитывать политического спроса и политического предложения в

каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого

соотношения позицию в политическом поле партии или профсоюза.

Если представить теоретические положения о сущности и роли

политического конфликта, сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в

обощенном виде, то следует констатировать, что в социальном пространстве,

которым является общество, всегда существуют взаимодействия людей,

включающие в себя как сотрудничество, так и конкурентность. Наиболее острые

формы конкурентные взаимодействия приобретают в политическом пространстве,

где объектом конфликта становятся отношения доминирования, отношения

господства и подчинения, воплощаемые во властных отношениях и структурах.

Политический конфликт представляет собой проявление и результат

конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп,

общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание

властных ресурсов, полномочий и благ.

Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть

как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над

другим. В своей содержательной сущности власть представляет собой

способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы)

осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять

намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия,

знания, денег, и т. п. В современном обществе власть представляет собой

институционально оформленную возможность и способность определять,

направлять и контролировать содержание и формы социального поведения

различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же

возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние

на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующих в данном

обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической

властью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, а

последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и

выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в

обществе отношения власти есть не что иное, как отношения господства и

подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных

групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же

людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и

противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее

удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют

к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение,

добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в

конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает

политический конфликт.

Лишенные власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою

политическую ущемленность. Только постепенно, столкнувшись с

несправедливостью, с более или менее замаскированным игнорированием их

коренных интересов со стороны лиц или групп, владеющих властью, индивиды и

группы, не обладающие властью, и потому вынужденные подчиняться другим,

начинают осозновать противоположность своих интересов интересам тех, кто

осуществляет власть в обществе. Но для осуществления власти в обществе

существуют определенные социальные институты: государство и его органы

управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суд и т.

п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснить

названные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные

изменения в их структуре, содержании и направленности деятельности, а

сделать это очень трудно, поскольку все эти институты опираются не только

на силу права, но и на насилие. Поэтому только концентрированными усилиями

индивидов и групп, занимающих недоминирующее положение в отношениях власти,

в отношениях политического господства и подчинения, можно добиться

перераспределения власти и изменения ее структуры, к чему и направлен

политический конфликт.

Только осознав свои политические интересы, их противоположность

интересам правящей верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы,

социальная группа, лишенная власти и вынужденная подчиняться другой,

господствующей группе, получает возможность отобрать власть у последней. Но

чтобы эти усилия носили организованный и целенаправленный характер,

социальная группа, ущемленная существующей системой распределения власти в

обществе, формирует политические движения, организации, партии, нацеленные

на борьбу с властвующей социальной группой. Так возникает активно

действующий субъект в складывающейся политической ситуации.

В зависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения

конфликтующих политических сил, эффективности или неэффективности выбранной

лидерами соперничающих движений, партий, организаций стратегии и тактики

борьбы, политический конфликт рано или поздно находит свое разрешение. Оно

может быть весьма различным по своим итогам, но три главных формы

разрешения политического конфликта таковы: 1) интеграция с соперником; 2)

кооперация с соперником; 3) подавление соперника.

Для того, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам

развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в

более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная

типологизация, т. е. выделение основных типов политических конфликтов.

Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм

политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-

политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е.

определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к

типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них

политических конфликтов.

Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и

особенностей политических конфликтов представляется такой методологический

подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два

основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества

закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной

концепции, известный английский сооциальный философ К. Поппер усматривал в

том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним

социальной –общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными

табу, запретами. В обществах «открытого типа», где утверждаются демократия,

плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают

легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой

системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем

парламентской борьбы, смены правительства и т. п., не доводя их до стадии

социального макроконфликта.

Десятилетний период, прошедший после вступления постсоветских стран на

путь перехода к демократическому «открытому обществу» побуждает сделать

вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем

собственной логикой истьорического развития и набором определенных

отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной

посттоталитарной конфликтности.

Общество переходного типа – это общество, для которого характерны

нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных

результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком

обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения

политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их

предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В

результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный

характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических

конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому

политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный

характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.

Все это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций

политических конфликтов.

Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных

взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные,

созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта

заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения

борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой

сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.

Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы

внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению,

но и к разрушению.

Третья негативная функция политического конфликта заключается в том,

что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-

экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к

власти в данной политической системе может прорваться экстремистская

группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять

цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.

Однако в современных конфликтологических теориях все более прочно

утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят

действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях,

либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и

культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах,

обладающих гибкой, развитой системой социально-политического

представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент,

сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и

урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную

устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую

адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в

соотношении негативных и позитивных функций современного политического

конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные,

созидательные.

Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах

политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о

возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных

индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие

разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся

ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для

управленческого регулирования возникающих в обществе политических

конфликтов.

Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта

является его способность стать катализатором назревших социально-

политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта

в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции

конкурирующим политическим силам.

Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что

существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали

конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные

массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина,

«кризис верхов», когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с

«кризисом низов», которые не могли мириться со старыми политическими

порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно

приобретало «вертикальную» направленность: «низы» восставали против

«верхов».

В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей

части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли

безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное

взаимодействие развертывается преимущественно по «горизонтали», где

противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические

партии и группировки.

Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных

противостояний дает основание для вывода о разделении политических

конфликтов на два основных вида:

- «вертикальный» конфликт между существующей в данной социальной

системе властью и общественно-политическими силами, интересы

которых не только не представлены в структуре властных органов, но

и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.

- «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по поводу

объема властных полномочий и их распределения между группировками

властвующей элиты.

Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их

проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Большинство

конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет

группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь,

реально существующие в обществе отношения господства и подчинения,

распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из

которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям

осуществлять властные полномочия и реализовывать тем самым свои коренные

политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены

от власти, не дают возможности соответствующим индивидам и слоям

реализовать свои интересы в политике, экономике культуре и т. п. Такое

размежевание и противостояние позиций, интересов, потребностей в

осуществлении властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует

возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и

осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому

вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп,

организаций, партий и т. п.

Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов

составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений,

целостных ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода

конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют

качественно различные представления о путях реформирования политической

системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные,

порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем

острота полититческого конфликта определяется не только масштабами и силой

противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью,

эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующей системы

власти.

Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных

ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с

процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к

политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным

общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими

своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого

рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где

людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где прежняя

общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте

происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых

идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или «мы – православные» и

т. п. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде

объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие расхождение

и противопоставление интересов одной социальной, национальной и т. п.

группы интересам других групп.

Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и

причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе,

заключен в самой политической системе современного общества, в свойственной

ей организации государственной власти, где исполнительная власть

конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной

властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов

конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу

относятся такие конфликтные разновидности:

- между законодательной и исполнительной властью;

- между государственно-правовой системой и политической оппозицией,

стремящейся эту систему изменить;

- между государством и отдельным политическим институтом;

- между государством и личностью.

Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в

современном мире представляет собой достигнутый в результате острой

политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих

политических сил, их интересов, целей, устремлений.

Еще одним широко распростроненным в современных политических системах

типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущая

современным обществам социальная стратификация получает одно из самых

существенных своих проявлений в политических статусах, в которых

фиксируется и артикулируются политические позиции определенных социальных

групп, их роль в политической системе. Политический статус социальной

группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии

политической власти (властвующая элита, правящие круги, оппозиция,

избиратели и т. п.); б) совокупность и объем статусных политических и

гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических

обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр, мэр

города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможность

тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической

жизни и влиять на нее.

Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в

решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в

совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими

индивидами и их группами.

В силу различия политических статусов и ролей существующая в обществе

статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда

различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их

выполнения со стороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные

конфликтные ситуации перерастают в реальные политические конфликты.

Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма разнообразны.

Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между властью

и народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе

за влияние на массы, между обещаниями политического лидера,

сформулированными им в борьбе за президентство, и уровнем их выполнения,

вызывающем недовольство больших масс населения и т. п.

Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерных

для «переходных» обществ, к когорым относятся, во-первых, государственно-

правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще

несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по

нескольким основаниям.

1. По областям развертывания существующие в политическом социальном

пространстве конфликты подразделяются на внутри- и

внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются

конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание,

упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой

и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и

исполнительной, между центральной и между властью.

2. По качественным характеристикам противостояний они разделяются на

«конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те

конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно

противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них

оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве

«конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить победа

одного из претендентов на президентских выборах, исключающая

занятие президентской должности другим претендентом. Те же

конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения

взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты

«не с нулевой суммой».

3. По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее

ревлизации выделяются вертикальные и горизонтальные политические

конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты,

возникающие между индивидами и группами, обладающими властью,

политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными

доступа к власти, политически подчиненными первым, а также

конфликты между центральными и местными властными структурами. К

горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные

взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями

властных полномочий: между законодательной и исполнительной

структурами власти, между неправящими партиями и т. п.

4. По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию

политические конфронтации подразделяются на

институционализированные и неинституционализированные конфликты.

Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в

обществе социальных институтов – развитая демократия, правовое

государство, гарантированная конституционными установлениями

свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность

политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие

конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп

и слоев в своих политических притязяниях и взаимодействиях с

другими подчиняться действующим в обществе правилам политической

игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты

не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных

институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение

существующей в обществе политической системы, действующих в нем

социальных институтов.

5. По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия

конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые

(латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных,

внешне фиксируемых формах политического действия – участие в

выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического

протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них латентные

конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики

видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор,

подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов,

политический шантаж и т. п.

6. По длительности (темпоральным характеристикам) политические

конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.

Примерами первых из них могут служить отставка правительства или

отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с

его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером

второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся,

то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой

арабских стран.

7. По формам проявлений конфликтных политических противостояний они

разделяются на а) политическое пикетирование правительственных

зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в)

политические забастовки с требованиями отставки президента,

правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д)

политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический

переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти;

з) политическая революция – массовое политическое действие,

приведшее к слому прежней государственной машины и коренной

трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е.

угроза разглашения компрометирующих сведений о политических

деталях.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями,

способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную,

разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому вожно

знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической

ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать

продуманную политическую позицию.

ЛИТЕРАТУРА

( Е. М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001

. В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию», Москва,

1995

. А. В. Глухова «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены