рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Стихотворение Летний сад

Стихотворение Летний сад

Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Летний сад”.

Суть поэта - его душа. Обязанность поэта - не только вложить свою

душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до

читателя главное.

Конечно, таким образом, от сложности натуры поэта зависит сложность

его стихов.

Трудно с первого раза разобраться в Пастернаке или О. Мандельштаме. Но

вот

про-ступает и обязанность читателя: разобраться, понять, осмыслить

стихи, в которых не

всегда обычные образы, необычная жизнь, необычны функции света и

цвета. Поэтому свой

анализ я хочу построить с позиции “понять”, а не ”критиковать”.

Говоря просто, стихи- это мысли и чувства поэта, прошедшие через его

душу, через его особый образный мир. По большому счету ,стихотворение

Ахматовой «Летний

сад» есть набросок Летнего сада в Петербурге, прошедшее такую

«обработку».

Только с первого взгляда здесь не видно никакой системы. Но

«безыдейность» стихотворения (в

нем нет философской идеи)- это еще не повод для того для того, чтобы

упрекать его в

отсутствии схемы. Идею, как связующее начало , подменяет здесь тема:

Летний сад и впечатления

поэтессы. Немного преувеличивая, можно сказать, что идей стихотворения

и «Летний сад»

является его тема: Летний сад. Ахматовой позволено все.

Образный ряд стихотворения двоичен , неоднозначен. Я возьму на себя

ответственность

предположить, что в нем Ахматова очень близка к символистам. Игра

словами, а вернее,

значениями слов поразительна. Например, в первом двустишии ключевым

является слово «розы» :

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Конечно, можно предположить, что в летнем саду растут розы. Но в

системе стихотворения

«розы» приобретают иное значение. Если предположить, что ряд «розы» -

«единственный ряд» -

«ограда» - это смысловая градация по убывающей, тогда «розы» понятие

шире, чем «ограда»

(что-то вещественное), выше чем образ «единственный сад» (что-то уже

личное и уже

неопределенное).

В ней слово «розы» без изменения смысла, каждый писатель для себя

может заменить на

«красота», «природа», «прошлое». Ахматова, как символистка, будто

призывает нас дорисовать

всё самим, додумать. И так на протяжении всего стихотворения, в

котором нет об-разов и вообще

существительных, не несущих дополнительную смысловую нагрузку.

Как и «розы», несколько неуместным для читателя является сочетание

«невская вода» в

строках :

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

Да, «невская вода» - это тоже в своём роде логический центр, перепутье

двустишья, где

читатель сам выбирает себе дорогу. Конечно, можно доказывать фактами

из биографии поэтессы,

что она непосредственно была в саду при большой Неве. Можно

предположить, что статуи под

«невской водой» - это метаморфическое, от «второго лица» изображение,

этюд воздуха

Санкт-Петербурга, когда его влажность просто мешает дышать и пьянит,

когда он кажется

осязаемым, как вода.

Мне же здесь видится ещё кое-что. В конспекте четырёх следующих

двустиший образ «вода»

приобретает совсем новое значение. Это значение смысловой связки. Ведь

«перепутья» следующих

трёх строф: «мачты», «двойник», «лебедь» - немыслимо связать никакими

словами, кроме как

«вода». И здесь открывается новый горизонт возможностей для фантазии.

Мы видим глазами

Ахматовой в Летнем саду, «мачты», которые …. Уносят нас в океан.

«Лебедь» - и перед нами

гладкое озеро сада. «Двойник», то есть отражение как бы погружает нас

в воду. А эхо

четвёртого ?????????? в этой системе («Врагов и дру-зей, друзей и

врагов») есть не что иное,

как зеркальное отражение слов от водной стихии системы. Оно погружает

нас в словесный,

звуковой океан отражений. Здесь не нужно ис-кать смысла, нужно

повторять слова, закрыв глаза.

Теперь разберёмся, зачем нужна эта цепочка. По-моему, «водная стихия»

должна увлекать

читателя с собой. По уже знакомой на системе градации земного и

осязаемого – к возвышенному и

внутреннему через совокупность этих образов. Повторяем с закрытыми

глазами: «мачта» ( и в

нашем сознании осязаемая мачта, всё вполне реально, море) – «лебедь»

(это уже ассоциативный

образ : «красота», «грация», «озеро») – «двойник»( и в го-лове

пробегает: «тайна», «загадка»,

«отражение») – «враги и друзья» (опять перепутье: вне системы можно

рассматривать облики

людей, но мы закрыли глаза, и у нас получает-ся: черное и белое, свет

и тьма, добро и зло).

Все нужно рассматривать имперически, не наполняя смыслом, так мне

кажется. Оглянитесь,

сколько разных, противоречивых чувств проходит сквозь нас за четыре

этих строфы. Но даже в

этой череде водных отражений проглядывает логика, завязаться узлом на

образе «вода». Эта

логика сложна, потому что описательна, она построена на чувствах,

должна постепенно

подниматься к воображению читателя по ступенькам-образам. Но не нужно

искать здесь логику,

которая работает на идею. Идеи нет, я об этом уже говорил. Есть просто

полет фантазии, есть

картина, она за-шифрована, она волшебна. И чем больше мы вглядываемся

в нее, тем больше

эстетиче-ского удовольствия мы получаем от стихов Анны Ахматовой.

Последние три строфы — это просто симфония. Ключ и метод те же, но на

смену чисто

ассоциативным образам, которые воздействуют на нас через сознание и

понимание (лебедь,

двойник, розы, вода) приходят имперические: звук, свет, цвет,

пространство. И получается

необыкновенная картина.

Все зарождается в шестом действии.

А шествию теней не видно конца

От воды гранитной до двери дворца.

Здесь «шествие» – лишь только намёк на звук.«Тени» - это всего лишь

зачатки цвета и света.

Это пространство (кстати, в чистом виде оно появляется впервые)

выражено очень чётко и

обозначенное гранитом вазы и дверью дворца. Таким образом, перед нами

картина, которую можно

дорисовать, она реальна: блики солнца («шествие теней»), может быть,

аллея у входа в летний

дом Петра Первого (вара и дворец), сумерки.

Но в предпоследней строчке пространство размывается: «ваза» и «гранит»

превращаются в

неопределённое «тени». Цвет и свет, как ночь, распространились

повсеместно. Звук де

формируется. Он тоже становится объёмным. «Шествие» переходит в

«шёпот». Мы как будто подняли

голову, уже не видим конкретных предметов, а только необъятные «ночь»,

«высота». Мы

чувствуем: «любовь», «тайна».

Опять интериоризация, опять переход от конкретного предмета к

впечатлению.

Эта цепочка завершается первой строкой дистилия:

И всё перламутром и яшмой горит…

Звук переходит в аллитерацию, настойчивое повторение звонкого «р».

Свет, постепенно, от

тёмного к светлому, перерос в перламутровый и яшму. Эта цвета океана,

неба – чего

угодно!

Пространство уже не то чтобы между «вазой» и «дверью», оно выпрыгнуло

даже из неопределённого

«тени». И получилось «всё». «Всё… горит…». А последний глагол в строке

ассоциативно

соединяет в себе пространство, звук, свет, цвет. Картина

неопределённа, но завораживающа.

Читатель уже не на земле, он в перламутре и яшме неба, но он не видит:

он может теперь только

чувствовать.

Таким образом, система описания осталась та же. Разница в том, что в

первой части

стихотворения поэтесса пользовалась благодарными красками образом и

символов, чтобы донести

до читателя картину и заставить его, перенося через сознание, её

образы, переживать то, что

когда-то переживала она, глядя на океан Летнего сада. Во вторых части

по той же схеме

(осязаемое, реальное – неопределённое – внутренний мир) она рисует

светом, цветом,

пространством, звуком. Она заставляет переживать, сначала сгущая

краски, а потом размывая

их. Но эта схема работает. Главное доходит до мозга. Без перепадов,

без резких и колких

враз. Остаться должно только чувство, общее впечатление.

Я говорил уже про обязанность поэта: донести свои чувства до нас,

смертных. Искусство

«передать» - одно из самых великих. И нет предела совершенству. А

загадку Летнего сада, точно

так же, как и «анычара», «осени первоначальной», «весенней грозы» и

«первого майского грома»

можно открывать каждый раз по-другому Анна Ахматова уви-дела сад так,

как его описала. Может

быть, Тютчев или Пушкин увидел бы его иначе. Но никто не познал бы

истины. Истина – удел не

человека. Поэтому к последней строке я отношусь глубоко философски:

Но света источник таинственно скрыт.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены