рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Рецензия на стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе...

Рецензия на стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе...

Два вечных памятника...

А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь

поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания

творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание,

неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за

автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта -

Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной

семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских

театров) скрывается более глубокий смысл.

"О доблестях, о подвигах, о славе" - первые строки, вынесенные в заглавие,

подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе

за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. "Лицо в простой

оправе" - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от

портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю

открылась судьба поэта, и через всю жизнь "прошло" "лицо в простой оправе",

так много значащее для лирического героя.

"О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле" - рядом

был любимый человек, с которым тьма становилась светом. "Но час настал, и

ты ушла из дому. // Я бросил в ночь заветное кольцо". Любовь для

лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а

потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды,

оставляет неизгладимый след в сердце. "Летели дни, крутясь проклятым роем…"

- так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни "без божества, без

вдохновенья". "Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не

снизошла". Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают

вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со

своей болью.

"Синий плащ" рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока

цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем -

недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли,

страданий, горького одиночества удивительно ласковое: "Ты, милая, ты,

нежная..." Его любимая затерялась в неведомом мире, среди "сырой ночи",

такая же одинокая в "промозглом" (эпитет "сырая ночь" выстраивает именно

такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь

отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. "Я

крепко сплю" - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты,

и только в волшебных снах - "синий плащ", "сырая ночь", звуки и краски

сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: "я" - одинокий, страдающий

лирический герой, и "она" - таинственная незнакомка, нереальная в своей

отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого

начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года

сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и "очи синие, бездонные"

всё так же манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет

возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно

ушедшей молодости. Любовь - это однажды...

"Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола" - так

лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало

желание жить и любить, теперь убрано им со стола - "всё миновалось". А

впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: "Уж не мечтать о

нежности, о славе". Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки -

печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...» затрагивает глубинные

струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано

на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение

А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Частые реминисценции из

пушкинского стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни,

крутясь проклятым роем»), сохранение того же размера подтверждают связь

этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению,

А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал,

обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

"И сердце бьётся в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и

вдохновенье, // И жизнь, и слезы, и любовь" - это у Пушкина. Лирический

герой Блока "крепко спит", и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И

всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» и

стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» - два шедевра, два

памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены