рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех

времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни,

а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или

иной поступок.

Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя

ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска

ответа.

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в романе

«Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека,

совершившего преступление. Но это не детективный роман, где смысл всего

сводится к поимке преступника. Эта книга - поиск в лабиринте

нравственности. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя

и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо. Получается

парадокс. Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать,

сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг

сталкивается с довольно мерзким существом, старухой - процентницей, Алёной

Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции

вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом.

Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии,

завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет

и сделать много добрых дел для людей. Но ещё задолго до этого родилась

теория, в которой он доказывает право сильной личности на убийство.

Рассуждая над собственной теорией, молодой человек пришёл к естественному

выбору : «Кто же я сам? Тварь дрожащая или право имеющий?» Естественно, эта

теория противоречит принципам гуманизма, а сама постановка вопроса является

античеловечной .

В образе Раскольникова Достоевский рисует здравомыслящего человека,

который, желая следовать законам нравственности, вступает в противоречие с

ними и переступает через них. Убийство старухи отрезало героя от мира. Он

замкнулся в себе . Но теория о превосходстве одного человека над другим не

погибла в нем. Родион сделал вывод, что он «тварь дрожащая».

Гениальный художник слова и гуманист, Достоевский сумел доказать

античеловечность теории Раскольникова, её рождение и несоответствие

истинным проявлениям гуманизма. Но наряду с Родионом Раскольниковым автор

представляет и других героев. В романе их около ста. Они составляют

совершенно необходимый петербургский фон : городовые и шарманщики, мещане и

чиновники, кучеры и студенты, священники и просто прохожие.

И если не все, то большинство этих лиц долго или на мгновение привлекают

внимание Раскольникова. Каждому из них свойственны свои взгляды и ответы на

вопросы, которые ставит писатель. Большинство людей, встречающихся на

страницах романа, потеряли цель и смысл жизни и живут, не осознавая того,

что творится с ними и вокруг них. Они не задумываются над своей собственной

судьбой. Им нет дела до кого-то другого.

В Петербурге Достоевского мы не видим заботы человека о человеке,

сострадания, помощи ближнему. Эти понятия гуманизма не встречаются там, где

каждый человек зол на выпавшую ему долю, где нищета и грязь пожирают его

душу, где жизнь ничего не стоит.

Ф.М. Достоевский как великий гуманист не мог пройти мимо или не

заметить окружавшей его жестокости, грязи. Его чуткая душа протестовала

против угнетения слабых сильными. Он глубоко, от всего сердца переживал за

людей и старался помочь им .

В самые тяжелые для писателя и всего русского народа годы он

продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые

несёт с собой антигуманный строй.

В своём романе Ф.М. Достоевский продолжает искать ответы на вечные

вопросы, которые поднимает тема гуманизма. Автор делает вывод, что самый

страшный и самый гуманный суд - это суд совести. Но он предлагает нам

самостоятельно найти выход из тупика : быть гуманным лжецом, как Лужин, или

совершить антигуманный поступок ради улучшения жизни многих людей.

Достоевский разоблачил и осудил путь буржуазного индивидуализма,

показал несостоятельность анархического бунта. Но в то же время он сделал

это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной

борьбы за коренное изменение общественного устройства общества Достоевский

уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит

в сферу отвлеченных этических представлений.

В «Преступлении и наказании» поставлены те основные социальные и

этические проблемы, которыми мучился Достоевский на протяжении всей своей

жизни. Это прежде всего вопрос о праве человека на бунт, на восстание

против существующего положения вещей, вопрос о возможности революционного

изменения действительности и гармонического устройства мира и наконец

социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем

религиозного смирения и страдания.

Ф.М. Достоевский- глубочайший психолог, знаток души человеческой,

великий гуманист. В своих произведениях он раскрывает до самых последних

глубин внутренний мир героев. Анализ переживаний Раскольникова до убийства

и после совершения преступления принадлежит к самым сильным страницам

мировой литературы. С клинической достоверностью психиатра анализирует

Достоевский различные оттенки переживаний своего героя.

С огромной силой изобразил писатель трагизм человеческих судеб при

капитализме, создал потрясающие картины человеческих бедствий и страданий.

В то же время он пытался внушить, что разрешение этих мучений и страданий -

в сфере религии. В этом было роковое заблуждение писателя.

Произведение Достоевского невозможно читать без волнения, наверное,

потому, что он сам сопереживает всё происходящее с его героями, до предела

взволнован их судьбами.

Читая произведения Ф.М. Достоевского, убеждаюсь в том, что прав был

А.В. Луначарский, справедливо сказав, что писатель «тесно связан со своими

героями. Его кровь течёт в их жилах. Его сердце бьётся во всех созданных им

образах».

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены