рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Система государственного управления в современных монархиях

Система государственного управления в современных монархиях

Министерство

образования РФ

Коми Республиканская Академия Государственной Службы и

Управления

при Главе РК

Факультет “ Государственное и

муниципальное управление “

Кафедра государственного управления и

государственной службы

КУРСОВАЯ

РАБОТА

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

МОНАРХИЯХ

Исполнитель :

Чаланов Роман Борисович

Научный руководитель :

Ластунов Игорь Иванович

Сыктывкар

2001 г

Содержание :

Введение -

3

Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики государственного

управления - 4

Глава 2. Государственное управление в современных монархиях ( Япония ,

Великобритания ) ; сравнительная характеристика систем государственного

управления этих стран . - 8

Глава 3. Роль монарха в государственном управлении - 25

Заключение -

30

Список литературы -

32

Введение .

Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире ,

приблизительно пятая часть государства является монархиями . Во всех

монархических государствах , независимо от их форм , считается , что монарх

обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он

такой власти реально не имеет .

По общему правилу , монарх занимает свой пост по наследству .Исключения

очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового монарха

Цель данного исследования изучить систему государственного управления в

современных монархиях , на примере Японии и Великобритании .Для этого в

работе поставлены следующие задачи :

. рассмотреть и изучить , что представляет собой система государственного

управления ;

. какие бывают типы систем государственного управления ;

. изучит государственное управление в Японии и Великобритании и сравнить их

системы ;

. рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его

роль в жизни страны ;

Актуальность темы заключается в том , что без государственного

управления невозможно нормального функционирования государство , т.к.

государственное управление является деятельностью исполнительно -

распорядительного характера , направленную на исполнение указов , приказов

, которые достигаются с помощью юридически властных полномочий .

Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики

государственного управления .

Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет

назад . Система государственного управления - это целое , состоящее из

следующих подсистем : муниципального уровня , регионального уровня и

центрального уровня управления .

Итак , государственное управление - это конкретный вид деятельности по

осуществлению единой государственной власти имеющую функциональную

специфику управления . Это исполнительная деятельность , осуществляемая в

процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственными ,

социально - культурными делами .

Государственное управление имеет специфические признаки :

0. линейность ;

0. субординацию ;

0. включенность в механизм .

В современном мире существует три типа системы государственного

управления :

- монократическое , которое имеет высокоцентрированный характер ,

находящийся в руках одного органа . Самоуправление в таких системах не

допускается . .

- сигментарная , при сигментарой форме нет развитой системы взаимных

здержек и противовесов между ветвями власти .

- монотеократическая , сосредоточение в одних руках государственной и

духовной власти ( Ватикан , Иран ) .

Для государственного управления , системное представление его компонентов ,

элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и

методологическое значение . от того , что понимается под системой

государственного управления , какие и в каком порядке включаются в нее

управленческие проявления , как они соотносятся между собой и приводятся в

реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с

государственным управлением . Следует выделить три логические схемы ,

посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного

управления .

Прежде всего имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного

управления ( государства ) с управляемой общественной системой (

управляемыми объектами ) . Однозначно можно сказать , что субъект

государственного управления не может существовать без соответствующих

управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему

государственного управления . Последняя призвана обязательно охватывать :

1) организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему

; 2) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой -

управляемыми объектами ; 3) компоненты общественной системы или их

отдельные проявления , которые создают во взаимосвязи структуру управляемой

системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие

воздействия либо участвуют в их формировании .[1]

Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и

объектами государственного управления , из -за чего система субъективно -

объективных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова . В

широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая

подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и обратных связей ) -

общественная система ( подсистема компонентов общества , подверженных

государственному управлению ) В такой системе субъект управления (

государство ) определяет государственно - властный характер и

преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих

сторон .

В узком смысле , как уже непосредственно реализуемое , практически

осуществляемое управление ,система субъективно - объективных зависимостей

включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые объекты ,

где преимущество находится на стороне субъекта управления , а управляемые

объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе

собственного функционирования . В данной схеме воздействия вычленяются из

взаимодействий и берутся в “ готовом “ , сформированном виде ; в

общественной системе также выделяются только те ее стороны , проявления ,

которые подлежат государственно управляющим воздействиям .

Система субъективно - объективных зависимостей проявляет себя не только

при формировании и реализации управления как определенной целостности : в

каждом управленческом акте , действии , отношении она объективно

обуславливает и предполагает присутствие трех элементов : субъекта

управления или его отдельного управляющего компонента ; создаваемого и

реализуемого им управляющего воздействия ; объектов воздействия в виде ,

главным образом , деятельности организаций , учреждений , предприятий ,

отдельных граждан .

При описании системных связей государственного управления надо учитывать

, что перечисленные элементы сами обладают сложной , многоуровневой и

иерархической организацией , проявляют себя в виде определенных подсистем :

подсистема целей , функциональная структура , организационная структура ,

подсистема управленческой деятельности и , конечно , подсистема принципов .

Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически , но каждый

, кто теоретически или практически связан с управлением , должен отчетливо

представлять , что с какими бы единичным элементом управления он ни имел

дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его

деятельности , его решениями или организационными мероприятиями - этот

элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических

элементов государственного управления .

Государственное управление - это явление субъективное . Значит , “

погружаясь “ в объективное , стремясь своими возможностями способствовать

его развитию , субъект управления использует для этого множество элементов

, которые являются продуктом сознания людей .

Системное “ видение “ государственного управления предполагает четкое

усвоение той истины , что среди элементов нет ни одного , который мог бы

сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую

-либо управленческую задачу . Чтобы понять управленческий смыл любого

элемента государственного управления следует изучить , с одной стороны , те

элементы , которые ему предшествуют , на него влияют и которые он как бы “

вбирает “ в себя и передает по цепи элементов , а с другой стороны , те ,

которые идут следом за ним и в которые он “ вкладывает “ свои возможности .

[2]

Глава 2. Государственное управление в современных монархиях ( в Японии и

Великобритании ) ; сравнительная характеристика

систем государственного управления этих стран .

Государственное управление в Великобритании .

Британская конституция - конституция не писанная . акт который был

официально провозглашен основным законом , в Великобритании не существует .

Не писанная же конституция Великобритании состоит из трех категорий : 1.

норм статутного права ; 2. норм case Law ( прецедентного права ) ; 3. норм

, представляющих собой не что иное , как конституционные обычаи .

Британское государство , официально именуемое Соединенным Королевством

Великобритании и Северной Ирландии ,- государство унитарное В состав этого

государства входят 4 историко - географических района , имеющих некоторые

особенности в системе управления ,- Англия , Уэльс , Шотландия и Северная

Ирландия .

Великобритания - конституционная монархия , главой государства является

король ( королева ) . Королевский трон в Великобритании переходит по

наследству от отца к старшему сыну , но если у короля нет сыновей , то

трон наследует старшая дочь короля . Муж царствующей королевы не

приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта .

В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II ,

коронованная в 1952г.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически

его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами

, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . Каждый

билль ( закон ) , после того как завершено рассмотрение его в палатах

парламента , передается на подпись монарху . Но последний случай отказа

биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу , с того

времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие к

нему билли .[3]

Король ( королева ) созывает и распускает парламент , назначает и

освобождает от должности министров и других высших должностных лиц ,

является главой исполнительной власти ,верховным главнокомандующим

вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и ратифицирует

международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять

все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что только часть их

основывается на нормах статутного права , тогда как другая часть считается

непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую

прерогативу ( прерогативными полномочиями являются , например , право

объявления войны , право роспуска парламента и др. ) .Король также является

главой государства бывших британских доминионов - Канады , Австралии и

Новой Зеландии .

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные ,

ни прерогативные полномочия . Ныне управление государством осуществляется

от имени королевы правительством Ее Величества . В прецедентном праве

Великобритании есть норма , согласно которой “ король не может быть не прав

“. Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты ,

изданные от его имени ,- ответственными считаются министры , скрепившие их

своими подписями . Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не

иначе , как по “ совету “ ( предложению ) соответствующих министров . Она

не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров , но получает

регулярную информацию о принятых им решениях . Королеве оказывает

содействие Тайный Совет , с которым она консультируется . В его состав

входят все министры кабинета , некоторые министры вне кабинета ,

специальные советники .

Это не значит ,что королева не играет никакой роли в осуществлении

государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких

государственных дел , она может влиять и действительно на решения ,

принимаемые должностными лицами британского государства .

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом ,

состоящих из министров ,- правительством Ее Величества во главе с премьер -

министром . Фактически главную роль в управлении государством играют

правительство и премьер министр .

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют

следующие основные нормативные акты : Акты о министрах Короны 1937 ,

1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о

дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных

документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 .[4]

Порядке формирования правительства основывается главным образом на

конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых

парламентских выборов . Королева назначает премьер - министром лидера

партии , получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин .

Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера , никакого другого

на этот пост королева назначить не может . Если же ни одна из партий не

получила абсолютного большинства , королева проводит консультации с

лидерами парий и , выслушав их советы и предложения , сама принимает

решения . После назначения премьер - министр королева по его предложению

назначает остальных членов кабинета и всего правительства .

Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими

выборами , его приемник назначается королевой после того , как партия ,

располагающая большинством голосов в палате общин , изберет нового

официального лидера . Новый премьер - министр , даже если он принадлежит к

той же партии , что и его предшественник , формирует новый кабинет .

Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства . Что

касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то с 1783

г. монархи ею не пользовались .

Должность премьер - министра возникла как результат конституционного

соглашения . До настоящего времени его полномочия и фактическая роль

определяются не писанным правом , а также зависят от политических

обстоятельств .

Согласно обычаю , премьер - министр носит титул первого лорда

казначейства , а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы

. В исключительных случаях на премьер - министра возлагается

непосредственное руководство каким - либо крупным министерством . Например

, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г.

совместно с соответствующим государственным секретарем .

Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве ,

осуществляет руководство их деятельностью , а так же руководство основными

министерствами и центральными ведомствами . Он является главным советником

королевы , представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь ,

служащую программой правительства , выполняет представительские функции в

международных отношениях . Премьер- министр устанавливает круг вопросов ,

подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством , определяет их общую

политическую стратегию , руководит работой комитетов , дает рекомендации

монарху относительно состава кабинета , решает вопросы об увольнении

министров и об отставке правительства , направляет правотворческую

деятельность кабинета . Для современной Великобритании характерно

возрастание роли премьер - министра в принятии политических решений и

ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета . Безусловно

признается , что вправе вмешиваться в любую область правления . Практика

свидетельствует , что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в

области внешних сношений , экономической политики и в других наиболее

важных сферах государственной жизни .

Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени :

назначает высших чиновников государства , созывает и распускает парламент ,

объявляет войну и заключает мир . Английское право не содержит специальных

требований к кандидату на пост премьер - министра . Лицо , претендующее на

эту должность ,должно быть совершеннолетним , британским подданным , членом

парламента .

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства

используется личный секретариат премьер - министра , который не имеет

постоянного состава . Премьер - министр может создавать в структуре этого

органа новые звенья . Секретариат премьер - министра включает лиц ,

являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его функции

входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета , с

отдельными министерствами и ведомствами , подготовка информационных и

аналитических материалов.

В отличие от других стран , внутри правительства Великобритании

формируется и действует кабинет министров с более узким составом . Таким

образом , термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны . В

правительство входят все министры , тогда как кабинет - это организационно

обособленная часть правительства , играющая особо важную роль .

Что касается состава кабинета , то он определяется лично премьер -

министром , и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек ,

считая и самого премьера .Премьер - министр группирует вокруг себя

несколько министров , занимающих особое положение в кабинете в силу

важности возглавляемых им ведомств .

Работа кабинета организуется аппаратом , в который входят ряд органов :

секретариат , центральная статистическая служба и др . Структура аппарат

может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра ,

имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения .

В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных

органов власти : от совета графства до советов приходов и сельских

островных советов . В течении 30 последних лет в органах местного

самоуправления происходили серьезные структурные изменения ; некоторые

советы были упразднены , появились новые .

По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия , Уэльс,

Шотландия и Северная Ирландия , а также британская столица при некоторых

общих чертах управляются по разному .

Так , Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов . Графства в

свою очередь делятся на округа ( 296 ) . Округа в графствах состоят из

более чем10тысяч сельских приходов . Уэльс поделен на 8 графств ,

состоящих из 37 округов , низовые территориальные единицы называются

общинами . В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г. ,

согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных территории и

1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств , разделенных на 26

округа .

Все административные территории управляются советами , являющимися

юридическими лицами . Приходы и общины без советов управляются собраниями

избирателей . Советы графств , округов и городских округов избираются на 4

года .

Главой исполнительной власти является председатель совета , избираемый

советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих

муниципалитета .

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят :

полицию , пожарную охрану , землепользование ,дороги , социальные службы .

В компетенцию советов округов и городских округов входят : налогообложение

, городское и сельское землепользование , заводы и учреждения и.т.д.

Государственное управление в Японии

После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране ,

по соглашению с союзниками , осуществляла американская военная

администрация , одной из главных задач которой стала демилитаризация и

демократизация страны . В рамках этого процесса в Японии была разработана

новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая

1947 года .

Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального

суверенитета и основные демократические свободы , ввела всеобщее

избирательное право . В качестве основополагающей концепции

государственного управления была принята концепция правового государства и

провазглашен один из фундаментальных принципов классической демократии -

принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и судебной .

[5]

Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха . Из

персоны “ священной и неприкосновенной “ он превратился в “ символ

государства и единства народа “ . Однако в конституции нет формулировки о

том , какова форма правления в стране , хотя императорский трон переходит

по наследству от отца к старшему сыну . По этому поводу среди японских и

зарубежных правоведов существует несколько суждений . Одни считают , что

Япония является парламентарной монархией , так как имеется наследственный

монарх с титулом императора ( тэнно ) . Другие заявляют , что монархии

уже не существует , а Япония является республикой с монархическими

атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение .

Не содержит конституция положений и главе государства . В следствии

этого возникли некоторые концепции , затрагивающие вопрос о том , является

главой государства император . Согласно одним теориям , именно император

есть глава государства , согласно другим , таковым является премьер -

министр . Широко распространены также теории , в которых утверждается , что

Япония существует специфический тип парламентарной монархии , при которой

император не является главой государства , а служит лишь символом монархии

. В целом можно сказать , что по форме правления Япония представляет собой

уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального

республиканского содержания принципов формирования и функционирования

государственных институтов и положения личности .

Согласно конституции , император “ от имени народа “ созывает парламент

, может объявить о роспуске нижней палаты ; промульгирует поправки к

конституции , законы , договоры , правительственные указы ; назначает

премьер - министра по рекомендации парламента ; Награждает орденами ,

принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других

, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер , поскольку

его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .

Таким образом , император не обладает полномочиями , связанными с

осуществлением государственной власти , и может предпринимать действия ,

относящиеся к делам государства , лишь по совету и одобрению кабинета

министров , который несет за них ответственность .

Высшим органом исполнительной власти является правительство , которое в

Японии называется кабинетом министров . Его деятельность осуществляется на

основе конституции , Закона о кабинете министров ( 1947 г.) и Закона об

организации государственного управления ( 1948 г ) .[6]

В состав кабинета , который возглавляет премьер - министр , входят

заместители премьера , министры и государственные министры , генеральный

секретарь кабинета и начальник законодательного бюро .

Кабинет образуется следующим образом . Сначала палаты на раздельных

заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры .

Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер

министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета .

Большинство министров должны быть депутатами парламента . В период

нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной

ответственности без согласия премьер -министра .

Согласно конституции , кабинет министров , наряду с общими функциями

управления выполняет следующие обязанности : проведение в жизнь законов ,

ведение государственных дел ; руководство внешней политикой ; заключение

договоров ; организация гражданской службы и руководство ею ; составление

проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента ; издание

правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов ;

принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении и отсрочке

наказаний , восстановлении в правах .

Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий : дает

императору советы в отношении всех его действий , касающихся

государственных дел , и несет ответственность за эти действия ; назначает

судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также всех судей судов

низших инстанций ; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий

парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для

покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов

парламентом . кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту

заключительные отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать

парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он

наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров

разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство

законопроектов .

Премьер - министру предоставлены широкие права , что делает его самым

высоким в государственном аппарате страны . Выступая в парламенте от имени

кабинета , он вносит на его рассмотрение проекты бюджета , законопроекты и

иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны . Ему

принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних

сношениях . Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями

исполнительной государственной власти и контролирует их работу . Премьер -

министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону

принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением

компетенции любого министра .

У всех министров кабинета , стоящих во главе министерств , имеется по

одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры

назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют

свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или

соответствующих министров . Парламентские вице - министры помогают

министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении

административных дел , а также исполняют обязанности министров в их

отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему

вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех

звеньев аппарата министерства .

При кабинете министров имеется секретариат , который регулирует дела ,

связанные с заседаниями кабинета , подготавливает и согласовывает вопросы ,

выносимые на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным

секретарем , возглавляющим секретариат .

Совещательным органом при премьер министре является совет национальной

обороны .

Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных

административных учреждений : канцелярия премьер - министра , министерства

, комитеты и управления . В функции канцелярии премьер - министра , которая

равнозначна министерству , входят решение государственных административных

вопросов общего порядка , имеющих отношения ко всем министерствам или к

значительной части , а также вопросов специального характера , не входящих

в компетенцию какого - либо министерства .

Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными

полномочиями . Некоторые из этих учреждений , например , государственный

комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему

управлением полиции , управление обороны , управление экономического

планирования , выполняют фактически функции министерств .

Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое

из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции .

особое место в системе японской администрации занимает финансовый

ревизионный совет , который не подчинен ни кабинету министров , ни какому

- либо министерству . Совет занимается финансовым инспектированием всех

административных учреждений страны .Этот орган возглавляется советом

ревизоров .

Местное самоуправление в Японии

В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально -

административных образований : верхнее звено образуют префектуры , нижнее -

муниципалитеты , к которым относятся города , поселки , сельские общины . В

стране 47 префектур , три города ( Токио , Осака , Киото ) выделены в

особые городские префектуры , а остров Хоккайдо образует провинцию ,

разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 .

Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные ,

городские , поселковые и деревенские собрания . Их количественный состав

зависит от численности населения соответствующих административных единиц .

Собрания возглавляются председателями .

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления

осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и

деревнях - старосты . [7]

Сравним системы государственного управления в

Японии и Великобритании

| Великобритания | Япония |

|1 Великобритания |1. В ступлением в силу |

|конституционная монрахия |Конституции 1947 года Япония |

|,главой государства является |превратилась из диуалистической|

|король ( королева ) . Формально|в конституционную монархию . |

|монрах обладает весьма |Сейчас японский император |

|обширными полномочиями , но |выполняет те же функции , что и|

|фактически его личная власть |британский монрах ( правит , но|

|ограничена , и притом не |не управляет ) . К основным |

|столько заонодательными актами |полномочиям императора в сфере |

|, сколько нормами прецедентного|государственного управления |

|права и конституционными |Конституция относит : |

|обычаями . По своему усмотрению|назначение премьер - министра в|

|монрах не может осуществлять ни|соотвествии с решения |

|статутные , ни прерогативные |парлдамента ( ст.6 ) ; |

|полномочия . Это значит , что в|промульгация правительственных |

|настоящее время королева не |указов и договоров ; |

|играет ни какой роли в |подтверждение назначений и |

|осуществлении государственной |отставок государственных |

|власти . Хотя она сама не |министров и других должностных |

|решает почти никаких |лиц ( ст.7) . При осуществлении|

|государственных дел , она может|этих полномочий император |

|влиять и действительно влияет |лишается личной власти . |

|на решения , принимаемые |Соврешая государственные акты ,|

|должностными лицами британского|он должен руководствоваться “ |

|государства . |советами “ и получать |

|2. Центральная исполнительная |предворительное “одобрение “ |

|власть представлена органом |кабинета , который несет |

|состоящим из министров ,- |ответственность за |

|правительством ее Величества во|государственные решения |

|главе с премьер - министром . |императора . |

|Однако главную роль в |2. Оценивая место императора в |

|управлении государством играют |механизме государственного |

|правительство и прмеьер - |управления , нельзя |

|министр . Порядок формирования |ограничиться только формальной |

|правительства основывается |юридической стороной дела . |

|главным образом на |Традиционное преклонение |

|конституционных соглашениях . |японцев перед особой императора|

|Новое правительство формируется|предопределяет отношение |

|после каждых парламенских |политиков и государственных |

|выборов . Королева назначает |деятелей к императорскому дому.|

|премьер - министра лидера |Монрах по прежнему оказывает |

|партии , получивший абсолютное |сильное влияние на политическую|

|большинство мандавтов в палате |и идеологическую жизнь страны .|

|общин . На сегодняшний день |К тому же и сама Конституция не|

|премьер -министром |лишает главу государства |

|Великобритании является Тони |возможности активно влиять на |

|Блеер . И подводя итоги по |политические процессы . |

|системе госуправления |Исполнительная власть в Японии |

|Великобритании , можно сказать |, как и Великобритании |

|, что Великобритания является -|осуществляется кабинетом |

|конституционной монрахией ; |министров . В состав кабинета (|

|монрах царствует , но не правит|найкаку) входят премьер - |

|. |министр и государственные |

| |министры ( кокуму дадзин ) . |

| |Государственные министры , |

| |руководят работой |

| |соответствующих министров . |

| |Глава кабинета премьер - |

| |министр , как и Великобритании |

| |назначается императором по |

| |представлению парламента . По |

| |сложившейся конституционной |

| |практике главой кабинета |

| |становится лидер партии |

| |парламентского большинства . |

| |Пост премьер - министра - |

| |высшая должность в Японии |

| |.Однако многие исследователи |

| |считают по разному .Одни |

| |сравнивают статус японского |

| |премьер - министра с положением|

| |британского главы правительства|

| |. Другие же напротив , считают |

| |главу японского кабинета |

| |политической слабой фигурой . |

Глава 3. Роль монарха в государственном управлении

Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире ,

приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех

монархических государствах , независимо от форм , считается , что монарх

обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он

такой власти реально не имеет .

В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное .

Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности ,

против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по

управлению государственными делами ответственность несут его министры . На

практике , однако , во время английской и французской буржуазных революций

казнили королей Карла I и Людовика шестнадцатого , в Центральноафриканской

Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г.

императора Бокассу , приговорили его к смертной казни , но затем он был

помилован после длительного заключения . Расправы с монархами со стороны

своих родственников были нередки в мусульманских странах. Монарх обладает

государственными регалиями ( трон , скимптер , корона и .т.д.) , имеет

свой двор - лиц , занятых обслуживанием короля , но оплачиваемых из

государственной казны . Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент

, он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны -

принимает так называемый - цивильный лист . В некоторых странах по

цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха (

например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год )

. , но обычно монархи жалуются на необходимость экономии ( королева

Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете , а не на

специальном ) , хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции ,

земельные владения , другую собственность Вместе с тем определенное

имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются

коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей ( продать ,

подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король )

фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы ,

имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам

, принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по

традиции вето совсем не использует или почти не использует . Новые

конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето ( Испания ,

Швеция , Япония ) . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может

издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой инициативой

практически не выступает и подписывает все документы , представляемые ему

премьер - министром ).

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство . В

абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему усмотрению ,

хотя фактически учитывает ситуацию в стране . А в абсолютных монархиях и

сейчас большинство министров - близкие родственники монарха ( Кувейт ) , но

уже в состав правительства включаются представители крупного капитала (

Саудовская Аравия ) . В дуалистических монархиях представители крупного

капитала и даже технократы в правительствах представлены шире . Они тоже

подбираются монархом часто по советам его окружения .

В парламентской монархии король не определяет состава правительства .

Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством мест в нижней

палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о

назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии

большинства . Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет

явного партийного большинства , существует раскол , разногласия в партии

большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам

назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в

Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует , но

не правит . Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская

прерогатива ( права монарха , не зависящие от парламента ) , их на деле

осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются ( право вето по

отношению к законам) [8]

По традиции монарх рассматривается как лицо , стоящее над борьбой

классовой партии , как арбитр , и поэтому он всегда является беспартийным .

Но в ряде стран ( Великобритания , Швеция ) он должен принадлежать к

государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он

назначает высших священнослужителей .

Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь . В странах Азии

, Африки его влияние очень велико , часто имеет определяющий характер , но

оно негативно . Монарх там выступает с реакционных позиций , особенно

внутри страны . В развитых странах король фактически не участвует в

политической жизни , часто сложно говорить о каком - то его влиянии . Оно

может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает

негативным .

Во многих странах институт монархии присущи индивидуальные особенности .

Во - первых , в ОАЭ существует не единоличный , а “ коллективный монарх “ .

Это Высший совет эмиров , состоящий из эмиров семи эмиратов , входящих в

ОАЭ. Этот орган - “ абсолютный монарх “ . Он обладает законодательной

властью и коллективно осуществляет полномочия главы государства .

Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет совещательный характер

. Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых , во многих

государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии. Во

всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной

религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо

сильнее светской роли монарха . особое значение такая власть имеет в

странах мусульманского фундаментализма.( Оман , Катар , Саудовская Аравия и

др ) . В Бутане , небольшом горном королевстве в Гималаях , король

возглавляет несколько иную систему управления , но тоже основанную на

принципах религии . Это - территориально - региональная система .

Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к

нему окресностями , а главу монастырского округа назначает король . Округа

группируются в губернии , губернаторов тоже назначает король . Второе лицо

в государстве после короля - это главный аббат , который избирается

монастырской верхушкой на три года . Поскольку религия и государственность

в Бутане практически слитны воедино , главный аббат выполняет также

некоторые функции государственного должностного лица . В - третьих , в

отдельных монархиях в Африке королевская власть теснейшим образом связана

с общинными структурами и с иерархией различных родовых и племенных вождей

. Важнейшие решения принимаются королем совместно со съездом вождей ( в

Свазиленде их около 400 ) , наследника престола определяет малый совет

вождей ( 17 человек ) и.т.д.

Заключение .

Проводимое исследование позволило сделать следующие выводы.

Система государственного управления - это конкретный вид деятельности по

осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную

специфику . Система госуправления это - целое состоящее из следующих

подсистем : муниципального уровня , регионального и центрального уровня

управления . Государственное управление имеет специфические признаки : это

линейность , включенность в механизм и субординацию .

Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире ,

приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех

монархических государствах , независимо от их форм , считается что монарх

обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он

такой власти реально не имеет .

В своей работе я рассмотрел и сравнил систему государственного

управления Великобритании и Японии ,где существует парламентская монархия .

Великобритания - парламентская монархия , главой государства является

король ( королева ) . Формально монарх обладает весьма обширными

полномочиями , но фактически его личная власть ограничена ,и притом не

столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и

конституционными обычаями .В настоящее время королевой Великобритании

является Елизавета II , которая является символом британской монархии .

Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и

премьер - министр .Премьер - министра назначает королева лидера партии ,

получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин .

В Японии с вступлением в силу Конституции 1947 года она превратилась из

дуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император

выполняет приблизительно те же государственные функции , что и британский

монарх. Совершая государственные акты , император должен руководствоваться

советами и получать предварительное одобрение кабинета , который несет

ответственность за государственные решения императора . Исполнительную

власть в Японии осуществляется кабинетом министров , в состав которого

входят премьер - министр и государственные министры .

Из этого следует , что современных монархиях ( например Великобритания ,

Япония ) формально главой государства является монарх , но исполнительная

центральная власть принадлежит премьер министру и министрам , т.е «. МОНАРХ

ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ »

Список литературы :

1.Абрамов . В.С. Статус монарха // государство и право .1999 .№

2. Василенко . И.А. Институт госуправления в Великобритании // проблемы

теории и практики управления .1997 . № 6.

3. Гуревич . Е.А. Исполнительная власть в Великобритании // госслужба .

Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпуск 5.М : РАГС ,1996 .

4. Ершин .В.Н. Политическая система современного японского общества //

государство и право .1999 . № 5.

5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Яплнии // Государство и право .1999

.№ 11.

6. Чиркин .В.е. Учебник : Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321

7. Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // вестник госсулужбы .

1997 .№ 8

-----------------------

[1]Чибкин .В.Е. Учебник : государствовоедение .М.-1999.-С.41.

[2] Чибкин .В.ЕУчебник : государствоведение .М.- 1999.-С.44

[3] Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании

// Проблемы теории и практики управления .1997 .- № 6.С.38

[4] Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании // Госслужба

.Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпю5 .М .- : РАГС ,1996 .С.95

[5] Ермин.В.Н. Политическая система современного японского общества //

Государство и право .-1999.-№ 5.С.15

[6] Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии // Государство и право

.1999 .- №11.С.18

[7] Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // Вестник госслужбы .-

1997.№8. С. 29

[8] Абров.В.С. Статус монраха // Государство и право .1999 .№ 2 - С.32

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены