рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Жанровое своеобразие Чеховских пьес

Жанровое своеобразие Чеховских пьес

Жанровое своеобразие Чеховских пьес.

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим все

мотивы его повестей и рассказов, стала «новая драма». Именно в ней

наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение

и понимание.

На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то

исторический парадокс.

И в самом деле, на рубеже веков, в период наступления нового

общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие «здоровой

и сильной бури», Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие

героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес

к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе.

Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях

активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов

пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад

жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.

Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного

существования людей. Именно на этой исторической почве и вырастает «новая

чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны

классической русской и западноевропейской драмы.

Прежде всего, Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие,

организующее сюжетное единство классической драмы. Однако, драма при этом

не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы

героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности,

«рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом

звучании».

С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и

классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета

вокруг главного,

ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных

и отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а

целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных

голосов и подголосков.

Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Он писал о господстве в жизни

тупости, откровенного эгоизма, об «униженных и оскорблённых», о

человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о

нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века

утвердился «смех сквозь слёзы», смех сочувствующий, быстро сменяющийся

грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.

Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто

драматического или комедийного, а весьма сложного формообразования. В них

драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а

комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим .

убедительным примером тому служит пьеса «Вишнёвый сад». « Вышла у меня не

драма, а комедия, местами даже фарс», -- писал сам Чехов.

Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не

драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими

являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней

своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев

изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы

отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти

всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши.

«Вишнёвый сад» включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках,

фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.

Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский

писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в

первую очередь трагедией. И он поставил «Вишневый сад» именно в таком

драматическом ключе.

Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он

раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий

бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый

классической драме чеховский «подтекст», или «подводное течение». Герои

Островского целиком и полностью реализуются в слове, и слово это лишено

двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив,

смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться

не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои

вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер «В Москву! В Москву!»

отнюдь не означал Москву с ее конкретным адресом. Это тщетные, но

настойчивые попытки героинь прорваться в иную жизнь с иными отношениями

между людьми. То же в «Вишневом саде».

Во втором акте пьесы в глубине сцены проходит Епиходов — живое

воплощение нескладицы и несчастья. Возникает такой диалог:

Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...

Аня (задумчиво). Епиходов идет...

Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да.

Говорят формально об Епиходове и о заходе солнца, а по существу о

другом. Души героев через обрывки слов поют о неустроенности и нелепости

всей своей несложившейся, обреченной жизни. При внешнем

разнобое и нескладице диалога есть душевное внутреннее сближение, на

которое откликается в драме какой-то космический звук: «Все сидят,

задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается

отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий

печальный».

Островский для изображения драмы своих героев берёт не ровное течение

обычной жизни, а как бы выламывает из него событие. Например, история

гибели Катерины - событие, потрясшее жителей Калинова, раскрывшее

трагическую обречённость её положения.

У Чехова же драматизм заключается не только в событиях, но и в обычном

будничном однообразии повседневного быта. В пьесе «Дядя Ваня» изображен быт

деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей повседневности: люди пьют

чай, гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах и разочарованиях,

играют на гитаре… События – сора Войницкова с Серебряковым, отъезд

Серебряковых – ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и, следовательно,

не имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и прозвучал

выстрел. Драматичность положения героев не в этих случайных эпизодах, а в

однообразии и безысходном для них образе жизни, в бесполезной трате своих

сил и способностей.

Важное событие, меняющее жизнь героев, происходит редко, а те, что

происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство

Треплева в пьесе «Чайка», или дуэль в «Трёх сёстрах». В неизменной жизни

люди редко находят счастье – им трудно это сделать, т.к. для этого нужно

преодолеть неизменность и обыденность. Не все могут сделать это. Но счастье

всегда соседствует с разлукой, смертью, с «чем-то», мешающим ему во всех

чеховских пьесах.

Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего не благополучия. В них

нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в

малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке»,

например, пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его

несчастьями — олицетворение общей нескладицы жизни, от которой страдают

все герои.

За редким исключением - это люди самых распространённых профессий:

учителя, чиновники, врачи и т.д.. То, что эти люди не выделены ничем,

кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью,

которую ведут герои Чехова, живёт большинство его современников.

Новаторство Чехова – драматурга заключается в том, что он отходит от

принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только

проблемы, но и показывает психологические переживания героев. Чеховская

драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей

стране нет крупного художника театра, кино, который не называл Чехова в

числе своих учителей. И в подтверждение этому на занавесях МХТа

изображена Чеховская “Чайка”.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены