рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения,

особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении

конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом,

а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:

1) расширение юридического, политического кругозора,

2) повышение уровня правовой культуры,

3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов

4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран

Функции:

- учебно-познавательная,

- возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая

функция),

- рекомендательная (возможность перенимания опыта)

Методы:

1. Общенаучные:

a. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном

развитии,

2. Частнонаучные:

a. метод сравнительно-правового анализа,

b. конкретно-исторические методы,

c. социологический,

d. системного анализа.

КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в

обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и

деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и

управления.

Характерные черты КП как ведущей отрасли:

- закрепляет политические отношения,

- принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для

всех

- единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон

государства, т.е. конституция

- имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между

человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к

устройству государства.

Преобладающий метод конституционно- правового регулирования – императивный,

предполагающий четкий вариант поведения.

КП использует диспозитивный метод регулирования в большей степени при

регламентации правового положения человека

Субъекты КП:

Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным

гражданством, беженцы, вынужденные переселенцы, избиратели, депутаты,

другие лица с особой правоспособностью),

Общественные образования (государство в целом, отдельные государственные

органы (парламент, суды, …), территориальные единицы, политические партии,

высшие должностные лица государства).

Объекты конституционных отношений:

- социально-экономические и социально-политические ценности,

- основы личных благ и свобод,

- отношения собственности,

- национальные и расовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:

1) отсутствует санкция,

2) действуют непосредственно,

3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие

по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.

Источники – формы выражения норм права:

- конституция (основной),

- конституционные законы (поправки к конституции США),

- органические законы, регулирующие деятельность государственных органов,

- обычные законы государства, если они содержат конст-прав. нормы

(например, закон о гражданстве),

- нормативно-правовые акты исполнительных органов власти (указы

президента),

- регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности палат

парламента, а также их внутреннюю структуру

- решения органов местного самоуправления – только в случае, когда

регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной

власти (местные уставы …),

- судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия),

- конституционно-правовые акты органов конституционного надзора,

- конституционные обычаи – нигде юридически не зафиксированы, но

регулируют важнейшие вопросы государственной жизни,

- труды ученых юристов,

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры,

- религиозные источники (Иран, ОАЭ),

- внутригосударственные договоры, если они регулируют конституционные

проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).

Конституция как основной источник КПЗС

Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой,

регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и

изменяемый в особом порядке.

Юридические свойства конституции:

1) обладает высшей юридической силой,

2) является базой текущего законодательства,

3) имеет прямое действие,

4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

Функции конституции:

- учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или

создает условия для развития новых общественных отношений),

- организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно

подчиняться общество),

- внешнеполитическая (формирует направление внешней политики и служит

информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),

- идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав

и свобод),

- юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно

порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-

правовых актов.

Понятие и формы конституций

Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система

юридических норм.

Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в

обществе.

Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная

конституция.

Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность

нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.

Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической

силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:

1) провозглашают народный и государственный суверенитет,

2) провозглашают охрану частной собственности,

3) закрепляют принцип разделения властей,

4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления

подразумевается,

5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или

федерализма,

6) закрепляют основы прав граждан и подданных,

7) определяется организация высших органов государственной власти и основ

судопроизводства.

В зависимости от формы Конституции бывают:

1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт

(Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),

2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных

конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о

престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии –

аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),

3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный

характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания:

писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая

Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный

обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),

4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е

месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:

- преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,

- основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство

государства,

- заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и

порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):

1. По времени принятия:

- старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г.,

Швейцарии 1874г.),

- новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции

1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и

гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается

роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления

исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.

2. По способу принятия:

- принятые представительными учреждениями (США),

- принятые избирательным корпусом,

- дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),

3. По способу изменения:

- жесткие – изменение осуществляется следующим образом:

а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно

глава гос-ва или парламент),

б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),

в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США,

Италия, Япония),

- гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),

- гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии

1950г.).

4. По сроку действия:

- временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),

- постоянные – без ограничения срока действия.

Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения

Конституции.

Виды конституционного надзора:

1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда

происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора

по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое

давление на суд минимально.

2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации

процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия,

Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет

рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а

Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),

существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной

юрисдикции Конституционного суда:

а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,

б) споры между органами и субъектами федерации,

в) признание конституционных законов, принятых парламентом,

г) проверка конституционности референдума,

д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов

выборов в высшие органы государства,

е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за

нарушение Конституции,

ж) установление антиконституционного характера политических партий.

Формы контроля за конституционностью законов:

1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия

законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней

стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету

законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия

законодательных актов),

2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным

актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей

юрисдикции).

Субъекты конституционного надзора

1. высшие государственные органы и должностные лица,

2. территориальные единицы,

3. суды,

4. частные лица по конкретным спорам.

Принципы конституционного надзора:

1. независимость судей,

2. законность,

3. рациональная организация Конституционного суда

Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.

Формы современных зарубежных государств.

Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов

государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по

наследству.

o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует

(Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и

парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх

может приостановить действие конституции.

o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и

исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации,

правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила

актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим

министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным

актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания,

Бельгия, Дания).

2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их

ответственность перед населением.

o президентская (США):

а) президент избирается не парламентским способом,

б) Президент формирует Правительство,

Правительство подотчетно только Президенту,

Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,

o парламентарная (Германия, Индия):

а) Президент избирается парламентским путем,

б) Парламент участвует в формировании Правительства,

в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,

г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,

o смешанная – на примере Франции:

а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,

б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию

порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке

правительства,

в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

Форма государственного устройства – территориальная организация власти,

порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между

центральными и местными органами власти.

1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов

власти и единым законодательством.

- простые унитарные (Польша, Румыния)

- сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено

право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,

Франция),

2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального

законодательства существуют органы гос. власти и законодательство

субъектов федерации (США, Германия, Индия)

- договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),

- конституционные федерации (Германия, Индия),

- симметричные – все субъекты равноправны,

- асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,

- централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),

- децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),

База деления федераций – по территориальному (США) или национальному

(Индия) признаку.

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления

государственной власти.

1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):

- власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов

гос. власти (Великобритания),

- реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,

- многопартийная система,

- политический плюрализм,

- при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не

принуждения.

2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко,

Иордания).

- отсутствует многопартийная система,

- не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,

- отсутствует принцип разделения властей,

- доминируют насильственные методы,

- все сферы жизни под контролем государства,

3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в

настоящее время – Индия, Филиппины.

Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной

отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и

политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто

прибегает к принудительным формам воздействия.

По Франции – см. отдельный лист

Сравнительная таблица конституций

|Госуда|Конституция |Конституционн|Форма |Форма |Политическ|Судебная |

|рство | |ый контроль |правления |территор|ий режим |система |

| | | | |иального| | |

| | | | |устройст| | |

| | | | |ва | | |

|США |1787г. | Верховный |Президентс|федераци|демократия|«американск|

| |писаная, состоит |Суд США и |кая |я 50 | |ий тип»: |

| |из 7 (?) статей +|верховные | |штатов | |отличается |

| |27 поправок, |суды штатов | | | |централизов|

| |прилагаемых к | | | | |анностью, |

| |тексту | | | | |возглавляет|

| |Конституции. | | | | |Верховный |

| |«Жесткая». | | | | |Суд США, |

| | | | | | |различают |

| | | | | | |федеральную|

| | | | | | |судебную |

| | | | | | |систему и |

| | | | | | |судебную |

| | | | | | |систему |

| | | | | | |штатов |

|Велико|нет писаной |Такого |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо|

|британ|конституции. |института |кая |унитарно|еский, |нская |

|ия |Источниками |нет. |монархия. |е |строгого |(американск|

| |являются: |Была |Руководящу|государс|разделения|ая), |

| |- акты |сформулирован|ю роль |тво. |властей |единство |

| |парламента, |а концепция |играет | |нет |судебной |

| |- великая хартия |верховенства |парламент.| | |системы |

| |вольностей |парламента. | | | | |

| |1215г., | | | | | |

| |- судебные | | | | | |

| |прецеденты, | | | | | |

| |- конституционные| | | | | |

| |обычаи, | | | | | |

| |- доктрины ученых| | | | | |

| |юристов. | | | | | |

| |«Гибкая» | | | | | |

|Франци|Конституция |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм|

|я |1958г. |я |республика|унитарно|еский |анская |

| |Писаная. |Конституционн|(полупрези|е | |(децентрали|

| |«Жесткая», не |ым советом |дентская).|государс| |зованная) |

| |содержит главы о |(рассматривае| |тво | | |

| |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ| | | |

| |– ссылается на |соответствия |ее | | | |

| |Декларацию прав и|Конституции |положение | | | |

| |свобод гражданина|акты органов |занимает | | | |

| |1789г. и |законодательн|исполнител| | | |

| |преамбулу |ой власти, |ьная | | | |

| |Конституции |состоит из 9 |власть | | | |

| |1946г. |человек, по 3| | | | |

| | |чел. в каждой| | | | |

| | |из палат). | | | | |

| | |Госсовет | | | | |

| | |рассматривает| | | | |

| | |акты | | | | |

| | |исполнительно| | | | |

| | |й власти. | | | | |

|Герман|1949г., писаная. |Федеральный |парламента|федераци|демократич|романо-герм|

|ия |«Жесткая» |конституционн|рная |я 16 |еский |анская, |

| | |ый суд |республика|земель | |децентрализ|

| | |Германии и | | | |ованная, 5 |

| | |конституционн| | | |независимых|

| | |ые суды | | | |ветвей |

| | |земель | | | | |

|Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная |унитарно|тоталитарн|Социалистич|

| |«Жесткая». |нет, но его |республика|е |ый режим, |еская. |

| |Придерживается |функцию |с |государс|нет |Судебная |

| |концепции |выполняет |демократич|тво с |разделения|система |

| |социальных прав и|постоянный |еской |национал|властей, |подчинена |

| |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам |

| |естественные | |народа |иториаль|я роль |гос.власти |

| |права. | | |ными |коммунисти|и властям |

| | | | |автономи|ческой |на местах. |

| | | | |ями |партии | |

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены