рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Прокурорский надзор

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов,

осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и

исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с

указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась

прокуратура как государственно-правовой институт)

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в

соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные

органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных

сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-

территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))

Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не

относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из

элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности,

обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

Прокурорский надзор (П.Н.) как…

…вид государственной деятельности:

Деятельность специально уполномоченных государственных органов

(прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:

1) Обеспечения верховенства закона;

2) Единства и укрепления законности;

3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и

государства.

Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и

правовых средств их осуществления.

…отрасль юридической науки:

Изучает закономерность возникновения, становления и развития

правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н.,

содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм,

деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

…как учебная дисциплина:

Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с

определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и

охватывает собой общую и особенную части курса.

Объект П.Н.-

Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов

исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных

органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов

военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих

органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также

других органов и граждан, на которых распространяется компетенция

прокуратуры.

S-ты П.Н.

Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной

властью в пределах своей компетенции.

Предмет П.Н.

Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора,

спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями

прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.

Средства П.Н.

Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для

достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

Методы П.Н.

Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и

способов применения и реализации правовых средств П.Н.

Сущность П.Н.

Состоит в том, что;

1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной

деятельности, которая является исключительной компетенцией

органов прокуратуры.

2) П.Н. осуществляется от имени государства.

3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и

исполнения законов, действующих на территории РФ.

4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение

правонарушений, восстановление нарушенной законности,

привлечение виновных к ответственности.

Цели и задачи П.Н.

Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос.

устройстве и понимаются как то:

-к чему надо стремится;

-что надо осуществлять;

-результат, на достижение которого направлена деятельность органов

прокуратуры, регламентируемая законодательством.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

1. Обеспечение верховенства закона;

2. Обеспечение единства и укрепления законности;

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи непосредственно направлены на достижение целей.

Задачи П.Н.:

1. Общие.

2. Специальные

3. Частные.

1.- Характеризуют весь П.Н.

2.- –//– какие-то направления деятельности.

3.- –//– какую-то частную деятельность.

Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от

посягательств:

–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от

формы собственности;

-общественного и государственного устроя РФ.

Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед

конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач

определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).

Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на

данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по

поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для

проверки их соответствия законам и т.д.).

Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры,

к которым относятся:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от

17.11.95 и др.;

3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и

процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52

АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)

4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ

(нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно

прокуратуры)

5) Указы Президента РФ;

6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции

Генпрокурора.

7) Постановления Конституционного Суда;

8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.

Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности

прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в

законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие

построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры

и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов заключается в следующем:

1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;

2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от

занимаемой должности.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры

подразделяются на:

- общие;

- внутрипроизводственные.

Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):

1)законность;

3) единство и централизация органов прокуратуры;

4) гласность;

К внутренним относятся:

-зональный (территориальный)

-предметный.

Характеристика общих принципов

1.Законность.

Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы

государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения,

обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны

следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при

безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и

интересов.

2. Единство и централизация органов прокуратуры

Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная

система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся

единому центру – Генпрокуратуре.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры

выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех

прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в

сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание

принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за

эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.

3.Принцип независимости.

Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы

прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от

федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов

местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и

руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и

указаниями Генпрокурора.

Реализация принципа независимости обеспечивается:

1) установленным порядком назначения прокуроров;

2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности

прокуроров;

3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов

( финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет

средств федерального бюджета);

4) Материальным и социальным обеспечением работников органов

прокуратуры.

Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О

прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.

Признаком данного принципа является политическая независимость

прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений,

преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной

оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,

научной, творческой деятельности.

4.Принцип гласности

Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает что органы

прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит

требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а

также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом

тайне.

Реализация обеспечивается:

1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от

должности;

2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального

собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности

и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;

3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений,

осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и

общественных связей)

В тех случаях, когда предание гласности информации о работе

прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам

личности, общества и государства, то предание гласности о работе

прокуратуры не допускается.

Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию

деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных

подразделений между работниками по определенным территориям

(территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема

работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил

нескольких S-в Федерации.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор

оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы,

находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются

сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и

характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным

направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за

прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности,

относящееся к предмету ведения).

В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-

зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и

определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в

соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-

руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным

распоряжением или приказом.

Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает

прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие

данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие

материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).

Система органов прокуратуры РФ

Возглавляемая Генпрокурором единая централизованная совокупность

федеральных органов и учреждений и учреждений, выполняющих взаимосвязанные

задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности,

правопорядка, федеративной государственности РФ, построенная на единых

принципах с учетом административно-территориального устройства государств

В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре» систему прокуратуры РФ

составляют:

1) Генпрокуратура РФ;

2) Генпрокуратуры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие

специализированные прокуратуры;

3) Прокуратуры городов и районов, другие территориальные военные и

иные специализированные прокуратуры;

4) Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,

являются юр. лицами.

Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру

Генпрокуратуры входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему

органов военной прокуратуры.

К территориальным относятся:

- прокуратура республики в составе РФ;

- прокуратура края, области;

- прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,

автономных округов;

- прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры

(межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и

районных, и подразделяются на военные и иные специализированные

прокуратуры.

Военные прокуратуры:

- Главная военная прокуратура;

- Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии,

флотилии, соединения, гарнизона;

Иные специализированные прокуратуры:

- природоохранные;

- транспортные;

- по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;

- по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых

учреждениях;

- иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры входят также научно-образовательные

учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при

прокуратуре РФ; институты повышения квалификации руководящих кадров

Генпрокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий органов

прокуратуры («Законность»)

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не

входящих в единую систему органов прокуратуры – не допускается (п.2,п.3

ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).

Генпрокуратура РФ.

Структура и порядок образования

Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется

Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его первого зама и

заместителей (по должности), других прокурорских работников,

назначаемых генпрокурором. Коллегия является совещательным органом

(на ней вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам

организации деятельности органов прокуратуры). Заседание Коллегии

проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются приказами

и указаниями генпрокурора.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:

1. Главное управление;

2. Управление;

3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).

В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие

прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи

по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их

помощники.

В состав прокуратуры входят:

1. Главное следственное управление Генпрокуратуры (ГСУ) (управление по

надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности

(ОРД) в ОВД, управление по надзору за расследованием преступлений

органами прокуратуры);

2. Управление криминального(?) обеспечения;

3. Управление кадров;

4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;

5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по уголовным

делам;

6. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по

гражданским делам;

7. Международно-правовое управление;

8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;

и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений входит Главная

военная прокуратура (ГВП).

В состав Генпрокуратуры входят ряд подразделений обеспечивающего

характера:

1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;

2) Секретариат;

3) Управление делами;

4) Центр информации и общественных связей;

5) Финансово-хозяйственное управление и другие.

В Генпрокуратуре создан информационно-аналитический центр для

обобщения и анализа информации по вопросам деятельности органов

прокуратуры.

10. Для аттестации прокурорско-следственных и других работников в

Генпрокуратуре

образуется Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) и Аттестационная

Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор, а АК – начальник управления

кадров.

При Генпрокуратуре действует научно-консультативный совет (НКС) для

рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов

прокуратуры (целью деятельности НКС является научное содействие органам

прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них законом «О

прокуратуре»).

Генпрокурор и его полномочия

Генпрокурор – высшее должностное лицо прокуратуры РФ, осуществляющее

общее руководство Генпрокуратурой РФ. Назначается и освобождается от

должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению

Президента. Срок полномочий – 5 лет.

Генпрокурор ежегодно представляет палатам Федерального собрания и

Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о

проделанной работе по её укреплению.

Полномочия (стю17 закона «О прокуратуре»)

1) Руководит системой прокуратуры;

2) Издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры,

приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции;

3) Устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и

учреждений прокуратуры;

4) Устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры в пределах

выделенной штатной численности и фонда оплаты труда;

5) Несет ответственность за выполнение задач возложенных на органы

прокуратуры;

6) Назначает на должность и освобождает от должности директоров

(ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры

и их замов.

Генпрокурор имеет первого зама и заместителей, назначаемых на

должность и освобождаемых от неё Советом Федерации по представлению

Генпрокурора.

Распределение обязанностей между замами осуществляется прокурором.

Организация прокурорского надзора в федеральных округах

Обеспечение прокурорского надзора в округах приказом Генпрокурора от 5

июня 2000 №98 «Об образований управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных

округах» возложено на образованные управления Генпрокуратуры в Центральном,

Северо-западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном

федеральных округах. В Южном федеральном округе данные функции возложены на

главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной

безопасности и межнациональных отношениям на Северном Кавказе.

Функции управлений Генпрокуратуры в федеральных округах

1. Координация деятельности всех правоохранительных органов,

находящихся в пределах федерального округа по борьбе с

преступностью.

2. Надзор за исполнением законов федеральными органами,

находящимися в пределах федерального округа, органами

контроля, их должностными лицами.

3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

федеральными органами, органами контроля и их должностными

лицами.

4. Надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,

осуществляющих предварительное следствие, дознание и

оперативно розыскную деятельность, а также управлениями по

борьбе с оргпреступностью, региональными отделами

следственного комитета при МВД.

5. Расследование уголовных дел о наиболее опасных, общественно

значимых преступлениях.

Управления Генпрокуратуры в федеральных округах возглавляют начальники

управлений, которые являются старшими помощниками Генпрокурора.

Прокуратуры S-в РФ

Прокуроры S-в РФ назначаются на должность сроком на 5 лет

Генпрокурором по согласованию с органами гос. власти S-в Федерации,

освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.

Структура

В пределах S-в РФ образуются:

- Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама

и заместителей по должности и других прокурорских работников,

назначаемых прокурором S-та РФ;

- В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах управлений,

в структуре управлений);

- В пределах S-в РФ устанавливается должности старших помощников и

помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и

отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,

следователей по особо важным делам, старших следователей и их

помощников.

Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):

1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;

2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения

подчиненными работниками;

3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров и

прокурорских работников

Прокуратуры районов (городов)

Основное звено органов прокуратуры.

Прокуратуры районов (городов) возглавляют соответствующие прокуроры,

которые назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от нее

Генпрокурором.

В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей

и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и

помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-

криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов

– следователей по особо важным делам) и их помощников.

Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому

статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.

Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:

1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов городскими органами предварительного

следствия, дознания и ОРД;

4) за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей

подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов

внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями,

установленными в УПК;

2) производят расследование по наиболее сложным условным делам;

3) участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской

прокуратурой заявлениям и искам;

4) вносят представление на судебное постановления по делам, в

рассмотрении которых принимали участие;

5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;

6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.

Обязанности прокуроров городов с районным делением:

1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;

2) принимают меры повышению квалификации прокурорско-следственных

работников;

3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении организации

работы и совершенствования прокурорской практики.

Специализированные органы прокуратуры и их компетенция.

Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:

Главная военная прокуратура (ГВП)

Возглавляется главным военным прокурором – заместителем генпрокурора.

Назначается и освобождается Советом Федерации по представлению

генпрокурора.

Структуру ГВП составляют:

- управление;

- отделы;

- канцелярия;

- приемная;

В управлениях и отделах:

- старшие военные прокуроры и военные прокуроры;

- старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;

- старшие следователи и следователи по особо важным делам.

Компетенция военных прокуратур:

-осуществляет надзор:

1) за исполнением законов и других НПА органами управления и

военного управления военной части и подразделений ВС;

2) за исполнением законов при производстве предварительного

следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о

преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами,

проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в

ВС.

3) За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ

законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых

административному задержанию на основании положений закона РФ

«О государственной границе».

Полномочия военных прокуроров:

(ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)

1. Участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных

совещаниях, органов военного управления;

2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;

3. По предъявлении служебного удостоверения имеют право

беспрепятственного входить на территорию и в помещения

военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов,

независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их

документами материалам.

Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют

следующие полномочия:

1) проверяют законность содержания под стражей осужденных,

арестованных и задержанных военнослужащих на

гауптвахтах, в дисциплинарных частях;

2) вправе требовать обеспечение охраны, содержания и

конвоирования лиц, находящихся на войсковых и

гарнизонных гауптвахтах.

Специализированные природоохранные прокуратуры

Создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по

объективным причинам обеспечит выполнение всех возложенных на прокуратуру

функций в сфере экологии в полном объеме.

Осуществляет надзор:

1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;

2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной власти,

местного самоуправления и т.д., а также за соответствием законам

издаваемых ими НПА;

3) осуществляют уголовное преследование по делам об экологических

преступлениях.

Созданы и действуют на правах областных (Волжская природоохранная

прокуратура и др.). В Волжскую природоохранную прокуратуру входят 15

межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за исполнением законов

на территории всего Волжского бассейна.

Специализированная транспортная прокуратура

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:

1) исполнение законов о безопасности движения;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями,

организациями железнодорожного, морского и речного транспорта,

независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;

3) расследуют дела о преступлениях, совершенных на транспортных

объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных

работниками указанных предприятий.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов

при исполнении уголовных наказаний

Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при

исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер

принудительного характера, назначаемых судом.

Осуществляют надзор:

1) за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-

исполнительной системы (УИС);

2) за администрацией этих учреждений;

3) за специальными подразделениями по обеспечению безопасности

объектов УИС;

Прокуроры наделены полномочиями по производству предварительного

расследования преступлений совершенных лицами, содержащимися в

исправительно-трудовых учреждениях УИС, а также преступлений по службе,

совершенные работниками этих учреждений.

Надзор за исполнением законов

Сущность и задачи общего надзора прокуратуры

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль

прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере

госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в

РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность

раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:

1) выявления нарушений законов;

2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;

3) принятие мер к устранению нарушений закона;

4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;

5) установление лиц, допустивших нарушение закона.

Предмет О.Н.:

1) соблюдение Конституции РФ;

2) исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными

министерствами, службами, иными федеральными органами

исполнительной власти, представительными (законодательными) и

исполнительными органами гос. власти S-в РФ, органами местного

самоуправления (муниципалитет, управы), органами военного

управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля

(напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)),

их должностными лицами, органами управления (совет директоров,

управления и др.) и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций, граждан(?).

объекты общего прокурорского надзора

3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами

и лицами.

Пределы О.Н.

Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен

осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:

1) полномочия по выявлению нарушений закона;

2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных

правонарушений.

К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1

ст.22):

1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора

представления необходимых документов, материалов и иных

сведений;

2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения

закона и др.

Ко 2 группе относятся:

1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности,

установленной законом;

2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело

или производство об административном правонарушении;

3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№

4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

5) и др.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат

безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том

числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность

(ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))

Средства реагирования на выявленные нарушения закона

Такими средствами являются:

1) протест;

2) постановление;

3) представление; ст.ст.23-25,25(1) ФЗ «О

прокуратуре»

4) предостережение;

1) Протест

Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора

выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или

частично не соответствуют Конституции и иным законам.

Содержание протеста заключается в требовании прокурора полностью или

частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в

соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному

лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или

должностному лицу, компетентному отменить акт.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2:

по надзору за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники

прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов

протеста, но вносить их от своего имени они не в праве). В необходимых

случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей

юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании

несоответствующих закону актов недействительными (исключениями является

ограничения права прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с

требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3, ст.22

закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).

Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее

чем в 10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения

протеста на решение законодательного органа S-та РФ или органа местного

самоуправления – на ближайшем заседании.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной

форме незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в

установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно

отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с

заявлением о признании правового акта недействительным.

2) Постановление

Разновидностью постановления прокурора является постановление о ВУД

или производства об административном правонарушении;

Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами

уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства

расследования в органы дознания или предварительного следствия с

соблюдением признака подследственности, либо принимается к производству

прокурором.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении

приносится прокурором при наличии данных, указывающих на признаки

административного проступка и оформляется мотивированным постановлением,

которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать меры

административной ответственности.

3) Представление

Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать

устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения

или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые

причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства,

обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями

устранить выявленное нарушение закона.

Представление имеет письменную форму и должно быть юридически

обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со

дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по

устранению допущенных нарушений законов (о принятых мерах в письменных

форме сообщается прокурору)

4) Предостережение

Предостережение о недопустимости нарушения законов применяется когда

прокурор в процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные

лица объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях

предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает

указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении

деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом

порядке.

Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его

заместителя, основанием для него является достоверная информация о

готовящихся противоправных деяниях.

Применению предостережения должна в обязательным порядке

предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях

конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных

объяснений.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется

должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина.

Выделение данного направления прокурорского надзора обусловлено

положением Конституции (ст.2) о том что человек, его права и свободы

являются высшей ценностью.

Цель данного надзора заключается, в том чтобы добиться такого

состояния, при котором:

1) права и свободы действительно соблюдались всеми органами и

должностными лицами;

2) гражданин был убежден в том, что его права находятся под

защитой и в случае их нарушения он вправе обратиться за

защитой к компетентным гос. органам (их должностным лицам) у

которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод

человека и гражданина.

Задачи:

1) обязательные вмешательство прокурора в связи с поступившей

информацией о нарушении права свобод личности;

2) защита закрепленных в Конституции прав и свобод человека и

гражданина;

3) защита личных и общественных интересов;

4) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.

Предмет

(Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)

Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной

власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами

местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также

органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций.

В сферу данного надзора входит:

1) соблюдение права и свобод граждан РФ;

2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное

гражданство);

3) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на

территории РФ.

Объекты

Такие же как и в общем надзоре.

Пределы надзора

Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением

законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).

Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и

гражданина

Прокурор:

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о

нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимает меры по предупреждению пресечению нарушений права

свобод и человека и гражданина;

4) принимает меры по привлечению к ответственности лиц,

нарушивших закон;

5) принимает меры по возмещению причинению ущерба;

6) вызывает должностных лиц и граждан для объяснения по поводу

нарушений законов и осуществляет иные полномочия;

7) и др. (см. статью)

Средства реагирования

Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий

восстановления, прокурор вправе использовать все предусмотренные законом

средства прямого реагирования (протест, представление, постановление,

предостережение)

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания

и предварительное следствие

Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый

уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством

использования ими определенных законом методов проверки и средств

расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми

оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов

внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной

деятельности» в части «S-ты ОРД»).

Задачи

1) охрана прав и защита прав и свобод личности;

2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных

мероприятий;

3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к

ответственности;

4) предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов,

осуществляющих ОРД.

Предмет

(ст.29 закона «О прокуратуре»)

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении

оперативно-розыскных мероприятий;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных

мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.

Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного

законодательства.

В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие

решений:

1) о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета

(ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)

2) о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных

мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной

деятельности»)

3) предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю

или в суд (ст.11)

4) о рассекречивании сведений, полученных при проведении

оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)

5) правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их

сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной

деятельности»).

Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об

оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть

изменен или дополнен только законом.

Пределы надзора

Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной

деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.

В предмет прокурорского надзора не входят:

1) сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления

ОРД;

2) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения

материалов, об ограничении конституционных прав граждан при

проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД»

(к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных

переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных

сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное

обследование жилища)

3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о

штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о

лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной

основе представляются соответствующим прокурором только с

письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,

требующих их привлечение к уголовной ответственности.

Предела полномочий органов прокуратуры

1) прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную

деятельность поднадзорных органов;

2) исполнению подлежат только законные требования прокурора,

вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;

3) прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные

мероприятия или участвовать в их подготовке;

4) прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих

оперативно-технические характер (последовательность проведения

оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных

оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ

и т.п.);

5) оперативно-служебные документы об осуществлении

контрразведывательной деятельности могут быть истребованы

только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру

материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим

о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР)

законодательства;

6) в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-

служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением

собственной безопасности;

7) надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в

компетенцию районных (городских) прокуратур;

8) осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не

подменяет руководителя органа, оперативные подразделения

которого вправе осуществлять ОРД.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,

осуществляющими ОРД

Полномочия прокурора носят властно-распорядительный (императивный)

характер.

Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:

1) вправе проводить проверки исполнения законов органами

осуществляющими ОРД;

2) вправе знакомится с документами, содержащими сведения об

основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных

мероприятий;

3) требовать письменные объяснения от должностных лиц,

осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;

4) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам

комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их

прекращения;

5) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания

руководителей органов, осуществляющих ОРД;

6) вправе вносить представления об устранении нарушений закона,

допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

7) про проведении проверок прокурор знакомится с материалами

секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать

предоставления подлинных оперативно-служебных документов,

однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не

предоставлять прокурору оперативно-служебные документы,

относящиеся к той части деятельности, которая не входит в

предмет прокурорского надзора;

8) одним из полномочий являются также указания прокурора о

проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37

УПК), которые являются обязательными для органов дознания и

даются в письменной форме.

Организация прокурорского надзора

S-ты по осуществлению данного прокурорского надзора именуются

уполномоченные прокуроры.

Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный осуществлять надзор

за исполнением законов органами осуществляемыми ОРД, имеющий для работы с

документами допуск, оформленный надлежащим образом:

1) прокуроры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие

специализированные прокуратуры;

2) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные

и иные специализированные прокуратуры;

3) в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор

и его заместители, начальники управлений и отделов и их

заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.

Для осуществления надзора в сфере ОРД прокуроры должны иметь допуск

для работы с документами, оформленный в соответствии с положениями

инструкции «о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к

государственной тайне» утвержденной постановлением Правительства РФ от

28 октября 95 года, №1050.

Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами,

осуществляющими дознание и предварительное следствие

Сущность надзора заключается в организации непрерывного надзора за

законностью производства дознания и предварительного следствия.

Задачи надзора заключаются в том, чтобы:

1) преступление не осталось нераскрытым;

2) никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к

уголовной ответственности;

3) соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок

ВУД, расследования уголовных дел, сроки расследования, права

участников уголовного судопроизводства);

4) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им

условия, принимались меры к их устранению и др.

Предмет надзора

Предметом является законность деятельности органов расследования на

всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления

заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации

его до принятия прокурором окончательного решения.

Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о

преступлениях;

3) проведение расследований;

4) законность решений, принимаемых органами дознания и

предварительного следствия.

Полномочия прокурора

(закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)

-прокурор вправе возбуждать уголовное дело и поручать его расследование

дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к своему

производству;

- давать согласие дознавателю, следователю на ВУД;

- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом

ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о

производстве иного процессуального действия, которые допускаются на

основании судебного решения;

- вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания передавать его

следователю;

- продлевать срок предварительного срок предварительного расследования;

- поручать органу дознания производство следственных действий, а также

давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

- рассматривать жалобы на действия (без действия) и решения должностного

лица органа дознания (ст. 124 УПК);

- выносить постановления и давать письменные указания и др. Письменные

указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи с ВУД

и их расследованием, данные в порядке установленном законом является

обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не

приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда следователь

предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением

своих возражений, в случае несогласия со следственными(?) решениями или

указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры

пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или

обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об

избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных

действий, осуществляемых по судебному решению;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения

следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений,

исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера,

принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под

стражу

Задачи, предмет и направление надзора

Задачи:

1) соблюдение установленных законодательством РФ прав и

обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутым мерам принудительного характера в порядке условий

их содержания;

2) выявление и устранение фактов унижения человеческого

достоинства, произвола и жестокого обращения к вышеуказанным

лицам;

3) выявление и устранение фактов необоснованного водворения в

штрафные помещения;

4) обеспечение гуманных условий содержания и ряд других задач;

Правовая основа деятельности прокуроров в данном надзоре

1) Всеобщая декларация прав человека 1948г.;

2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950г.;

3) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений» от 21 июня 1995;

4) ФЗ «О прокуратуре» (ст.ст.32-34);

5) УПК РФ;

6) УИК РФ (ст.ст.10-16)

Предмет:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых и иных

органах и учреждениях и исполняющих наказания и меры принудительного

характера, назначенные судом;

2) соблюдение установленных законодательным РФ прав и обязанностей

задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых

мерам принудительного характера в порядке условий их содержания

3) законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.

Направление:

1) исполнение законов в местах содержания задержанных (ИВС);

2) исполнение законов в местах предварительного заключения (СИЗО органов

внутренних дел и органов ФСБ);

3) исполнение законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного

характера, назначаемых судом (надзор за исполнением наказаний, не

связанных с лишением свободы)

Полномочия прокурора

(ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)

Прокурор вправе:

1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;

2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутым мерам принудительного характера;

3) знакомится с документами, на основании которых вышеуказанные лица

содержаться в этих учреждениях;

4) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права

вышеуказанных лиц;

5) требовать объяснений от должностных лиц;

6) выносить протесты и представления;

7) возбуждать уголовные дела и производство об административных

правонарушениях;

8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на

вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим постановлением из

карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять

законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также

установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест

лишения свободы.

Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными

приставами

Сущность:

Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла

свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и

свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие

закону.

Задачи:

1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;

2) соблюдение требований законодательства в деятельности судебных

приставов;

3) соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод

физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;

4) соответствие законам решений судебных приставов.

Правовая основа:

1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);

2) ФЗ «О судебных приставах»;

3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) Приказы и указания генпрокурора.

Предмет, объекты и пределы надзора

Предмет:

1) надзор за исполнением законов судебными приставами;

2) надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц

судебными приставами;

3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

Объектами:

1) Главный судебный пристав;

2) Департамент судебных приставов Минюста;

3) Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;

4) ССП органов юстиции S-в РФ;

5) Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-

территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.

Данный перечень является исчерпывающим.

Пределы:

См.ст.1 «О прокуратуре»

Полномочия прокурора:

1) лично, либо поручать вышестоящим ССП проводить проверки исполнения

законов судебными приставами соответствующих подразделений;

2) проверять законность применения физической силы, спец. средств

судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок

деятельности судов;

3) проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих

принудительному исполнению;

4) проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения

постановления о возбуждении исполнительного производства (3 суток),

направления копий постановления заинтересованным лицам (взыскателю,

должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);

5) проверять соблюдение требований закона «О недопустимости ущемления

прав граждан и организаций в своей деятельности»;

6) рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;

7) истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства,

если заявлена претензия к их содержанию, а также иные материалы,

подтверждающие законность и обоснованность действий судебных

приставов.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами

Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел

судами

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел является одной из

функций органов прокуратуры (ч.3 ст.1 закона «О прокуратуре») и не

рассматривается законодательством как осуществление надзора.

Задачи:

1) вынесение законного и обоснованного приговора, постановления,

определения по каждому уголовному делу;

2) гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;

3) своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений,

выносимых судом в соответствии с требованиями закона;

4) и ряд других.

Прокурор вправе:

(ст.35,36 закона «О прокуратуре»)

1) участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;

2) выступать в качестве гос. обвинителя в суде;

3) подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических или

юридических лиц в уголовном судопроизводстве;

4) вступать в дело в любой стадии судопроизводства, если этого требует

защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или

государства;

5) внести кассационное представление в вышестоящий суд на не вступившее

или вступившее в законную силу определение, постановление, приговор

суда;

6) генпрокурор имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда,

обратиться с представлением в Пленум ВС о даче судам разъяснений по

вопросам судебной практики по уголовным делам.

Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел

(ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)

1) поддержание гос. обвинения и участия в качестве гос. обвинителя в

разбирательстве дела судом I инстанции;

2) принесение представления на приговоры, определения, постановления

судей, не вступивших в законную силу;

3) участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного и

надзорного производства, а так же при возобновлении дел по вновь

открывшимся обстоятельствам;

4) участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением

приговора;

5) дача заключений по возникающим в суде вопросам.

Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания

1) Прокурор может обратиться с ходатайством о проведении предварительного

слушания;

2) Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен принять

в них участие;

3) Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании в

виду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное

обвинение (этот вопрос гос. обвинитель должен согласовать с

прокурором, который утверждал обвинительное заключение или

обвинительный акт – п.16 приказа Генпрокурора РФ от13 ноября 2000

года, №141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением

конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)

4) Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения, а также

переквалифицировать деяние в соответствии со статьей закона,

предусматривающей более мягкое наказание;

5) На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного рассмотрения

прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции

Согласно ст246 УПК прокурор, поддерживая обвинение, руководствуется

требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на

рассмотрении всех обстоятельств дела.

УПК устанавливает обязательное участие гос. обвинителя (ст.246) в

судебном разбирательстве дел публичного и частно-публичного обвинения.

Гос. обвинитель:

1) обеспечивает соблюдение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в

сферу судопроизводства;

2) способствует всестороннему исследованию обстоятельств дела,

объективному его разрешению;

3) основывает свою позицию на результатах исследования доказательств в

судебном заседании и т.д.

В судебном заседании прокурор излагает суду свое мнение по существу

обвинения, а также по другим вопросам возникающим в ходе судебного

разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного

закона и назначении подсудимому наказания.

Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела

завершается выступлением в судебных прениях с обвинительной речью или

обоснованным отказом от обвинения.

Полномочия прокурора в стадиях апелляционного и кассационного

производства

Апелляционная стадия:

Рассматриваются представления прокурора на не вступившие в законную

силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.

Производство в суде апелляционной инстанции по правилам производства в

суде I инстанции.

Предмет и пределы судебного разбирательства ограничен той частью

приговора мирового судьи, и в отношении тех осужденных, которые указаны в

представлении.

Если дело рассматривается в связи с принесением представлением, то

первым в судебные прениях выступает прокурор.

Вынесенные судом апелляционной инстанции решения могут быть обжалованы

в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими правилами,

установленными УПК, в том числе и самим прокурором.

Полномочия прокурора в стадии кассационного производства

Прокурор в пределах своей компетенции может принести в вышестоящий суд

кассационное представление.

В кассационном порядке вносятся представления на приговоры любого

суда.

Прокурор может принести кассационное представление в течении 10 суток

со дня провозглашения приговора и приносится в суд, рассматривающий

уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.

Основания принесения представления:

1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре

фактическим обстоятельствам дела;

2) нарушение уголовно-процессуального законодательства;

3) неправильное применение уголовного закона;

4) несправедливость приговора.

Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является

обязательным.

В случае несогласия с решением кассационной инстанции прокурор может

подать ходатайство в порядке надзора, которое именуется надзорным

представлением (прокурор или его заместитель не зависимо от участия в

судебном разбирательстве вправе, в пределах своей компетенции, истребовать

из суда любое дело по которому приговор, определение или постановление не

вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут,

что они незаконны или необоснованны)

Надзорное представление рассматривается судом надзорной инстанции в

течение 30 суток со дня его поступления.

Изучив надзорное представление, судья выносит одно из следующих

постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорного представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорного

представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с

уголовным делом, если оно было истребовано.

Далее в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием

прокурора. Прокурор, участвую в заседании, поддерживает надзорное

представление. В результате рассмотрения дела представление прокурора может

быть удовлетворено или отклонено.

Прокурор принимает участие и в стадии возобновлении дела в виду вновь

открывшихся обстоятельств. При наличии предусмотренных законом

обстоятельств прокурор:

1) своим постановлением возбуждает производство в виду вновь

открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку,

истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в

законную силу;

2) производит расследование этих обстоятельств или дает

соответствующее поручение следователю;

3) если расследованием вновь открывшихся обстоятельств

установлены обстоятельства для возобновления дела, прокурор

направляет дело с материалами расследования и своим

заключением в соответствующий суд (непосредственно или через

вышестоящего прокурора), а при отсутствии таких оснований

прекращает возбужденное им производство (вопрос о

возобновлении дела рассматривается на судебном заседании с

участием прокурора по правилам рассмотрения представления в

порядке надзора)

Участие прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции

Сущность, цели, задачи правовая основа данного участия:

В соответствии с ч.3 ст35 закона «О прокуратуре» и ст.45 ГПК при

осуществлении гражданского судопроизводства прокурор вправе обратиться в

суд с иском или вступить в любой стадии процесса, если это требует защита

прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Цели участие прокурора в гражданском процессе:

- защита прав, свобод и охраняемых интересов граждан;

- интересов РФ;

- S-в РФ;

- муниципальных образований.

Задачи:

- предупреждение нарушения норм материального или

процессуального прав;

- вынесение по каждому гражданскому делу законного и

обоснованного решения, определения или постановления;

- обеспечение прав и законных интересов участников гражданского

судопроизводства;

- своевременное исполнение решений, определений и постановлений,

выносимых судом при осуществлении гражданского

судопроизводства.

Правовая основа участия:

1) закон « О прокуратуре» (ст.35-39)

2) ГПК РФ;

3) Приказ Генпрокурора РФ от 5 января 1997 года, №1, «об участии

прокурора в гражданском судопроизводстве»

4) И др.

Направление участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах

общей юрисдикции:

1) подача исков;

2) дача заключений по возникающим вопросам;

3) внесение представлений на решения, определения и постановления судов

(судей) не вступивших в законную силу и вступившие в законную силу;

4) участие в рассмотрении гражданских дел в стадиях апелляционного,

кассационного производства, а также при возобновлении дел по вновь

открывшимся обстоятельствам;

5) участие при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением

судебного решения по гражданским делам.

Обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в

судах общей юрисдикции:

1) п.3(?) ст.45 ГПК

2) о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав (ст.70,72,73

СК)

3) ч.3 ст.278 ГПК;

4) ч.2 ст.252 ГПК;

5) ч.3 ст.260 ГПК;

6) ст.273 ГПК;

7) ч.1 ст.284 ГПК;

8) ст.288 ГПК;

9) ст. 304 ГПК;

10) об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов,

работников соц. Обеспечения и образования, ущемляющих права и законные

интересы граждан при оказании им психиатрической помощи;

11) о выселении граждан без предоставлении жилого помещения;

12) об освобождении имущества от ареста;

13) возбужденных по заявлениям и искам прокуроров;

14) по которым суд признал участие прокурора необходимым;

15) участие, в которых прокурора требует охрана государственных или

общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов

граждан;

16) рассматриваемых по I инстанции Верховным Судом.

Полномочия прокурора в гражданском процессе

Ст.35 ГПК

Предъявление прокурором иска в суд общей юрисдикции

Обращение в суд с заявлением (иском) в защиту охраняемых законом интересов

других лиц, предусмотрено ч.4 ст.27 закона «О прокуратуре».

1) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам

не может лично отстаивать в суде свои права и свободы;

2) когда нарушены права и свободы значительного числа граждан;

3) в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело общественное значение.

В этих случаях прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в

интересах пострадавших.

Прокурор вправе предъявить иск по любой категории дел, за исключением

дел о расторжении брака.

Требования к исковому заявлению прокурора

(Ст.131 ГПК)

Исковое заявление подается в письменной форме в соответствии с

требованиями ГПК (ст.131)

Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?).

В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный закон, иной

НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены интересы лиц, участвующих в

деле, а также указывает какое конкретно право нарушено.

Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

1) прокурор обладает процессуальными правами и обязанностями истца;

2) исковое заявление прокурора не облагается госпошлиной (ч.1 ст.89 ГПК)

3) прокурору не может быть предъявлен встречный иск и он не может

заключит мировое соглашение;

4) решение суда распространяется на лицо, в интересах которого заявлен

иск;

5) участие прокурора в суде I инстанции (ст.189,190 ГПК)

Участие прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном

производстве.

На решение мирового судьи прокурор может принести апелляционное

представление. Может быть подано в течении 10 дней со дня принятия мировым

судьей решения в окончательной форме.

На решение всех судов в РФ, принятые на I инстанции, за исключением

решений мировых судей, прокурор может принести кассационное представление

(в течении 10 дней после вынесения судом решения)

Надзорная инстанция:

Производство в надзорной инстанции является исключительной стадией

гражданского судопроизводства.

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет:

- законность и обоснованность решения нижестоящих судов;

- правильность применения и толкования норм материального и

процессуального права судами I и кассационной инстанции.

В пределах доводов и представлений и по имеющимся в деле материалам.

Участие прокурора в рассмотрении дела в порядке надзора является

обязательным.

Участие прокурора в стадии исполнительного производства

Ст.441 ГПК

И участие прокурора по вновь открывшимся обстоятельствам.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены