рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Блок и Пушкин о назначении поэта

Блок и Пушкин о назначении поэта

Реферат по теме:

"Блок и Пушкин о назначении поэта"

Ученика класса 11-4

Лицея 1502

Кузнецова Дмитрия

25.11.98

Блок о назначении поэта.

А мир прекрасен, как всегда

А. Блок

Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта

перед народом и обществом, утверждает, что "единственное оправдание для

писателя" - не суждения литературной среды и критики, а "неподкупное мнение

читателя", "голос публики", "не голос, а как бы лёгкое дуновение души

народной". Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его

человеческое достоинство, потому что писатель для него "большего всего -

человек ", "тот, кому дороже и выше всего звание человека". "Без

человека[1] стихи - один пар", пишет Блок в 1913 году.

Блока привлекает гражданская позиция литераторов-разночинцев, он

пишет "об огне бескорыстной любви и бескорыстного гнева", которым горели "в

сороковых годах - Герцен и Белинский, в пятидесятых - Чернышевский и

Добролюбов", он мечтает "о журнале с традициями добролюбовского

“Современника”", противопоставляет современной интеллигенции деятельную

интеллигенцию 60-ых годов, способную "бороться с мраком" жизни.

Круг великих творцов могучей русской литературы в блоковской прозе

замыкает Пушкин. Незадолго до смерти, в феврале 1921 года - в день памяти

Пушкина, Блок произносит знаменитую речь "О назначении поэта"[2]. Пушкин

явился для Блока воплощением высокого представления об истинном поэте, его

великой роли в преображении жизни. Говоря, что источники поэтического

творчества таятся в "бездонных глубинах духа", "недоступных для государства

и общества", заявляя, что дело поэта совершенно несоизмеримо с порядком

внешнего мира, Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и

потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение

поэта культуре. Эту историческую миссию поэта Блок видел не только в

создании гармонии, но и внесении её во внешний мир. Утверждая величие дела

поэзии, Блок, вслед за Пушкиным, требует для поэта творческой свободы,

которая не только личная свобода, потому что дело поэта не личное, больше

чем личное.

Блок утверждает, что поэт это тот, кто пишет стихами; но он пишет

стихами, то есть, приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын

гармонии, поэт. Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой

культуре. Три дела возложены на него: во-первых - поэт должен освободить

звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых -

он должен привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих - внести

эту гармонию во внешний мир.

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. "Мы умираем, а

искусство остается", - произносит Блок на торжественном собрании,

посвященном годовщине смерти Пушкина.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вслед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

Пушкин о назначении поэта.

Я не рождён царей забавить

Стыдливой музою моей...

А. С. Пушкин

Принципы, которые Пушкин положил в основу своего творчества ещё в

1817 - 1820 годах, стали прочным фундаментом его взглядов на поэзию,

исходным пунктом в развитии его мировоззрения.

В стихотворениях, написанных после 1823 года, вопрос о цели поэзии

уже не решается однозначно. На первый план выходит нравственное начало в

творчестве, поиски гармонии и совершенства.

Истинная поэзия возвышает человека:

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихрь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйной...

Эти строки из стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом" точно

объясняют ту задачу, которую Пушкин ставил перед поэзией. Сравнивал

вдохновение со стихией природы, он доверяет поэту самые большие ценности:

волю, гармонию и красоту.

В стихотворении "Пророк" 1826 года особенно ярко выразился взгляд

Пушкина на поэзию как на силу, пробуждающую в людях добро. "Глаголом жги

сердца людей" - значит поднимай отчаявшихся, пробуждай духовно спящих,

заставляй человека видеть красоту мира и стремиться к ней.

Пушкин возражает против представления поэзии только как средства

политической борьбы: "Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть

поэтом, если же хочет просто гражданствовать, то пиши прозою."

В одном из писем В. А. Жуковскому Пушкин замечет: "Цель поэзии -

поэзия..." Поэзия Пушкина - это самоотверженное служение добру, вера в

человека, красоту и гармонию, это обращение к будущему:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жесткий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Цель поэзии у Пушкина - это не влияние на народ, не воспитание.

Каждая душа развивается сама. Поэтому поэт и не берётся исполнять

требования толпы. Цель поэзии - это поэзия.

* * *

Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но

сущность его дела не устареет. Он называется поэтом не потому, что он пишет

стихами, но он пишет стихами, потому что он не может по-другому, потому что

он поэт.

По Блоку поэт - сын гармонии. Он должен освободить звуки из родной

стихии и привести их в гармонию и вынести эту гармонию во внешний мир. По

Пушкину на первое место ставиться нравственное начало в творчестве, поиски

совершенства, гармония. Но у Блока эта гармония - гармония звуков, а у

Пушкина - гармония между внутренним состоянием поэта и действиями,

происходящими вокруг него.

Поэт в представлении Пушкина самый возвышенный и глубокий образ.

Настоящему поэту мало одной одарённости, надо ещё иметь судьбу,

сродственную с судьбой времени, надо чувствовать все звенья бесконечной

цепи жизни и обладать творческой верой в себя, в мир человека. Чем

талантливей поэт, тем большую, по своей воле, он берёт на себя

ответственность. И Блок и Пушкин понимали, что жить стоит только так, чтобы

предъявлять очень высокие требования к жизни: всё или ничего, верить не в

то, чего нет на свете, а в то, что должно быть, пусть этого сейчас нет и

долго не будет. Поэт не может жить без раздумья о мире и о каждом человеке.

Такова его судьба. Он на веки приговорён к этому беспокойству. Поэт и после

смерти своей не даёт покоя всем, кто попадёт в его космический корабль,

стартовавший в завтрашний день человечества.

Используемая литература:

1) Александр Блок "Огненные дали", Ленинград, 1980 год.

2) Д. Поцепня "О прозе А. Блока", Детская литература, 1980 год.

3) Михаил Дудин "Ветер времени и поэт", Художественная литература,

1980 год.

-----------------------

[1] когда в авторе нет человека

[2] речь произнесёна в доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю

годовщину смерти Пушкина

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены