рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Куприн

Куприн

Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»

Новый демократический подъём в стране вызывает у Куприна прилив

творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел -

«хватить» по царской армии, этому сосредоточию тупости, невежества,

бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается крупнейшее

произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать

весной 1902 года. Работа над «Поединком» протекала с наибольшей

интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере революции.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его

миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,

столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский

герой - герой повести "Поединок" поручик Ромашов.

Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и

столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни,

и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой

"Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются

черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов

вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель,

бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В

начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит

себя "ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды",

представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то

военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра

сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль:

происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним

прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое

горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он

обращается к нему с библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все

отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство

приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это

проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь

Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и

бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая

равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа - этот

образ можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его

пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него

почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви

самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания

собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не

только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и

суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к

самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама

возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения

оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая

достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века

делают произведение созвучным современному читателю.

В повести «Поединок» Куприн показал ужасающее состояние бесправной

солдатской и опустившейся офицерской массы. Но на людей более тонкой

душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее

впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От

отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как

таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должно, по мысли юного

подпоручика. уничтожить варварский метод - решать споры между народами

силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в

голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот уже нет больше

войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие»

Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама

повесть во многом автобиографична. Ромашов – «естественный человек», он

инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его

мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую

наивны.

Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из его бурных

монологов, Куприн демонстративно идеализирует безнадежно платоническое

чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений

заключается в... безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна

греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли,

с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю

жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной личности перед нами в

окружении жестокого бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный со

своей жаждой «святого» чувства ущемленный человек.

Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий,

имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Он потрясён силой

страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься

подпоручика о судьбе простого народа.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены