рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
очерк дворянского быта онегинской поры

очерк дворянского быта онегинской поры

Очерк дворянского быта онегинской поры.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Хозяйство и имущественное положение дворян.

1. Общественное положение дворян.

2. Материальные характеристики героев романа Евгений Онегин.

3. « …Заимодавцев жадный полк … »

III. Образование и служба дворян.

1.Отношение Пушкина к образованию и воспитанию дворян.

2.Образование и служба героев романа Евгений Онегин.

3.Образование молодой дворянки.

4.Браки дворянок

IV. Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье.

1. Роль мест действия в пушкинском романе.

2.Пространственный мир романа.

V. Образ жизни светского человека.

1.Особенности распорядка дня свободного человека.

2. Бал

3. Дуэль

VI. Средства передвижения дворян. Дорога.

1.

VII. Выводы.

Введение

«Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в

нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами,

которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что

бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками,

по-новому, реалистически, то есть в качестве типичного, идейно

обосновывающего человека и его судьбу».

Одной из существенных особенностей бытописания в романе Евгений Онегин

является значение бытовых реалий необходимых для понимания текста даже

тогда, когда они лишь мелькают в виде кратких отсылок, намёков на то, что

так понятно и автору, и современному читателю.

Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство не с

лучшей стороны.

Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих

произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы

выступали против угнетения простого русского народа дворянами и

помещиками, а так же против крепостного права.

А.С. Пушкин в романе \"Евгений Онегин\" рассказывает о

разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал

отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для

петербургского дворянства характерны суета и мишурность:

« ... везде поспеть немудрено…»

Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя развлечения.

В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века,

причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного.

Основная черта провинции - это верность старине.

\"Евгений Онегин\" - первый реалистический роман в русской литературе, в

котором отразился век и современный человек изображен довольно верно.

В романе \"Евгений Онегин\" Пушкин описывает свое время, отмечая для жизни

все, что было существенно для жизни поколений: быт и нравы людей,

состояние их душ, популярные философские, политические и экономические

течения, литературные пристрастия, моды. На протяжении действия романа и в

лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского дворянского

общества: высший свет Петербурга, поместное и московское дворянство.

Хозяйство и имущественное положение дворян.

Хозяйство и имущественное положение дворян в произведении Евгений Онегин

выражалось Пушкиным в качестве владения поместьями и крепостными

крестьянами составлявшие одновременно сословную привилегию дворян - это

всё выражало богатство общественного положения.

Герои Евгений Онегин довольно чётко охарактеризованы в отношении их

имущественного положения. Сам герой романа, после получения наследства от

дяди, видимо, сделался богатым помещиком. Он

«Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полноправный…»

Характеристика Ленского начинается с того, что он «богат». Ларины же не

были богаты. В первоначальных набросках Ольга характеризовалась как

«Меньшая дочь - соседей бедных». В дальнейшем эта характеристика была

снята, но остались жалобы Прасковьи Лариной на то, что для поездки в

Москву «доходу мало». Зато, выйдя за князя N, Татьяна сделалась «богата и

знатна». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего,

была помещицей среднего достатка.

Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова «долги»,

«залог», «заимодавцы» встречаются, уже в первых строках романа.

Теперь уже не удивительно, что, когда отец Онегина умер, выяснилось, что

наследство обременено большими долгами:

«Перед Онегиным собрался

Заимодавцев жадный полк … »

В этом случае наследник мог принять наследство со всеми долгами отца или

отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счёты между

собой.

Жить на средства, полученные при закладе имения, называлось \"жить

долгами\". Такой способ был прямым путем к разорению. Предполагалось, что

дворянин на полученные при закладе деньги приобретет, новые поместья или

улучшит состояние старых и, повысив, таким образом, свой доход, получит

средства на уплату процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в

большинстве случаев дворяне проживали полученные в банке суммы, тратя их

на покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы \"давал три

бала ежегодно\". Для не слишком богатого дворянина, не имеющего в доме

дочерей-невест, три бала в год - неоправданная роскошь. Это приводило к

перезакладыванию уже заложенных имений, что влекло за собой удвоение

процентов, которые начинали поглощать значительную часть ежегодных доходов

от деревень. Приходилось делать долги, вырубать леса, продавать еще не

заложенные деревни и т. д.

Получение наследства было не последним средством поправить расстроенные

дела. Молодым людям охотно верили в долг рестораторы, портные, владельцы

магазинов в расчете на их \"грядущие доходы\". Поэтому молодой человек из

богатой семьи мог без больших денег вести в Петербурге безбедное

существование при наличии надежд на наследство и известной

беззастенчивости.

Молодость - время надежд на наследство - была как бы узаконенным периодом

долгов, от которых во вторую половину жизни следовало освобождаться, став

\"наследником своих родных\" или выгодно женившись. Рисуя рутинную

смену возрастных норм поведения, Пушкин писал:

«Блажен

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов...»

Образование и служба дворян.

Образованию и службе дворян у Пушкина было отношение такое, что «В России

домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное;

ребёнок окружён одними холопями, видит одни гнусные примеры,

своевольничает, не получает никаких понятий о справедливости.

Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернёр и

француз-учитель, они редко относились серьёзно к своим педагогическим

обязанностям.

В XVIII в. претендентами на учительские места были в основном

мелкие жулики и авантюристы, актёры, парикмахеры, беглые солдаты и просто

люди неопределённого рода занятий - разве такое общество могло чему-то

научить.

Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному,

были частные пансионы и государственные училища. Таков был, например,

известный пансион аббата Николя. Из пансиона Николя вышли не только

будущие декабристы, но и будущий шеф корпуса жандармов.

Герой Пушкинского романа получил только домашнее образование. Следует

подчеркнуть, что отношение Пушкина к такому воспитанию было резко

отрицательным.

Онегин, никогда не носил военного мундира, что выделяло его среди

сверстников, встретивших 1812 г. В возрасте 16-17 лет. Но то, что он

вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего

военного чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу

современников.

Пушкин колебался в том, какой тип воспитания дать дочерям Прасковьи

Лариной. Первоначально Пушкин думал вообще дать своим героиням чисто

русское образование:

«Ни дура Английской породы,

Ни своенравная Мамзель

(В России по уставам

Необходимые досель)

Не баловали Ольги милой

Фадеевна рукою - хилой

Ее качала колыбель

Стлала ей детскую постель

Помилуй мя читать учила,

Гуляла с нею, средь ночей

Бову рассказывала ей …»

Однако в дальнейшем характер воспитания изменился. Культурный облик

Татьяны был приближен к кругозору соседок автора по Михайловскому -

тригорских барышень.

Подчёркивая в поведении Татьяны естественность, простоту, верность себе во

всех ситуациях и душевную непосредственность, Пушкин не мог включить в

воспитание героини упоминание о пансионе.

Пушкин считал, что на общем фоне русского дворянства начала XIX века

«мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая

чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как

правило, более поверхностным и значительно чаще, чем у юношей домашним.

Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном - двух

иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе,

элементарными навыками рисования, пения и игры на каком - либо музыкальном

инструменте.

Значительную часть кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли

книги. Но чтение женщиной романов - было опасное занятие и не совсем

приличным.

«...барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках»

В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в

XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начало выходить из обычной

практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17-19 лет.

«Но ты - губерния Псковская

Теплица юных дней моих,

Что может быть, страна глухая

Несносней барышень твоих?

Меж ими нет - замечу, кстати,

Ни тонкой вежливости знати,

Ни [ветрености] милых шлюх -

Я, уважая русский дух,

Простил бы им их сплетни, чванство

Фамильных шуток остроту

Порою зуб нечистоту

[И непристойность и] жеманство,

Но как простить им [модный] бред

И неуклюжий этикет»

В духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие её от окружающего

дворянского мира. Дворянство было служильным сословием, и отношения

службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую

печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы.

Автор подчеркивает умственную отсталость провинциальных дам, даже по

сравнению с отнюдь не высокими критериями образования и глубокомыслия

провинциальных помещиков:

«...разговор их милых жен

Гораздо меньше был умен…»

Когда мыслящая часть дворянской молодежи была разгромлена, а новое

поколение интеллигентов-разночинцев еще не появилось на исторической

арене, именно женщины-декабристки выступили в роли хранительниц высоких

идеалов независимости, верности и чести.

Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье.

Место действия в пушкинском романе играет, тоже не малую роль. События всё

время развиваются в каком- либо конкретном пространстве: в Петербурге, в

Москве, в деревне, на почтовом тракте. При этом характер событий

оказывается тесно связанным с местом, в котором они развёртываются.

Автор почти нигде не даёт детальных картин места действия, не описывает

интерьера домов. Твёрдо зная, что читатель его знаком и с видом, и с

внутренним убранством обычного помещичьего дома в деревне, и с интерьером

петербургского аристократического особняка на набережной Невы, он делает

лишь скупые указания:

«…легче тени

Татьяна прыг в другие сени»

«… для гостей

ночлег отводят от сеней

до самой девичьи»

«В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц …»

« Нет ни одной души в прихожей.

Он в залу; дальше: никого.

Дверь отворил он …»

По этим указаниям читатель пушкинской эпохи легко восстанавливал картину.

Тем не менее, композиционная роль пейзажа в романе была очень

знаменательна: во-первых, она показывает ход времени-правда, время в

романе не всегда соотносится с реальным, во-вторых, характеризует

внутренний мир героев

Весь пространственный мир романа делится на три сферы: Петербург, Москва,

деревня.

Онегинский Петербург имеет весьма определенную географию. То, какие районы

столицы упоминаются в тексте, а какие остались за его пределами,

раскрывает нам смысловой образ города в романе.

Реально в романе представлен лишь Петербург аристократический и

щегольской. Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная, видимо,

набережная Фонтанки, Летний сад, Малая Морская - гостиница \"Лондон\",

Театральная площадь.

Доминирующими элементами городского пейзажа в Петербурге, в отличие от

Москвы, были не замкнутые в себе, территориально обособленные особняки или

городские усадьбы, а улицы и четкие линии общей планировки города. Хотя

Петербург был задуман как европейский город и именно как таковой

противопоставлялся Москве, внешний вид его не напоминал облика европейских

городов XVIII - начала XIX в. В отличие от крупных исторических городов

Европы, Петербург никогда не был окружен стенами, ограничивающими площадь

застройки. Поэтому ограничений на размеры фасада и ширину улиц,

определявших облик всех европейских средневековых городов, в Петербурге не

было. Почти одновременная застройка всего города (по сравнению с

хронологией роста других европейских столиц) придавала ему характер

упорядоченности, стройности и однообразия.

Жизнь в собственном доме была доступна в Петербурге (в тех его районах,

которые упоминаются в Евгении Онегине) лишь очень богатым людям. Тип

внутренней планировки такого дома приближался к дворцовому. Большинство

тех людей, которые в Москве выстроили бы или наняли целый особняк, в

Петербурге довольствовались наемной квартирой. Квартиры эти могли быть

роскошными.

Московский пейзаж строится в романе принципиально иначе, чем

петербургский: он рассыпается на картины, здания, предметы. Улицы

распадаются на независимые друг от друга дома, будки, колокольни. Длинное

и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых

пространных описаний в Евгении Онегине, ему посвящены четыре строфы;

Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив \"пустой номер\" XXXIX строфы и

этим создав впечатление, что \"утомительная прогулка\" длилась еще дольше.

Оно резко отличается от краткой эскизности петербургских зарисовок.

\"Правильность\" петербургского пейзажа подчеркнута тем, что он дается с

точки зрения прекрасно знающего его и привыкшего к нему наблюдателя,

которому достаточно кратких намеков, чтобы восстановить картину. Москва же

показана глазами внешнего наблюдателя:

«У Тани в шумной сей прогулке

Все в голове кругом идет...»

Планировка петербургского дома в начале XIX в., как правило, предполагала

вестибюль, куда выходили двери из швейцарской и других служебных

помещений. Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные

комнаты: передняя, зала, гостиная, из которой, как правило, шли двери в

спальню и кабинет.

Онегин во время последнего свидания с Татьяной также проходит всю анфиладу

помещений вплоть до интимных внутренних покоев (прихожую, залу, гостиную)

и, отворив дверь в кабинет или спальню, застает Татьяну:

«Нет ни одной души в прихожей.

Он в залу; дальше: никого.

Дверь отворил он. Что ж его

С такою силой поражает?

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна...»

Административная стройность, тяготение к архитектурным ансамблям

Петербурга и уютная пестрота, расчлененность, патриархальная

замкнутость московского мира нашли разительное воплощение и в

системе адресов. Петербург был городом чисел и координат, Москва -

городом собственных имен.

Характерной чертой московского пейзажа было то, что доминирующими

ориентирами в городе были не цифровые и линейные координаты улиц и домов,

а отдельные, замкнутые мирки: части города, церковные приходы и

городские усадьбы с домами-особняками, отнесенными с \"красной линии\"

улицы в глубь сада или парка и окруженными хозяйственными

постройками, флигелями и сараями. Каждая такая усадьба составляла

особую самодовлеющую структуру в плане города.

Значительная часть романа сосредоточена в деревенском доме помещика.

Барский дом виден издалека, из окон и с балкона его, также открывались

далёкие виды, которые в свою очередь гармонично вписались в пейзаж.

В строфе седьмой главы мы находим Татьяну сначала в зале онегинского дома,

где ей бросаются в глаза \"кий на. бильярде\" и манежный хлыстик на канапе.

Сообщение: \"Таня дале\" - указывает, что героиня перешла в гостиную, где

продолжаются объяснения Анисьи:

«...А вот камин;

Здесь барин сиживал один. - XVIII

Здесь с ним обедывал зимою

Покойный Ленский, наш сосед »

Далее Анисья проводит Татьяну в \"барский кабинет\". Сходная планировка,

видимо, и в доме Лариных. Действие XXXVII строфы третьей главы происходит

в гостиной:

«Смеркалось; на столе блистая

Шипел вечерний самовар...»

На втором этаже часто располагались детские. Там и жили барышни Ларины. В

комнате Татьяны был балкон:

«Она любила на балконе

Предупреждать зари восход...»

Балкон был для Пушкина характерной приметой помещичьего дома.

Барский дом виден издалека, из окон и с балкона его также открывались

далекие виды. Дома провинциальных помещиков ставили крепостные архитекторы

и безымянные артели плотников. Они глубоко усвоили одну из главных

особенностей древнерусской архитектуры - умение поставить строение так,

чтобы оно гармонично вписалось в пейзаж. Это делало такие постройки,

наряду с церковными строениями и колокольнями, организующими точками того

русского пейзажа, к которому привык Пушкин в своих дорожных странствиях.

Дом ставился обычно не на ровном месте, но и не на вершине холма, открытой

ветрам. Его строили, как правило, на склоне, так, что с одной стороны он

казался стоящим на ровном месте (отсюда бывал обычно подъезд, и к дому

вела липовая аллея), а с другой - открывался вид на скат холма, спуск к

реке или озеру, на далекие горизонты. Так поставлены дом Пушкин в

Михайловском и дом Осиповых в Тригорском. Не случайно Татьяна, приехавшая

в Москву, была поражена отсутствием просторного вида из окна:

«Садится Таня у окна.

Редеет сумрак; но она

Своих полей не различает:

Пред нею незнакомый двор,

Конюшни, кухня и забор…»

Образ жизни светского человека.

А.С.Пушкин представляет нам Онегина, как человека свободного от служебных

обязательств. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить

лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню,

маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел,

была чисто фиктивной.

Между тем право вставать, как можно позже являлось своего рода признаком

аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от

простонародья, но и от деревенского помещика-хозяина.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным

представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях

описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного

денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского

светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

«Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед»

В жизни русского столичного дворянина XVIII - начала XIX в. время

разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и

хозяйственным заботам - здесь дворянин выступал как частное лицо; другую

половину занимала служба - военная или статская, в которой дворянин

выступал как верноподданный, служа государю и государству, как

представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление

этих двух форм поведения снималось в венчающем день \"собрании\", на балу

или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он

не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на

государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек

своего сословия среди своих.

Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной

службе, - областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где

границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы

светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный

поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя

выше стареющего израненного полковника. С другой стороны, бал был областью

общественного представительства, формой социальной организации, одной из

немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. В этом

смысле светская жизнь получала ценность общественного дела.

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум- трём часам дня

прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Около

четырёх часов пополудни наступало время обеда. К началу 1820-х гг. обед

сдвинулся к четырём часам, время вечерних собраний - к десяти, щеголи же

не приезжали на балы до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он

проходил в два-три часа ночи. Такие часы ещё явственно ощущались как

поздние и «европейские»: для многих было ещё памятно время, когда обед

начинался в двенадцать. Послеобеденное время молодой франт стремился

«убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из

возможностей был театр.

«Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис…»

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы.

Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

\"Мазурочная болтовня\" требовала поверхностных, неглубоких тем, но также

занимательности и остроты разговора, способности к быстрому,

эпиграмматическому ответу. Бальный разговор был далек от той игры

интеллектуальных сил, \"увлекательного разговора высшей образованности\",

который культивировался в литературных салонах Парижа в XVIII столетии и

на отсутствие которого в России жаловался П. Тем не менее он имел свою

прелесть - оживленность свободы и непринужденность беседы между мужчиной и

женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества,

и в невозможной в других обстоятельствах близости.

«Верней нет места для признаний...»

Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Раннее обучение танцам

было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена. Длительная

тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев,

но и уверенность в движениях, свободу и независимость в постановке фигуры,

что определенным образом влияло и на психический строй человека.

Характерно, что способность споткнуться здесь связывается не с внешними

условиями, а с характером и воспитанием человека. Душевное и физическое

изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений

и жестов.

Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в

торжественной функции первого танца сменил менуэт.

Бал не фигурирует в ЕО как официально-парадное торжество, поэтому полонез

не упомянут.

Второй бальный танец - вальс - П назван \"однообразный и безумный\".

Эпитеты эти имеют не только эмоциональный смысл. \"Однообразный\" -

поскольку, в отличие от мазурки, в которой в ту пору огромную роль играли

сольные танцы и изобретение новых фигур, и уж тем более от танца-игры

котильона, вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся

движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что \"в это время

вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас\"

Был так же стиль танца Мазурка, который составлял центр бала и знаменовал

собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми

фигурами и мужским соло, составляющим \"соль\" танца. И солист, и

распорядитель мазурки должны были проявлять изобретательность и

способность импровизировать. \"Шик мазурки состоит в том, что кавалер даму

берет себе на грудь, тут же ударяя себя пяткой в centre de gravite [франц.

- центр тяжести], летит на другой конец зала и говорит: «Мазуречка, пане»,

а дама ему: «Мазуречка, пан» Тогда неслись попарно, а не танцевали

спокойно, как теперь\"

«Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам»

Котильон - вид кадрили, один из заключающих бал танцев - танцевался на

мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринуждённый,

разнообразный и шаловливый танец.

«И бесконечный котильон

Ее томил как тяжкий сон»

Танцы занимают в Евгении Онегине значительное место: им посвящены

авторские отступления, они играют большую сюжетную роль.

Они были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль

существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени,

так и от современной.

Бал был не единственной возможностью весело и шумно провести ночь.

Альтернативой ему были

«...игры юношей разгульных,

Грозы дозоров караульных»

Холостые попойки в компании молодых гуляк, офицеров-бретеров,

прославленных \"шалунов\" и пьяниц. Бал, как приличное и вполне светское

времяпровождение, противопоставлялся этому разгулу, который, хотя и

культивировался в определенных гвардейских кругах, в целом воспринимался

как проявление \"дурного тона\", допустимое для молодого человека лишь в

определенных, умеренных пределах.

После наступало время дуэли. Дуэль - поединок, происходящий по

определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести,

снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким

образом, роль дуэли социально-знаковая.

Дуэль как институт корпоративной чести встречала оппозицию с двух сторон.

С одной стороны, правительство относилось к поединкам неизменно

отрицательно.

Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и

не может быть понята вне самой специфики понятия \"честь\" в общей системе

этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества.

Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль

теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство.

Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не

был чужд и Пушкину, как показывает его биография.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что дуэль подразумевала наличие

строгого и тщательно исполняемого ритуала.

Дуэль начинается с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение,

в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорблённой и в

качестве таковой требовала удовлетворения.

Условия дуэли Пушкина и Дантеса были максимально жестокими, но и условия

поединка Онегина и Ленского, к нашему удивлению, были так же очень

жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было.

Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина

неявившимся. «Заставлять ждать себя на месте поединка крайне не вежливо …»

Таким образом, Зарецкий вёл себя не только не как сторонник строгих правил

искусства дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и

шумном - что применительно к дуэли означало кровавом - исходе.

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел

его сделать убийцей поневоле.

Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным,

всё же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или

сделаться предметом сплетен.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому.

Он отзывается о нем довольно резко,

остро - сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

«Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…»

Средства передвижения дворян. Дорога.

В ЕО передвижения занимают исключительно большое место: действия романа

начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню

дяди. Оттуда действие переносится в Москву.

Карета - являлась основным средством передвижения, в то время

в первой главе Онегин спешит на бал « в ямской карете». Содержать своего

кучера и собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого, и

считалось роскошью.

Ларины ехали в Москву «на своих». В этих случаях лошадей на станциях не

меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с

места, от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно

уменьшалась и стоимость.

Особый большой ящик в поездках назначался для харчевого запаса. Для

чайного и столового приборов был изготовлен погребец.

При плохом состоянии дорог поломки экипажей и починка их на скорую руку

велись с помощью «сельских циклопов», благословлявших «колеи и рвы

отеческой земли».

В 1820-е годы начали входить в употребление также дилижансы - общественные

кареты, ходящие по расписанию. Первый дилижанс был организован в 1820

году.

Однако основным средством передвижения всё же оставались карета, бричка,

возок, телега; зимой - сани.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены