рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Страшный Мир в лирике А. Блока

Страшный Мир в лирике А. Блока

"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе

отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве

вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.

Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический

герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал,

приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем

творчестве человеческих радостей и страданий.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной

целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой

мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей

глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический

герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к

которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем

стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с

высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном,

земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить

в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и

улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое

прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир

социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "жолтых

окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине",

идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного

народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех,

кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так

резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами

не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах

засмеются, что этих нищих провели". И от этого страдания лирического

героя усугубляются.

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее

развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь

- это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная

доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают

в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко

всему. А "под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины,

раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот

эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока,- от

возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного "страшным

миром".

Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в

стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в

котелках, пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами

кроликов" - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это

туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой

одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он

пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну

жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому

преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И

лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то,

чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт

понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина

в вине").

Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении

"Я пригвожден к трактирной стойке". Его "душа глухая...пьяным

пьяна...пьяным пьяна...". Лирический герой живет с чувством гибели,

смертельной усталости:

Я пьян давно. Мне все-равно.

Вон счастие мое - на тройке

В сребристый дым унесено...

"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но

поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего

пути в жизни. Об этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить? Куда

идти? "Наказанье ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается

решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада - это

тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе

А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья.

Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад

проникают звуки окружающего мира:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не

слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт

вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то,

чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и

здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены

разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание

невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая

авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в

жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная

жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.

Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет

трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в

священную жертву во имя новой жизни и новой России.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены