рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Нологовая система РФ

Нологовая система РФ

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость введения с 1992 года новой налоговой системы России была

вызвана реформированием экономики. Экономические реформы были нацелены на

либеральную модель рынка, которая предполагала максимальную свободу

предпринимательства, несла монетарный характер и оказывала наибольшее

влияние на макроэкономические процессы. Либерализация цен и хозяйственной

деятельности, оплаты труда, ускоренная приватизация государственных

предприятий во многом не дали ожидаемых результатов. Рыночные

преобразования с 1992 года характеризовались наряду с усилением

предпринимательской активности также и сокращением инвестиций, спадом

производства, снижением уровня жизни большей части населения, распадом

финансовой системы, инфляцией. И лишь с 1997 года в экономике наблюдается

ряд позитивных процессов: замедление спада производства, в отдельных

случаях его остановка, серьезное замедление темпов инфляции, разброс между

доходами самых богатых и низкооплачиваемых категорий несколько уменьшился.

Но есть различия между характером налоговой системы, которая стала

создаваться по западным образцам, и свойствами российской экономики,

сохранившей основные недостатки прежней системы хозяйствования и

порожденные ею структурные деформации. Каковыми являются высокая

ресурсоемкость и низкая конкурентоспособность продукции, топливно-сырьевая

ориентация и технологическая отсталость общественного производства, и т.д.

Начиная с 1992 года в налоговое законодательство вносится столько изменений

и дополнений, что налогоплательщики просто сбились со счета. Как показывает

жизнь, эти изменения явно не соответствуют интересам налогоплательщиков.

Вызванные затруднения со сбором налогов говорят о том, что действующая

налоговая система не соответствует структуре реальных доходов в экономике.

Зачем класть основное бремя на нерентабельные или убыточные виды

деятельности, тем самым лишь увеличивая недобор поступлений в бюджет в

хроническом порядке. Ведь существуют другие виды деятельности, где

образуются сверхдоходы, которые сейчас практически не облагаются налогами.

Например, в спекулятивных операциях с денежными ресурсами и ценными

бумагами в течение последних лет перераспределялось до 14% ежегодного ВВП

страны, что эквивалентно половине фонда накопления в экономике. Эта же

тенденция характерна и для экспортных операций, связанных с природными

ресурсами, часть доходов от которых оседает на банковских счетах за

рубежом.

Ссылаясь на мировой опыт, можно сказать, что страна нуждается в

стабильном налоговом законодательстве. Нужна своего рода налоговая

конституция – стабильная, продуманная, с гарантированными условиями,

ставками, тарифами. Но ее принятие – не единовременный акт, а итог,

завершение налоговой реформы, когда отдельные элементы проходят проверку на

практике, корректируются с учетом опыта и только потом становятся элементом

целостной системы. Нельзя одним прыжком перескочить от одной системы к

другой.

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и

другие обязательные платежи определяет Закон «Об основах налоговой системы

Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные

взносы в государственные внебюджетные фонды.

Правительство РФ участвует в координации налоговой политики с

Белоруссией, Узбекистаном, Арменией, Грузией, Таджикистаном, Молдовой и

Украиной. Налоговые органы стран оказывают друг другу содействия по

конкретным направлениям:

- предотвращение и избежание нарушений налогового законодательства;

- предоставление информации о соблюдении налогового законодательства

налогоплательщиками;

- предоставление информации о национальных налоговых системах и текущих

изменений в них;

- обмен информацией о факте регистрации налогоплательщиков;

- предоставление данных о доходах налогоплательщиков-нерезидентов,

уплаченных суммах налогов;

- заключают международные налоговые соглашения об избежании двойного

налогообложения;

- по ряду других.

Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» введена

трехуровневая система налогообложения. Первый уровень – это федеральные

налоги России. Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги

краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные

налоги. Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и

Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и

местных налогов.

Такая система дает возможность каждому органу самостоятельно

формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов,

отчислений от налогов, поступающих из вышестоящего бюджета (регулирующих

налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной

деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая

деятельность и пр.) и займов.

Три уровня налогообложения – это обычная мировая практика, принятая в

большинстве государств. В США функционируют федеральные налоги, налоги

штатов и местные налоги; в Германии – федеральные, налоги земель и

муниципальные; во Франции – общегосударственные, налоги провинций и местные

и т.д.

Налоговая система любой страны выполняет две основные функции.

1. Фискальная функция, связанная с формированием доходной части

государственного бюджета. Именно фискальная функция налоговой системы

обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для

эффективного государственного управления.

2. Регулирующая функция, с помощью которой государство оказывает прямое

воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или

сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя

или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Исходя из этих функций, можно выделить большую группу регулирующих

налогов. Но нельзя согласиться с мнением ряда юристов, что регулирующие

налоги имеют тенденцию к самоуничтожению на том основании, что путем

экономического воздействия на деятельность налогоплательщика они якобы

побуждают его отказаться от нее и, следовательно, сокращают число

плательщиков и снижают доходы бюджета. Из чего некоторые исследователи

делают вывод о том, что раз регулирующие налоги не имеют финансовой цели,

то они вообще не являются налогами в строгом смысле этого слова. В этих

рассуждениях отсутствует экономический смысл, ведь капитал в первую очередь

устремляется не в те виды деятельности, для которых низки ставки налогов, а

туда, где высока норма прибыли. И только при равных уровнях доходности

разных видов деятельности будет рассматриваться вопрос возможного снижения

налогообложения. На основании того, что существующая ставка налога на

доходы от казино и игорного бизнеса 90%, тем не менее, не наблюдается

«самоуничтожение» этого бизнеса.

Налоги имеют два свойства:

1. обязательность, т.е. изъятие государством определенной части доходов

налогоплательщика в виде обязательного взноса;

2. безэквивалентность, т.е. уплата налогов налогоплательщиком не

сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-

либо обязательств.

Сбор – это всегда целевой платеж, который является платой государству

за оказанные услуги налогоплательщику (лицензионный сбор, регистрационный

сбор, сбор за использование государственной или местной символики и т.д.).

По методу установления налоги подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество

– это налоги с объектов, владение и пользование которыми служит основанием

для обложения. Эти налоги платит сам налогоплательщик из своей прибыли

(дохода) независимо от статуса его лица.

Косвенные налоги – это налоги, которые вытекают из хозяйственных актов и

оборотов, финансовых операций – это налог на добавленную стоимость, акцизы,

таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами. Эти налоги платит

потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и

услуг.

В целях налогообложения товаром считается:

- продукция (предмет, изделие), в том числе производственно-технического

назначения;

- здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества;

- электро- и теплоэнергия, газ, вода.

Выполненной работой считаются:

- объемы выполненных строительно-монтажных работ;

- ремонтных работ;

- научно-исследовательских работ;

- технологических работ;

- проектно-изыскательских работ;

- реставрационных работ;

- других работ.

Оказанными услугами считаются:

- услуги пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку

(передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии,

услуги по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

- услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе

по лизингу;

- услуги связи, бытовые жилищно-коммунальные услуги;

- услуги физической культуры и спорта;

- услуги по выполнению заказов предприятиями торговли;

- рекламные услуги;

- инновационные услуги, услуги по обработке данных и информационному

обеспечению;

- другие платные услуги, кроме сдачи в аренду земли.

Юридическое или физическое лицо, уплачивающее налоги, -

налогоплательщик - подлежит обязательной постановке на учет в органах

Государственной налоговой службы РФ; при этом банки и кредитные учреждения

открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении

ими документов о постановке на учет в налоговом органе. Это нужно для того,

чтобы затем в пятидневный срок банк мог сообщить налоговой инспекции

расчетный счет клиента и тем самым поставить под налоговый контроль все

операции по расчетному счету для учета его будущих доходов и расходов.

В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты

устанавливают и определяют:

- налогоплательщика (субъект налога);

- объект и источник налога;

- единицу налогообложения (в каких единицах измерения он исчисляется и

взимается);

- налоговую ставку (норму налогообложения);

- сроки уплаты налога;

- бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.

Объектами налогообложения являются:

- доходы (прибыль) от экономической деятельности;

- стоимость определенных товаров;

- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

- операции с ценными бумагами;

- пользование природными ресурсами;

- имущество (движимое и недвижимое) юридических и физических лиц;

- передача имущества;

- добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Важно: один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом

одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Обязанности налогоплательщика:

1. Своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.

2. Вести бухгалтерский учет и финансовую документацию, обеспечивая их

сохранность не менее пяти лет.

3. Представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты

налогов документы и сведения.

4. Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого

или заниженного дохода, обнаруженного налоговой инспекцией.

5. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,

произведенной налоговыми органами, представить письменные пояснения

причин отказа подписать акт этой проверки.

6. Выполнять все требования налоговых органов об устранении нарушений

законов о налогах, обнаруженных в ходе проверок.

7. При ликвидации или реорганизации юридического лица сообщать налоговой

инспекции об этом в десятидневный срок.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с выплатой

данного налога или отменой налога, а также со смертью налогоплательщика при

невозможности произвести оплату без его личного участия. Обязанность

юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или

отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для

признания в установленном порядке этого юридического лица банкротом (при

этом обязанности по уплате налогов при ликвидации предприятия ложатся на

ликвидационную комиссию).

По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные

льготы:

- необлагаемый минимум объекта налогообложения (т.е. до определенной суммы

указанный налог не взимается: например, подоходный налог с физических лиц

не взимается с суммы, не превышающей минимальную заработную плату на

момент взимания налога);

- изъятие из налогооблагаемой базы элементов объекта налогообложения

(определенная часть или твердая сумма вычитается из общей суммы,

подлежащей налогообложению);

- освобождение от уплаты этого вида налога отдельных лиц или категорий

налогоплательщиков;

- снижение налоговых ставок;

- вычет из налогового платежа за расчетный период;

- отсрочка взимания налогов (налоговый кредит);

- прочие налоговые льготы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

С помощью организационных принципов на практике осуществляется

построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование

национальной налоговой системы. Кроме того, организационные принципы

налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и

управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые

положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому

их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне

неизбежно вызовут проблемы во всей системе.

В настоящее время основные организационные принципы российской

налоговой системы закреплены преимущественно в Конституции России и в

Законе об основах налоговой системы. Хотелось бы отметить следующие

организационные принципы, характерные на сегодняшний момент для налоговой

системы РФ.

Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики,

включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей

Конституции РФ и, прежде всего, в пп. «б» ст. 114, согласно которому

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и

денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного

строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8

Конституции), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается

установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74

Конституции).

Кроме того, этот принцип обеспечивается единой системой федеральных

налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции РФ не допускается

установление налогов, нарушающее единство экономического пространства

страны, т.е. недопустимо введение региональных налогов, которое может

ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых

средств в пределах единого экономического пространства. Также недопустимо

введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты

одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату

налогов на налогоплательщиков других территорий.

Принцип подвижности (эластичности). Налог и некоторые налоговые

механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или

увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и

возможностями государства.

Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы,

переживающей свое становление (с 1992 г. в Законе о налоге на добавленную

стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Законе о налоге на

прибыль – 14, в Законе о налоге на имущество – 8, в Закон об акцизах – 5),

но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в

Германии в законодательство по подоходному налогу было внесено 125

поправок).

Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном

заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве. В своем

большинстве подвижность выступает в качестве мер государства против

активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов.

Подвижность означает в то же время постепенное внутреннее развитие

налоговой системы.

Реализация данного принципа в нашей системе имеет серьезные

недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и

непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из

самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются

работать в России.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая

система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы.

Введение налоговой реформы должно проводиться только в исключительных

случаях и только в строго определенном порядке. Во многих зарубежных

странах уже давно сложилась нормотворческая практика, согласно которой

любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в

силу только с начала финансового года. Именно такое правило предполагалось

ввести в налоговую систему РФ в конце 1994 г.

Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Ведь

смена налоговой системы приводит к сокращению налоговых поступлений в

бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.

Принцип множественности налогов. Суть принципа в том, что налоговая

система должна представлять собой комбинацию различных налогов и

налогооблагаемых объектов и отвечать требованию перераспределения налогов

по плательщикам. А также недопустимость формирования «бюджета одного

налога», т.к. при неожиданном изменении экономической или политической

ситуации доходная часть его может элементарно не сложиться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения

гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность

налогоплательщиков, сделать налоговое бремя менее заметным и т.д.

В последнее время в странах Западной Европы, США и России широко

обсуждается вопрос о замене множества налогов единым налогом. Эта идея не

нова, но пока она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве

мира.

В течение более четырех с половиной лет указанные организационные

принципы отечественной налоговой системы подвергались тем или иным

испытаниям, но смогли доказать свою жизнеспособность.

НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Существующее налоговое законодательство не без изъянов. К ее

недостаткам в первую очередь относятся:

V отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения,

многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и

директивных документов, принимаемых на их основе;

V правовые пробелы, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников

налоговых отношений;

V большое число всех федеральных, региональных и местных налогов (около

150);

V сложный механизм исчисления и уплаты налогов, большое число льгот, что

открывает «лазейки» для сокрытия объектов налогообложения и неуплаты

налогов;

V недостаточная правовая информированность налогоплательщиков.

К числу недостатков нашей системы можно отнести также то, что она плохо

связана с развитием экономики вообще и деятельностью предприятий в

частности. Складывается впечатление, что налоговая система развивается сама

по себе, а предприятия, ощущая ее чрезмерное давление, сами по себе.

Большинство субъектов экономики стоят на грани убыточности и банкротства. И

в связи с этим они заинтересованы в получении минимальной прибыли, дабы

избежать высокого налогообложения. В данном положении экономика становится

как никогда затратной, чему также способствует отсутствие конкуренции при

свободном ценообразовании. Нужно сделать так, чтобы налоги стимулировали

деятельность предприятий, а не наоборот.

По международным стандартам оптимальной долей изъятий из прибыли

считается 1/3. А изъятия, составляющие более 50% прибыли, разрушают

всевозможные производственные стимулы. В России же они составляют по

оценкам предпринимателей – 80-90% (по более умеренным оценкам – 64%). Такая

доля изъятий привела к тому, что предприятия стали отчислять на капитальные

вложения около 10-15% прибыли (до 1992 г. направляли не менее 70%). В

результате такой налоговой политики требуются большие инвестиции в

производство.

Как показывает опыт других стран, налоги, достигнув определенной точки

роста, должны снижаться, иначе у налогоплательщиков пропадает стимул к

производственной деятельности и возникает желание скрыть свои доходы. И мне

кажется, что ставки наших налогов уже давно достигли своей критической

точки, а потому сейчас необходимо найти оптимальный уровень изъятий.

То есть назрела необходимость налоговой реформы.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

На процесс реформирования сложились две различные точки зрения. Одни

экономисты предлагают кардинальное изменение старой налоговой системы и

создание новой; другие же считают, что нужно эволюционное преобразование

сложившейся трехуровневой системы путем устранения имеющихся недостатков,

ликвидации различных перекосов.

Первый путь не совсем желателен. Ведь действующие сейчас налоги (НДС,

налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины)

формируют значительную часть бюджета. Мировой опыт говорит о том, что

данный набор налогов надежен и стабилен, а резкие изменения в структуре

налоговой системы приводят к дестабилизации экономической ситуации. А

стабильность налоговой системы важная предпосылка привлечения в страну

иностранных инвестиций.

Налоговая политика страны органически взаимосвязана с ее экономическим

развитием. Налоги играют решающую роль в распределении и перераспределении

внутреннего валового продукта и национального дохода общества. Так, в

структуре ВВП налоги, контролируемые государственной налоговой службой РФ,

составили в 1994 и 1995 гг. соответственно 22% и 21,5% (см. Приложение).

Общая стратегия усовершенствования налогового законодательства с 1996

г. определена Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. «Об основных

направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению

налоговой и платежной дисциплины».

Основные направления налоговой реформы:

- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,

непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы

налогов и платежей;

- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов,

не приносящих значительных поступлений;

- облегчение налогового бремени производителей продукции (работ и услуг) и

недопущение двойного налогообложения путем четкого определения

налогооблагаемой базы;

- развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных

значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных

уровней;

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

- увеличение доли экологических налогов и штрафов.

Более дальние планы связаны с принятием после доработки Налогового

кодекса. Он должен явиться всеобъемлющим документом, полностью

определяющим отношения государства и налогоплательщиков, функции и

полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по

установлению и взиманию налогов и сборов. Заодно он должен устранить

недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное,

что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым кодексом

будет создана единая законодательная и нормативная база налогообложения.

Уточненный проект Налогового кодекса состоит из двух частей – общей и

специальной.

Общая часть состоит из восьми разделов, где закладывает правовой

фундамент налоговых отношений и определяет основы процесса налогообложения.

По тематике Общая часть близко соприкасается с ныне действующим Законом «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации», она шире по кругу

регулируемых вопросов и должна заменить его после введения Кодекса.

Специальная часть состоит из четырех разделов, три из которых –

«Федеральные налоги», посвящена конкретному порядку налогообложения по всем

федеральным налогам и сборам, «Региональные налоги» и «Местные налоги»

соответственно раскрывают принципы налогообложения по региональным и

местным налогам, которые будут конкретно устанавливаться соответствующими

представительными органами власти. При этом предполагается, что все

федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами

единой налоговой системы, влияющей на функционирование и развитие экономики

РФ.

В специальную часть уточненного проекта включен раздел «Специальные

налоговые режимы», которым устанавливается возможность применения особых

порядков налогообложения для предприятий малого бизнеса, перешедших на

упрощенную систему налогообложения, механизма единого налогового платежа в

форме «вмененого налога» для предприятий розничной торговли, не имеющих

торговых площадей, сферы обслуживания населения, перевода

сельскохозяйственных предприятий на уплату единого налога

сельхозпроизводителей.

Новый вариант Налогового кодекса устраняет противоречия с Гражданским

кодексом и другими законами. Более четко прописывает все взаимоотношения

налогоплательщика и налоговых органов, все процедуры, права и порядок

принятия решений, а также существенно снижает налоговое бремя, примерно на

3% от ВВП.

Министр финансов РФ Задорнов отметил на пресс-конференции,

состоявшейся в марте этого года, что дальнейшая задержка налоговой реформы

недопустима. Практика показывает, что если до середины года налоговые

изменения не приняты в виде закона, то они отодвигаются в сторону, т.к. в

парламенте начинается работа над бюджетом. Кроме того, 1999 год – год

парламентских выборов, а 2000 – президентских. Таким образом, складывается

ситуация, при которой в случае не принятия Кодекса налоговая реформа может

быть отодвинута на два – два с половиной года. Так, что есть надежда на

принятие Налогового кодекса до середины года и вступление в силу с января

1999 г. Этого ждут все предприятия и все инвесторы, отечественные и

зарубежные.

ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ, ФОРМИРУЮЩИЕ БЮДЖЕТ

При всем многообразии трехуровневой налоговой системы Российской

Федерации два налога – на добавленную стоимость и на прибыль обеспечивают

основную массу доходов бюджета (см. Приложение).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог

на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых

поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что

составляет более 36% всех его доходов.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения

Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции

(товаров, работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на

издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную

стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Все законодательные особенности начисления, льготирования и взимания

НДС зафиксированы в Законе РФ « О налоге на добавленную стоимость» от

06.12.1991 г. « 1991-1 с изменениями и дополнениями от 17.03.97 г. №54-ФЗ.

Плательщики налога. Плательщиками налога являются:

- организации независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических

лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную

и иную коммерческую деятельность;

- индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие

производственную и иную коммерческую деятельность;

- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций

(предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие

товары (работы и услуги);

- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие

производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых

организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ,

кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица.

Налогооблагаемый оборот. Облагаемый оборот определяется на основе

стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из:

- свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС;

- государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них

НДС;

- государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя

НДС.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями

(предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по

оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей,

поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ

(услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в

порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары

(работы, услуги).

К налогооблагаемым оборотам относятся также:

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации

(предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не

относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары

(работы, услуги);

- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ,

услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая

работников предприятия;

- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу

залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства.

Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья

является стоимость их обработки.

У предприятий розничной торговли и организаций общественного питания

облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между

ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с

поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. Также

определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются

акцизы, в него включается сумма акцизов, а по импортируемым товарам –

таможенная стоимость, таможенная пошлина.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается

стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница

между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию

(товары, услуги),и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные

ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

Такая база обложения довольно стабильна.

Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на

потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-

продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного

потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях

производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате

налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое

поступление налога в бюджет.

Льготы по НДС. От налога освобождены:

- экспортируемые товары;

- услуги пассажирского транспорта (кроме такси);

- квартплата;

- некоторые финансовые операции;

- услуги в сфере образования;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые

из бюджета;

- услуги учреждений культуры;

- платные медицинские услуги;

- продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет

натуральной оплаты труда;

- товары (за исключением некоторых), производимые и реализуемые

предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа

работников;

- изделия народного и художественного промыслов;

- некоторые виды товаров, ввозимые на территорию РФ;

- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица;

- прочее.

Ставка налога. Ставка налога с момента введения в 1992 г. претерпевала

изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Но в условиях

отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало

которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся

инфляцией ставка оказалось довольно высокой.

В 1995 г. установлен размер ставки 20%, а по продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента –10%.

Снижение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых

отношениях с другими странами СНГ. Ранее ставка налога была единой (28%), и

вот возникла возможность пользоваться разницей ставок, что ставило

российских предпринимателей в невыгодные условия. Поэтому последовало

очередное изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ.

При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где

она выше.

Налог на добавленную стоимость предполагалось полностью направлять в

федеральный бюджет. Однако пришлось принять решение о его частичной

передаче регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%,

затем 20% и, наконец, 25% общей суммы поступлений. К тому же мировой опыт

говорит о том, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж)

чаще всего является региональным налогом. У нас он фактически превратился в

регулирующий источник доходов.

Налог, впервые разработанный в середине 50-х годов во Франции,

довольно прочно укрепился в мире. На сегодняшний день его используют более

40 стран. Одними из последних ввели у себя НДС Российская Федерация и

Швейцария. В проекте Налогового кодекса РФ он оставлен в числе главных

федеральных налогов.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Налог на прибыль занимает второе – после НДС место среди налоговых

поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (около 20%) и

составляет около 16% всех его доходов.

В отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная

сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата и

платит его тот, кто получил прибыль. Налог имеет регулирующее значение, так

как система льгот по нему стимулирует предпринимательскую активность.

Вопрос о налогообложении предприятия следует начинать с ответа на

вопрос о том, какие средства, полученные предприятием при его создании и в

процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности как в денежной,

так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами,

подлежащими обложению налогом на прибыль.

Для этих целей предприятия делятся на две основные группы:

1. осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода);

2. не преследующие цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для

осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий относят бюджетные организации, т.е.

предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной

деятельности, полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней.

А также некоммерческие организации (общественные организации и фонды,

концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие

организации и фонды), деятельность которых, согласно условиям, определенных

в их уставах, финансируется главным образом учредителями.

В состав доходов предприятий, относящихся ко второй группе, не

включаются средства, полученные как в денежной, так и в материально-

вещественной форме в результате целевых отчислений на содержание таких

предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские

вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих

предприятий.

К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать

как целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными

благотворительными организациями, предоставляемые для проведения научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и

другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Плательщики налога. Таковыми являются предприятия и организации, их филиалы

и другие подобные подразделения, если они заняты хоть какой-то коммерческой

деятельностью.

В1994 году был отменен налог на доходы банков и страховых компаний,

которые также стали вносить в бюджет налог на прибыль.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является валовая прибыль

предприятия, которая должна быть уменьшена (или увеличена) в соответствии с

положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации

продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки),

иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,

уменьшенных на сумму доходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется

как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и

акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в

себестоимость продукции (работ, услуг). Перечень этих затрат установлен

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,

услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении

прибыли. Данное Положение утверждено постановлением Правительства

Российской Федерации от 5 августа 1992 года с последующими изменениями и

дополнениями.

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт,

при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают

экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого

имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или

остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализованных операций включаются:

- доходы от долевого участия в деятельности других организаций,

- доходы от сдачи имущества в аренду,

- дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,

- суммы средств, полученные от других предприятий при отсутствии совместной

деятельности (так называемая финансовая помощь).

Льготы по налогу на прибыль. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы:

1. направленные на финансирование капитальных вложений (только по

предприятиям производственной сферы) и жилищное строительство;

2. в размере 30% капитальных вложений на природоохранные предприятия;

3. затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе учреждений

здравоохранения, народного образования, культуры и

спорта, детских дошкольных заведений и лагерей отдыха, домов престарелых

и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в

содержании данных объектов.

Следует иметь в виду, что затраты принимаются по фактическим расходам, а

в пределах нормативов, утвержденных местными органами;

4. взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогом

прибыли;

5. направленные государственными предприятиями на погашение

государственного целевого кредита.

Кроме того, льготируется основная деятельность государственных

предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога уменьшается в 2 раза, если на предприятии занято не менее

70% пенсионеров и инвалидов от среднесписочной численности.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» значительные

льготы предоставляются малому бизнесу.

С 1996 г. освобождается от налога прибыль средства массовой информации,

за исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротической

продукции.

Ставка налога. Ставка налога в последние годы претерпевает существенные

изменения. В 1993 г. она была единой – 32%. В 1994 г. ставка и механизм

взимания налога подверглись изменению. Было установлено, что 13% прибыли

любого предприятия независимо от формы и подчиненности поступает в

федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог в пределах

25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и

местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом, для предприятия

указанный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35-38% в 1994 г.

В 1995 г. внесены новые уточнения. Теперь законодательные органы

субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога не выше 22%.

Практически везде в РФ общая ставка налога в настоящее время 35% (13+22).

Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам и

посредникам. Для них ставка регионального налога может быть установлена

до30%, а общая ставка, таким образом, - до 43%.

В уточненном проекте Кодекса предусматривается снижение ставки до 30%

(11+19). Указанная ставка едина для всех предприятий всех видов

деятельности, кроме малых предприятий, для которых устанавливается

пониженная ставка (11+18).

Действующая ставка налога на прибыль (35%) в основном отвечает

общемировому уровню. Ставки налога на корпорации в США –34%, Великобритании

– 33%, Японии – 37,5%, Австрии – 34%, Испании 35%, Италии – 36%, Финляндии

– 33%.

УХОД ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

«Джованни ди Паголо Морелли, флоринтиец XIV в., писал: «Как огня

остерегайтесь лгать» за исключением того, что касается налогов, где это

позволительно, ибо тогда «ты совершаешь сие не ради того, чтобы присвоить

чужое добро, но дабы воспрепятствовать тому, чтобы забрали неподобающим

образом твое», - констатировал французский историк Фернан Бродель в своем

фундаментальном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV

– XVIII вв.».

Введение властями каждого нового налога порождало адекватную

деятельность налогоплательщика, направленную на поиски путей, позволяющих

избежать уплаты налога. Исторические эпохи сменяют одна другую, но активная

деятельность налогоплательщиков по уходу от налогового бремени не исчезает.

При этом они идут обычно двумя путями.

Первый путь – уклонение от уплаты налогов. В данном варианте

налогоплательщики минимизируют или вообще сводят к нулю свои налоговые

обязательства незаконными способами, как правило, либо осуществляя свою

предпринимательскую деятельность без государственной и налоговой

регистрации, либо, будучи зарегистрированными, - путем сокрытия своих

налоговых обязательств и представлением в налоговые органы заведомо ложной

информации. Однако «сокрытие налогооблагаемой базы» - уголовное

преступление, предусмотренное статьей 162-2 Уголовного кодекса РФ.

Пример. АОЗТ «Дружба» г. Санкт-Петербурга, в чьей собственности

находилась одноименная петербургская гостиница, снято с налогового учета и

ликвидировано еще в июле 1997 г. Однако это совсем не мешало его

руководителям гостеприимно принимать постояльцев, заключая с ними договоры

на аренду помещений. Деньги, полученные в результате этой деятельности,

переводились на счет фирмы, до сих пор открытый в одном из петербургских

банков. Налог с этих доходов государство, естественно не получило.

За 1997 год выявлено свыше 21 тысячи нарушений налогового

законодательства, ущерб от которых в виде неуплаченных налогов составил

почти 7 трлн неденоминированных рублей. К производству было принято около

5700 дел, осуждено свыше 600 человек.

Второй путь – «избежание налогов»:

1) минимизация налоговых обязательств законным использованием налоговых

льгот и различных законных «лазеек», существующих в налоговом праве; при

этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную

информацию налоговым органам, поскольку скрывать ему нечего, т.к. все

его действия основаны исключительно лишь на законе;

2) налоговое планирование – целенаправленная деятельность организации,

ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего

налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в

бюджет.

Но можно выделить группу налогов, которые полностью «накрывают» любую

организацию, как бы она всеми правдами и неправдами не пыталась избежать

налогообложения:

- если организация нормально динамично работает, то она, как правило,

платит следующие налоги: на прибыль, НДС, налоги с выручки, налог на

имущество;

- если организация осуществляет свою хозяйственную деятельность с низкой

нормой рентабельности (практически без прибыли), то все равно возникают

объекты налогообложения для налогов с выручки, НДС и налога на

имущество;

- если же организация вообще не ведет какой-либо период времени

предпринимательскую деятельность, не получает выручки от реализации и не

имеет в связи с этим объектов налогообложения налогами с выручки и НДС,

то все равно от налогообложения полностью уйти не удастся - возникает

объект налогообложения по налогу на имущество.

Даже если предприниматель осуществляет свою деятельность полностью вне

рамок закона (не платя при этом никаких налогов государству), он все равно

- как конечный потребитель товаров, работ и услуг - является, тем не

менее, фактическим плательщиком косвенных налогов (акцизов и НДС), которые

включены в розничные цены.

ПРИМЕРЫ УХОДА ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

ЛЬГОТ

Создание различных условий в налогообложении для различных субъектов

и видов хозяйственной деятельности наблюдается в законодательстве по многим

налогам.

Так законодательство, регулирующее исчисление и платежи по НДС

содержит существенные льготы для целого ряда участников хозяйственной

деятельности, которые могут привести к «недобору» НДС.

o От уплаты НДС были освобождены граждане, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (Указ

Президента РФ от 22.12.93 г. за №2270 «О некоторых изменениях в

налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»). При

участии этих граждан в договорах о совместной деятельности (без

образования юридического лица) в качестве лица, осуществляющего

реализацию всей произведенной предприятиями-участниками договора

продукции к ним формально нельзя предъявить требования об уплате НДС.

o От уплаты НДС также освобождаются предприятия с не менее чем 50% долей в

среднесписочном составе инвалидов. Действующее предприятие (как правило –

крупная корпорация) учреждает малое предприятие для осуществления

конечных операций при выпуске готовой продукции и ее реализации, на

котором занято не менее 50% инвалидов. Затем следует заключение между

этими предприятиями договора о совместной деятельности (без образования

юридического лица) с фиксацией функций реализации готовой продукции за

малым предприятием, обладающим льготами по НДС.

o Льготы по уплате НДС предоставлены также по сделкам с иностранными

юридическими и физическими лицами. При заключении контрактов о поставке

им продукции, проведении работ и оказании услуг за рубежом, при передаче

им результатов НИОКР, выполненных в РФ, с оформлением соответствующих

документов, т.е. при фактическом экспорте продукции, работ и услуг,

российский производитель освобождается от уплаты НДС. Совместная

деятельность без образования юридического лица может способствовать (при

маскировке посреднических услуг) освобождению от НДС также торговых

организаций, занимающихся экспортом продукции.

o Предусмотрено освобождение от уплаты НДС внутреннего оборота между

структурными подразделениями предприятия, не имеющими отдельных расчетных

счетов в учреждениях банков и не реализующих самостоятельно продукцию, в

части удовлетворения промышленно-производственных нужд. Под последними

понимаются нужды, соответствующие позициям в перечне затрат, относимых на

издержки производства и обращения. Поскольку оборот внутри предприятия по

реализации продукции для собственных нужд по другим статьям номенклатуры

затрат подлежит обложению НДС, то будет стремление искусственно отнести

эти затраты на статьи, относимые на издержки производства и обращения,

включаемые в себестоимость продукции, работ и услуг.

В рамках законодательства по налогу на прибыль также предусмотрено

достаточное число льгот для некоторых участников хозяйственной

деятельности. В частности, существуют различные льготы по малым

предприятиям с иностранными инвестициями, предприятиям, занятым

определенными видами деятельности.

o В рамках законодательства о налоге на прибыль возможно «маневрирование»

путем отнесения деятельности определенного вида, прибыль по которому

облагается налогом по высоким ставкам, без изменения ее существа к иным

видам деятельности, облагаемым по более низким ставкам налога. Эта

«подмена» оформляется договором, в котором высоко облагаемый вид

деятельности маскируется под другие. Например, посредническая

деятельность «маскируется» под маркетинговую или информационную путем

заключения соответствующих договоров вместо договоров комиссии или

поручения, или определяется как производственная: наладка, тестирование,

испытания и т.п.

o Возможны также варианты «передачи» определенных объемов деятельности

специально учрежденным материнской компанией предприятиям, попадающим под

временные или постоянные льготы по налогу на прибыль (малые предприятия,

предприятия с высоким удельным весом инвалидов и др.). Для этого

используются договоры о совместной деятельности или специальная политика

установления контрактных цен, обеспечивающие «переход» доходов в нужном

направлении.

o Кроме того, возможны варианты замены «участия» в предприятии участием в

совместной деятельности с целью уменьшения обложения и маскировка

совместной деятельности под участие в случае, если пополняющая уставной

капитал компания имеет более низкую ставку налогообложения.

Законодательство о налоге на прибыль содержит также много

возможностей уменьшения налоговой базы, которые можно объединить в

несколько групп.

К первой группе относятся возможности увеличения затрат, относимых на

себестоимость продукции за счет манипулирования амортизацией основных

фондов. Прежде всего, это применение «ускоренной» амортизации к активной

части основных фондов (оборудованию), обосновываемого:

. увеличением выпуска продукции на данном оборудовании;

. массовой заменой данным оборудованием изношенной и морально устаревшей

техники;

. отнесением оборудования к новым, прогрессивным видам, в т.ч.

предназначенным для расширения экспорта.

Особенно широкие льготы и, следовательно, возможности сокрытия

прибыли через ускоренную амортизацию основных фондов существуют у малых

предприятий.

Возможен вариант списания основных средств при оформлении документом

их утраты в результате хищения с последующим заявлением о том, что

уголовное дело не возбуждено.

К этой же группе можно отнести установление (или пересмотр в сторону

увеличения) высоких норм амортизации для нематериальных активов. Это

достигается занижением сроков их полезного использования.

Ко второй группе относятся возможности увеличения затрат за счет

манипуляций с формами привлечения основных фондов предприятием. Сюда

относится:

. оформление «взаимной» аренды определенных видов основных средств двумя

фирмами по договоренности по повышенным ставкам (увеличение затрат у

обеих фирм);

. увеличение уставного капитала компании за счет безвозмездной передачи

учредителям нематериальных активов (с их оценкой по согласованию). В

соответствии с этим уходят из-под обложения возобновляемые отчисления в

резервный и другие предусмотренные законодательством и уставом фонды;

. составление предприятием плана по совершенствованию технологии и

организации производства и повышения качества продукции как прикрытия»

для части затрат на приобретение новой техники «при отнесении их на

себестоимость продукции.

В состав третьей группы входят способы «увеличения» необлагаемых

доходов за счет увеличения затрат на выпуск продукции:

. создание малых предприятий с переводом в них работников и выплатой им

компенсаций материнской компанией. При этом прием на работу

сопровождается «добровольным взносом» этими работниками сумм компенсаций

в материнскую компанию, где они по закону не облагаются налогом на

прибыль. Компенсации же включаются в себестоимость продукции материнской

компании и уменьшают на их сумму облагаемую налогом прибыль;

. искусственное увеличение потерь от брака (включаемого в себестоимость) с

реализацией произведенной продукции (или неиспользованных материалов) за

наличный расчет без оформления кассовых документов;

. передача произведенных предприятием (с включением затрат на них в

себестоимость) «образцов продукции» посредникам или непосредственным

покупателям бесплатно и как не подлежащих возврату(это уменьшает доходы

от реализации продукции и налогооблагаемую прибыль) с последующей

компенсацией со стороны деловых партнеров через другие формы (финансовая

помощь, участие в увеличении уставного капитала, взносы при

осуществлении совместной деятельности и т.п.).

Кроме того, условно к этой группе можно отнести выплату фирмой (по

договоренности) повышенных страховых премий страховой компании с

«компенсацией» по другим каналам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вряд ли возможно найти еще такую область кроме социальной политики,

которой бы уделялось так много общественного внимания, как налоги и финансы

(см. Приложение). Налоги это такой механизм, который ни при каких условиях

не может удовлетворить сразу всех, т. к. они являются безвозмездным,

безэквивалентным и к тому же обязательным изъятием определенной части

доходов у плательщиков. Поэтому при формировании налоговой системы

необходимо учитывать не только потребности государства, но и интересы

налогоплательщиков.

Налог не должен «наказывать» за удачно сделанную работу и не должен

влиять на принятие экономических решений.

Помимо всего налоговая система должна содержать равные условия и

правила налогообложения по всей стране. Должна быть простой и объяснимой,

конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира,

везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая

система, как мне кажется, наиболее сложна. И желательно, чтобы расходы на

управление налогами и соблюдения налогового законодательства были как можно

меньше.

Я надеюсь, что Налоговый кодекс все-таки примут в этом году, и мы

будем подниматься дальше в гору к более высокому уровню жизни, а не

продолжать спускаться с нее. Хотя, несмотря на свою важность, налоги не

являются единственным фактором, определяющим состояние и перспективы

экономики. Они не могут одни сыграть роль волшебной палочки, которая

способна сделать банкротов процветающими предприятиями, сформировать

цивилизованное правовое пространство и обычаи делового оборота, улучшить

менеджмент и провести структурную перестройку, ликвидировать неплатежи и

сделать доступными банковские кредиты. А что может им помочь в этом – это

уже тема другой курсовой работы.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены