рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Перспективы развития образования в Росии

Перспективы развития образования в Росии

КАК БУДУТ УЧИТЬ ЗАВТРА

В рамках старой экономики наша средняя зарплата не может превышать $200.

Для построения новой экономики, гарантирующей всем достойный уровень жизни,

нужен технологический прорыв в области образования, который способен

обеспечить Интернет. Но чтобы, в свою очередь, обеспечить Интернетом каждую

семью и каждую школу, требуется около $30 млрд. Ни у государства, ни у

бизнеса таких средств нет. О том, как можно решить эту проблему, говорили

участники "круглого стола" на тему: "Образование и Интернет в России",

проведенного издательским домом "Коммерсантъ" и Федерацией интернет-

образования.

Федерация интернет-образования – некоммерческая организация, созданная в

марте 2000 года по инициативе НК ЮКОС и при поддержке правительства России.

Председателем наблюдательного совета федерации является вице-премьер

Валентина Матвиенко. Федерация осуществляет образовательный проект

"Поколение.ru", направленный на создание национальной системы развития

интернет-технологий в области образования.

«Великий уравнитель»

Россия – страна большая. Единый общероссийский стандарт образования

существует только в теории, на практике же условия у всех разные – учителя,

учебники, библиотеки, круг общения. И у московского школьника гораздо

больше возможностей получить качественное образование, чем у его

соотечественника из далекой провинции. То же самое касается и высшего

образования, и возможностей повышения квалификации.

Между тем мир вступает в новую эру – информационную, в которой самыми

ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание –

прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном

продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся стран. У

России, сегодня напоминающей сырьевой придаток мировой экономики, появился

шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить

новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И прежде

всего дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни

совершенствовать свои знания и навыки. Географическую разобщенность России

можно преодолеть с помощью внедрения информационных технологий в каждую

школу. И тогда уже не человек будет двигаться за знаниями (в Москву на

учебу), а знания – к человеку. Лучший кандидат на роль транспортной

системы, связующего звена всей образовательной системы – это Интернет. Тем

более что Всемирная сеть становится базисным звеном инфраструктуры всей

новой экономики. "В нашей жизни два великих уравнителя – Интернет и

образование",– любит повторять глава компании Cisco Systems Джон Чэмберс.

Великие жертвы

Каждый день в российские образовательные учреждения приходят 39 млн человек

– учеников и учителей. Если в этой системе внедрить современные

информационные технологии, то интернетизацией будет охвачена уже почти

треть российского общества. Причем самая стратегически важная его часть.

Однако работа в этом направлении предстоит огромная. Дело в том, что из 68

тыс. российских школ 46 тыс. – сельские. И в 80% этих школ, по данным

министра образования Владимира Филиппова, нет ни одного компьютера. И хотя

ученики сельских школ проходят курс информатики и получают по нему оценку в

аттестат зрелости, никто из них компьютера и в глаза не видел.

Сельские учителя ничуть не лучше – само слово "компьютер" их пугает, не

говоря уже об Интернете. Только 3% российских школ подключены к Интернету.

И если городские школы еще могут рассчитывать на помощь попечительских

советов, родительских комитетов или градообразующих предприятий, то

сельским остается уповать на государство.

А возможности нашего государства весьма ограничены, хотя желание что-то

сделать в этом направлении есть. "В бюджет 2001 года,– говорит Владимир

Филиппов,– правительство закладывает целый ряд позиций по финансированию

программ внедрения информационных технологий в школах. В частности,

Минобразования планирует изыскать (и привлечь к финансированию этого

проекта субъекты федерации) $40 млн на компьютеризацию сельских школ

страны. В 2001 году мы планируем поставить в те 40 тыс. сельских школ, где

до сих пор не видели "живого" компьютера, целые компьютерные классы и

осуществить подключение этих школ к Интернету с помощью спутниковых

каналов. Здесь мы надеемся на помощь Минсвязи".

Впрочем, благие намерения государства реализуются не всегда. В прошлом

году, например, в рамках программы по решению компьютерной проблемы-2000

правительство выпустило постановление, в котором, обещая выделить

госструктурам средства на обновление компьютерного парка, требовало старые

машины передать в школы. Однако школы так и не дождались этих компьютеров,

поскольку госструктуры не получили обещанных денег. Впрочем, проблему

информатизации российского образования с помощью бюджетных средств не

решить. Как не решить ее и с помощью пожертвований со стороны российского

бизнеса. В этом уверен Михаил Ходорковский – самый активный среди

российского бизнес-сообщества спонсор интернет-образования.

Ходорковский считает, что дать необходимые деньги (а для интернетизации

всей страны нужны десятки миллиардов долларов) может только само общество.

Каждая семья должна, по мнению Ходорковского, пойти на определенные жертвы:

родители должны отказаться от безраздельного пользования телефоном и

телевизором, чтобы дать своим детям доступ в Интернет. А также отдать

несколько месячных зарплат на покупку, например, интернет-приставки к

телевизору. Но чтобы убедить общество в необходимости этих жертв, нужны

жертвы со стороны госбюджета и крупного бизнеса. Люди обычно не жалеют

денег на образование – и если его основой станет Интернет, население будет

за него платить. В стране должна появиться мода на информационные

технологии, и тогда образование без Интернета станет просто дурным тоном.

Впрочем, техническая часть проблемы – оснащение школ компьютерами и

каналами связи – не самая важная. Важнее методическая сторона: в эпоху

Интернета система образования становится более открытой, а само образование

– индивидуальным. Учащийся может не ограничиваться утвержденными учебниками

и программами, а, как говорят специалисты по педагогике, "выстраивать

индивидуальные траектории обучения по отношению к образовательным интернет-

массивам". Наряду с государственными и частными школами родители могут

выбирать для своих детей и такую форму обучения, как домашнее интернет-

образование. Но для этого необходимо интегрировать информационные и

педагогические технологии – технологию интернет-чатов с групповыми формами

занятий, средства web-дизайна с методическими пособиями по различным

предметам. Создавать и внедрять виртуальные лаборатории и электронные

учебники, формы дистанционного обучения и тестирования, способы

взаимодействия учителей, образовательных учреждений и интернет-ресурсов. В

общем, фактически необходимо создать в России совершенно новую отрасль –

интернет-педагогику.

Многие сегодня опасаются, что Интернет заменит ученикам реальный мир. И

некоторые участники "круглого стола" призывали сперва тщательно изучить,

как интернетизация образования повлияет на развитие личности. Однако

проникновение Интернета в процесс обучения неизбежно. "Бояться тут нечего,–

говорит Владимир Филиппов.– Наоборот, нужно сделать все, чтобы обеспечить

каждому ребенку доступ к современным информационным технологиям. Любое

технологическое новшество имело свою негативную сторону: с появлением

телефона люди стали меньше писать писем, а появление телевидения погубило

провинциальные театры. То же и с Интернетом. Нужно постараться предугадать

возможные потери и продумать компенсационные механизмы. Главное – нужно

наполнять Интернет образовательным содержанием. И очень важный вопрос – кто

именно будет разрабатывать и внедрять в Рунете образовательные и

развивающие программы".

Великие начинания

Интернет-технологии в российском образовании стали развиваться совсем

недавно. Занимается ими, например, школьный сектор общественной организации

РЕЛАРМ, созданной при Российском НИИ развития общественных связей, а также

частный Лицей информационных технологий. Недавно открыт сайт

Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, на

котором размещена информация по разработке и внедрению новых информационных

технологий в образовании.

Набирают силу проекты по созданию web-ресурсов образовательного назначения

руками самих учащихся. Как правило, эти проекты связаны с участием учебных

заведений в международных конкурсах, спонсируемых известными организациями

и корпорациями. В качестве примера можно привести проект ThinkQuest –

всемирный конкурс сайтов, созданных группами школьников. В России его

представляет фонд "Гармония" – американская по происхождению и источникам

финансирования организация. Между тем в России сохранилась широкая сеть

дополнительного образования (кружки, секции при бывших Дворцах пионеров и

т. п.), которая вполне могла бы способствовать знакомству с Интернетом.

Серьезной проблемой является интернет-невежество преподавателей. Директора

российских школ на порядок реже своих зарубежных коллег используют в работе

компьютер, а учителя повышают квалификацию исключительно по собственной

инициативе. Интернет дает учителям отличные возможности для самообразования

и обмена опытом, но чатов и конференций, в которых учителями и учеными

обсуждались бы педагогические интернет-проблемы, пока очень немного. Хотя

положительные тенденции есть. Так, Институт общего среднего образования

РАО, открыв в прошлом году свой сайт в сети, начал работу по

телекоммуникационной и методической поддержке учителей. На сайте института,

например, действует телеконференция по методике преподавания иностранных

языков. Центр дистанционного обучения "Эйдос", взаимодействуя с институтом,

проводит с учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы.

Самый масштабный российский проект по обучению учителей интернет-

технологиям – "Поколение.ru",– реализуемый Федерацией интернет-образования.

Задача федерации – привлечь в Интернет к 2005 году 10 млн молодых людей в

возрасте от 10 до 20 лет (47% российских школьников). Решить ее федерация

собирается путем обучения школьных преподавателей работе с интернет-

ресурсами. По мысли организаторов проекта, полученный опыт учителя будут

распространять среди своих учеников. Два первых учебных центра в рамках

проекта "Поколение.ru" уже открыты в Москве и Петербурге. До конца года

откроются еще четыре, а к 2004 году региональные учебные центры будут

созданы в 50 городах (к этому времени пропускная способность центров

достигнет 100 тыс. человек в год). Всего в рамках проекта планируется

обучить 276 тыс. учителей.

По словам министра образования, сейчас разрабатывается федеральная

программа информатизации российской системы образования. Первоначальный

вариант программы уже есть, через два-три месяца она будет сформулирована

окончательно. Чтобы не упустить каких-то важных моментов, Владимир Филиппов

призывает всех энтузиастов интернет-педагогики поделиться своим опытом и

поучаствовать в разработке этой программы. («Коммерсантъ»)

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены