психологизм поэзии А. Блока
+----------------------------------------------------------------+
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ |
| |
| На изучение данной темы отводится 14 (12 + |
| 2) ч. Материал об однородных членах представлен § 26—28: |
| «Понятие об однородных членах», «Однородные члены, связанные |
| сочинительными союзами, и пунктуация при них», «Обобщающие |
| слова при однородных членах и знаки препинания при них». |
| |
| Начиная уроки по изучению однородных членов (ОЧП), надо |
| помнить, что учащиеся еще в 5 классе получают представление об |
| однородных членах и, следовательно, этот материал не является |
| для них абсолютно новым. Учащиеся осведомлены о трех признаках |
| однородности: 1) выполняют одну и ту же синтаксическую |
| функцию; 2) связаны с одним и тем же членом предложения; |
| 3) отвечают на один и тот же вопрос. Следует, опираясь на эти |
| знания учащихся, закрепить навык узнавания ОЧП в тексте, |
| графического их изображения, правильного интонирования. Эти |
| навыки закрепляют упр. 260, 261, 262. |
| |
| Умение графически оформлять предложения с однородными |
| членами помогает учащимся осмыслять суть этого синтаксического |
| явления, закрепляет понимание признаков однородности, делает |
| знание осознанным. Это оформление может быть разным: |
| |
| 0x01 graphic |
| |
| Новым материалом для учащихся являются сведения об |
| однородных и неоднородных определениях (с. 117). Этот материал |
| не легко усваивается детьми. Следует вновь вернуться к |
| признакам однородности, чтобы на этом фоне осознать отличие |
| неоднородных определений от однородных. В учебнике этот |
| материал дается в сопоставлении: купил 0x01 graphic |
| и купил 0x01 graphic |
| . Обращается внимание учащихся на перечислительную интонацию и |
| возможность вставки союза и в первом случае. Графически |
| изображается, что оба определения относятся к слову стол. Во |
| втором случае (с неоднородными определениями) к |
| существительному стол относится только одно, ближайшее к нему |
| определение, а первое относится уже ко всему словосочетанию. |
| Отметим отсутствие перечислительной интонации и невозможность |
| вставки союза и. Полезно обратить внимание учащихся на тот |
| факт, что в первом случае оба определения выражены |
| качественными прилагательными, а во втором — одно |
| качественным, а другое относительным, и они характеризуют |
| предмет с разных сторон, по разным основаниям (почему и |
| недопустимо появление союза и). Закрепление этого материала |
| осуществляется при выполнении упр. 265—269. |
| |
| Следует обратить внимание учащихся на то, что в |
| художественных текстах определения-эпитеты могут быть |
| однородными (об этом говорится в примечании). Тогда между ними |
| возникают отношения, например причинно-следственные: Без |
| шапки, наспех застегнув пальто, он выбежал в ночной, пустынный |
| город (пустынный, потому что ночной). Однородными могут стать |
| определения, которые называют признаки, объединяемые сходством |
| производимого впечатления: Серый, маленький (незаметный) дом |
| Власовых все больше притягивал внимание слободки (М. Горький). |
| См. также примеры в упр. 269. |
| |
| В § 27 раскрывается материал об однородных членах, |
| связанных сочинительными союзами, отрабатывается навык |
| постановки знаков препинания в этих случаях. Еще в 5 классе |
| учащиеся получили представление о том, что между однородными |
| членами может быть сочинительная связь, осуществляемая с |
| помощью сочинительных союзов. В конце 7 класса при изучении |
| морфологии учащиеся узнают о сочинительных союзах более |
| подробно (например, изучают их разряды по значению). Так что |
| этот материал, конечно, нуждающийся в повторении и |
| закреплении, тем не менее абсолютно новым не является. |
| В 8 классе все внимание должно быть направлено на значение, |
| которое выражается сочинительными союзами, соединяющими |
| однородные члены, и на отработку навыков постановки знаков |
| препинания. Так как сочинительные союзы употребляются для |
| связи не только однородных членов предложения, но и простых |
| предложений в составе сложного, то в учебнике предлагается |
| повторить отличие предложений с ОЧП, соединенными |
| сочинительными союзами, от сложносочиненных предложений с теми |
| же союзами (упр. 271, 274). |
| |
| В том же параграфе приводятся сведения о значении |
| сочинительных союзов. |
| |
| Анализируя предложения с различными разрядами |
| сочинительных союзов, полезно обратить внимание учащихся не |
| только на постановку знаков препинания, но и на те оттенки в |
| значении, которые возникают в предложении (упр. 275). Следует |
| познакомить учащихся с такими структурами, в которых |
| соединительные союзы (обычно и) являются повторяющимися. |
| В этом случае они придают экспрессивную окраску всему тексту. |
| В качестве материала для анализа явления многосоюзия может |
| послужить, например, стихотворение В. Остена «Дорога»: |
| |
| Подумайте только, как много |
| Значений у слова «дорога»! |
| Дорогой зовут автостраду, |
| И тропку, бегущую рядом, |
| И шлях, что лежит на равнине, |
| И путь каравана в пустыне, |
| И шаг альпиниста по круче |
| К пустыне, упрятанной в тучах, |
| И след корабля над волнами, |
| И синие выси над нами... |
| |
| Отрабатывая навыки постановки знаков препинания при ОЧП, |
| надо обратить особое внимание на случай, когда повторяющийся |
| союз начинается не с первого члена однородного ряда. |
| |
| Учащиеся систематически допускают пунктуационную ошибку, |
| сознательно не ставят знак перед первым союзом, полагая, что в |
| нем нет необходимости, так как союз употребляется впервые. |
| Можно отработать это правило, например, на таких примерах: И |
| видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес, в |
| серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес. Меж горцев |
| плененных наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни |
| простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных |
| быстроту, и легкость ног, и силу длани. Татьяна верила |
| преданьям простонародной старины, и снам, и карточным |
| гаданьям, и предсказаниям луны. |
| |
| Необходимо познакомить учащихся и с такими структурами, |
| в которых употребляются разные группы однородных членов |
| предложения, соединенных союзами. Ср.: Необходимо пересмотреть |
| планы и тезисы докладов и выступлений на конференции и вовремя |
| их напечатать. Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые. |
| Цикл упр. 271—277 имеет целью отработать навык постановки |
| знаков препинания между ОЧП, соединенными союзной и бессоюзной |
| связью. |
| |
| Тема «Обобщающие слова при ОЧП» частично знакома |
| учащимся из курса 5 класса, кроме последнего случая, когда |
| предложение не заканчивается однородными членами, стоящими |
| после обобщающего слова: [**: **, **, ** — ...]. |
| |
| Учащиеся знают из курса 5 класса, что обобщающее слово |
| является тем же членом предложения, что и ОЧП, но следует |
| подчеркнуть, что обобщающий член обозначает родовое понятие по |
| отношению к ОЧП или более общее понятие. Это отрабатывается на |
| материале упр. 282, 283, 284. Закреплению навыков постановки |
| знаков препинания при разных случаях употребления обобщающих |
| слов служат упр. 285, 286. |
| |
| В заключение изучения темы можно предложить диктант. |
| Приведем один из возможных текстов. |
| |
| Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и |
| улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было |
| полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый |
| аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса |
| терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. |
| Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. |
| В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на |
| песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало |
| спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, |
| то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на |
| берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие |
| крики. Солнце садилось, и на желтом горячем песке лежал |
| розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые |
| облака, и волны, взбегавшие на берег, — все готовилось к |
| ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то |
| угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. |
| Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, |
| усеянное звездами небо. (По М. Горькому) |
+----------------------------------------------------------------+
+---------------------------------------------------------+
| | Следующий раздел>> |
+---------------------------------------------------------+
|