рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Становление государств народной

демократии

Образование народно-

демократических правительств

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и

их союзниками

Перспективы перехода к социализму

мирным путем

Образование народно-демократических правительств. В годы второй

мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы

были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали

рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых

странах и бур-

жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических

сил стало возможным во имя

общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление

национальной независимости и демо-

кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома

нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран

антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения

Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-

Восточной Европы к власти приш-

ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории

принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной

борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые

правительства. В других странах были созданы коалици-

онные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов

объяснялось трудностью задач, сто-

явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях

требовалось объединение усилий

всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение

социальной базы и признания

западными державами возникших еще в период освободительной борьбы

правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав

представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-

мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных

общенациональных задач: лик-

видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов,

возрождение разрушен-

ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был

уничтожен созданный оккупантами

государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии

и Румынии очищены от фа-

шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на

которых лежала ответственность

за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались

демократические конституции, упразд-

ненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать

парламенты, в некоторых странах

была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.

Наряду с прежними структу-

рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе

освободительной борьбы, наци-

ональные комитеты, советы.

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта

проблема была решена в резуль-

тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала

ликвидация крупного помещичьего

землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых

странах еще до полного осво-

бождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем,

кто ее обрабатывает”. Кон-

фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля

передавалась за небольшую плату

крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В

Польше, Чехословакии и Югославии

были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав

переселили на территорию Гер-

мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования

ликвидации капиталистичес-

кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и

их сообщников и наказание за

национальное предательство, в результате чего под государственное

управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той

части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления

национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший

тогда название народной демократии. В политической сфере его

характерной чертой была многопартий-

ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно

реакционных партий, а значительную

роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и

рабочие партии. В Румынии не

только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт

монархии. В сфере экономики

при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно

большую, чем в довоенный период,

роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения

происходили в сельском хозяйст-

ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего

крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной

демократии. Еще во время

войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной

помощи и послевоенном со-

трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей

(апрель 1945 года). Над Болга-

рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии,

Советский Союз совмест-

но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль –

здесь действовали Союз-

ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию

советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем

западные партнеры.

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и

их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали

господствующие позиции в политической жизни.

Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные

довоенные мелкобуржу-

азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать

с Коммунистической партией

Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в

Учредительную скупщину в но-

ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу

(90 % голосов). В Албании

кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали

97,7 % голосов. Иная ситуа-

ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах

(ноябрь 1945 года) коммунисты

завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную

для себя расстановку полити-

ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь

в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об

этом можно судить на основе пар-

ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям

самые благоприятные возмож-

ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по

Национальному фронту с зани-

маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило,

посты министров внутренних

дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в

ряде стран – и над вооружен-

ными силами, компартии в значительной степени определяли политику

народно-демократических прави-

тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали

противоречия между коммунистами и

другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные

партии считали, что с восста-

новлением национальной независимости, конституционного строя,

наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами,

проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-

глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они

выступали за дальнейшее

развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной

демократии с внешнепо-

литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных

отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как

этап на пути к провозглашенной

ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым

продолжение и углубление начатых

преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и

предпринимательскую инициа-

тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все

возрастающее наступление на

ее политические и экономические позиции.

Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого

капитала и той части буржуазии,

которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах

более или менее мощного го-

сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали

добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше

всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе

1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют

общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В

результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех

частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У

частных владельцев остались

лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.

В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные

возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные

деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-

пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных

оккупантами и при освобож-

дении страны перешедших под временное государственное управление,

удались лишь частично. Входив-

шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске

стронництво людове (ПСЛ),

возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С.

Миколайчиком, не возражала против

обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы

главной формой этого обоб-

ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она

выступала за то, чтобы их взяли

в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе

1946 года по настоянию Польс-

кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому

произошло огосударствление

крупной и средней промышленности.

В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК,

наступление на позиции буржуазии

велось путем установления государственного и рабочего контроля над

частными предприятиями, а не пу-тем национализации.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось

добиться того, что начался про-

цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки

государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов,

переход от решения общенациональных задач к решению задач соци-

ального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и

находившиеся в их распоряжении ор-

ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по

политическим позициям буржу-

азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в

оппозицию. По обвинениям

в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В

Венгрии в начале 1947 года та-

кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких

сельских хозяев (ПМСХ), в том

числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были

вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из

лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-

нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в

январе 1947 года, руководимый

коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С.

Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с

многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и

преследованиями кандидатов этой пар-

тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая

партия, сошла со сцены, а

Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах

коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих

союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу-

дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в

результате выборов в Законодательное

собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое

равновесие сил в Националь-

ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах,

руководители ряда компартий

заявили, что политические и социально-экономические преобразования,

осуществленные в ходе становле-

ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического

характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они

полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем

в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны,

мирным путем. На первом съезде

ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-

демократического строя, создающего ус-

ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их

полное социальное освобождение,

имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений,

без диктатуры пролетариа-

та. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и

парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без

диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий

также рассматривали народно-демократическую власть как переходную,

которая постепенно перерастет в

социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который

летом 1946 года в беседе с

К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой

войны, возможен иной путь к

социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру

пролетариата.

Как видно, в первые годы существования народной демократии,

руководители компартий стран Центра-

льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как

классический образец перехода к со-

циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы

национальная специфика и

существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в

Национальных фронтах. Эта концеп-

ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых

общих чертах. Предлагалось,

что переход к социализму займет длительный промежуток времени.

Последовавшие события не оправдвли

возникших ожиданий.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены