рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Толстой Лев Николаевич

Толстой Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-

корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с

автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54),

«Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных

основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные

поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей

бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных

отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863)

герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной

и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69)

воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну

1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший

победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути

духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной

жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-

исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии

женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает

ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада,

разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и

рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как

таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной

конкретности («тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг.

переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного

усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»),

Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства

— современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901

отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного

уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть

«Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в

1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам

смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана

Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-

Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения

морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?»

(1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в

проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и

жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

* * *

ТОЛСТ~ОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная

Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне

станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне],

граф, русский писатель.

«Радостный период детства»

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать,

урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет,

но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный

облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к

искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой

придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого,

участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-

насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом

Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась

дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на

Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские

воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные

предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым

материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести

«Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы

и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский

университет на отделение восточных языков философского факультета, затем

перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года:

занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался

светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из

университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам»,

Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс

юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину»,

языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать

диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и

живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на

новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести

«Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем

в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его

жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал

экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную

карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные

настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами,

поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а

сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако

именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что

отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у

него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные

художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого

ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице

на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в

военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).

Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая

Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией

человека образованного общества, дали материал для автобиографической

повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах

«Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-

Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой

записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и

поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода».

На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал

«Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами

Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность»,

1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу

принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная

штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в

осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе,

проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В

Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался

в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл

«севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех

(очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые

произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью

психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г.

Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют

угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника:

он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от

веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок

«Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А.

Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской

литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в

учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты

писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно

рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам

себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную

Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии,

Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе

«Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог

устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие

настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу,

чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел

полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в

Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические

системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой

изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть

«свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал

педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве

приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и

народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и

«Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен

обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье

Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну,

где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с

осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время

носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было

периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного

труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи

(в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал

масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе

медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много

помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода,

будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике»

первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество

откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким

психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично

вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части

романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории.

Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века

интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной

войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское

пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как

попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его

жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести,

ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить

крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды,

Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив

композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны

Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого

помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и

по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с

увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней

безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в

особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика

интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного

сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий

Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну),

прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для

Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике

писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого)

переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его

мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса,

пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над

романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в

художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том

духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают

центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова

соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98,

опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована

в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная

публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме:

рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев,

Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы

смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты,

доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в

Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что

же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде»

(1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что

такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью

опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу

молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление

о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства

осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.

Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии

богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты

Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и

перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство

Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались

высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию

христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь

непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда

художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей

птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно

упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями

В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались

издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при

ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как

«выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было

прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой

заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой

выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с

государством, что привело его к полному разобщению с православной

церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель

и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный

общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в

годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору,

проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.

Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных

противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства

(красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и

фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные

черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план

«тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного,

дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало —

проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись

разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу

(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал

резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым

личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,

сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.

Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден

был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в

доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За

сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже

мировую известность не только как писатель, но и как религиозный

мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием

общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Сочинения:

Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).

Литература:

Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-

4.

Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-

1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.

Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.

Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.

Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

О. Е. Майорова

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены