рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Женский вопрос в романе Война и мир

Женский вопрос в романе Война и мир

| |

|Женский вопрос в романе. |

| |

| |

| |

| |

| |

|План. |

|Неповторимостьобразов в «Войне и мир». |

|Женские образы в романе: |

|суть их жизни,авторское отношение к ним. |

|Отрицательные героини в романе |

|Положительные |

|Раскрытие образов Наташи и Марьи |

|Талантливость Л.Н.Толстого |

| |

| |

| |

| |

| |

|«Что есть красота |

|и почему ее обожествляют люди? |

|Сосуд она,в которм пустота |

|Или огонь,мерцающий в сосуде?» |

| |

|Н.Заболоцкий. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей |

|страны. |

|Его знает весь мир |

|«Война и мир»-одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз |

|она рождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволили|

| |

|Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя |

|которой - Россия. На страницах оживает история, встают люди во |

|плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и |

|заблуждениями, любовью и ненавистью, заблуждениями, любовью и ненавистью, с |

|победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с |

|жизнью. |

| |

|Герои "Войны и мира", как положительные, так и отрицательные, |

|относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. |

|Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, |

|изобразил его со всеми присущими ему чертами: |

|паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной |

|отчужденностью от народа. |

|Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и|

|немногочисленные семьи лучших дворян, в |

|том числе и просвещенную их часть . |

|Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у |

|Толстого образы положительные |

|обладают именно чертами исключительности, |

|и судьбы их в романе развиваются в столкновении с |

|"большим миром", который Толстой рисует отрицательно. |

|Говоря о людях,изображая людей разных типов и разных характеров,автор «Войны и |

|мира» не скрываетне только своих симпатий,но и в равной мере своих |

|антипатий.Нравственная чуткость Толстого заставляет изображать героев – и |

|положительных,и отрицательных-в свете своего идеала. |

|Толстой подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть от плоти |

|ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. |

|Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова |

|несут в себе прежде всего черты своего класса. |

| |

|Писатель ценит в женщинах такие черты характера: |

|хранительницу очага, основу семьи; |

|нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь|

|с народом, понимание проблем общества (патриотизм); |

|естественность; |

|движение души |

| |

|На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой |

|героиней .Её характерная примета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних |

|жестов,даже мыслей.Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице ,хотя не идет |

|уже к отжившим чертам .Она напоминает,как говорит Толстой ,избалованных |

|детей,которые не совсем хотят исправиться .Когда заговорили об императоре,лицо |

|Анны Павловны « представляло глубокое и искренное выражение преданности и |

|уважения ,соединенное с грустью «.Вот это «представляло» сразу ассоциируется с |

|игрой,с поведением искусственным,а не естественным .Несмотря на свои 40 лет |

|,она «преисполнена оживления и порывов». |

|Представляя героиню ,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. |

|Среди нелюбимых персонажейособенно много представителей так называемого |

|большого света.Существенно,что они относятся как раз к тем людям,которые |

|претендуют на заглавную ролю в истории.Толстой отрицает какое-либоположительное|

|историческое значение в такой же мере,как отрицательно относится к ним в смысле|

|человеческой нравственности. |

|Эта не любовь автора распостраняется и на Элен Курагину,которая всегда |

|одинаково красива.Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая ,неизменяющая и |

|сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знаки человеческой духовной |

|недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были|

|теже,как и у сестры,но у той все освещалось |

|жизнерадостностью,…самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античной |

|красотой…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом». |

|Таким образом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры ,в том,что |

|касается собственно человеческих,нравственных ценностей,мало чем отличатся от |

|брата.Она стольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна |

|И внутренне застойна. |

|Элен жила только для накопления богатства. Все, включая ее поведение и |

|бракосочетание с Пьером Безуховым, представляло грандиозный план князя Василия |

|– быть богатым, влиятельным, уважаемым человеком в светском обществе того |

|времени. |

|Элен, потом носившая фамилию Безуховой и ставшая одной из самых влиятельных |

|женщин того времени, не страдала от деятельности своего отца. Напротив, она |

|точно выполняла его поручения, доверяла ему в денежных вопросах. К своему мужу |

|относилась с презрением и полным неуважением. На предложение Пьера о разводе |

|она однажды ответила: «Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне |

|состояние». |

|Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью |

|Ростовых. Вспомните |

|ситуацию,когда графиня,котрая не знает ,как начать разговорс мужем ,чтобы |

|попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой.Мы видим,как графиня оттягивает |

|обьяснение ,понимая,что ее муж стеснен в деньгах,но не может ей отказать. Перед|

|нами проходит сложная гамма чувств героини,показывающая ее с самой |

|привлекательной стороны. |

|Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит ничего не |

|сказать. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому что его |

|герои, как и герои Достоевского, - это герои-идеологи. Но в ряду героинь |

|Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. |

|По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. |

|Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда |

|взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья |

|Блконских резко выделяются среди |

|обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которы выходили|

|жены декабристов и многие другие передовые |

|люди XIX века. |

|Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, |

|национальное. |

|Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, |

|умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной |

|широтой. |

|Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое |

|мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто .ее окружает. |

|Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так |

|отчетлив контраст между ней и "светом". |

|Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. |

|К Ростовым, и прежде всего к общей |

|любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский,Пьер |

|Безухов, Василий Денисов. |

|Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о|

|ее неопытности. |

|Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, |

|над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. |

|Наташа - это пленительный образ русской женщины, |

|одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди |

|столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин |

|увлекает ее, и в этом помогает ему |

|его развратная сестра Элен Курагина. |

|После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных |

|потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не |

|одержал над нею победы. |

| |

|Например, в Наташе есть дар сочувствия и сострадания. Так «она чувствовала не |

|понимала». |

|Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье |

|«всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о |

|самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю |

|семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие |

|зависело от этой любви»., что то, что говорила Соня, была правда, что была |

|такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не |

|испытывала. |

|Она верила, что это могла быть, но |

|Воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть, |

|способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня и Наташа выросли |

|добрыми и отзывчивыми людьми,В нх много простоты и наивности, все равно они |

|лучше, чем Курагины, в которых только расчет и ложь. |

|Широта, независимость, смелость, страстное отношение |

|ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял |

|современников и пленяет нас. |

|Особняком стоит в семье |

|Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и |

|сестры, она в доме Ростовых - тело инородное. |

|В то время, как Наташа Ростова, княжна Марья - |

|представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. |

|Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он |

|занимает одно из первых мест среди героев Толстого. |

|Нравственная высота, сила характера, женственность |

|выделяют княгиню Марью среди многих |

|женских персонажей мировой литературы. |

|Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, |

|необыкновенно поэтическим, цельным, |

|законченным, обаятельным. |

|Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, |

|даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь |

|вызвать взрыв отцовского |

|гнева, даже приласкать или поцеловать его. |

|Жизнь ее, еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела. |

|Наташино же существование лишь изредка омрачается смешными |

|девичьими обидами. Мать Наташи - ее лучший друг. Дочь рассказывает ей обо всех |

|своих радостях, печалях, |

|сомнениях и разочарованиях. В их задушевных |

|вечерних разговорах есть что-то трогательное. |

|Близка Наташа и с братом Николаем, и со своей |

|кузиной Соней. |

|А у княжны Марьи все утешение - это письма Жюли Карагиной, |

|которую Марья и знает больше по письмам. |

|В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой мадмуазель |

|Bourienne. |

|Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца |

|и мечтательная натура самой Марьи делают ее |

|набожной. |

|Бог для княжны Волконской становится всем в жизни: ее |

|помощником, наставникам, строгим судьей. Временами ей становится |

|стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает |

|посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы |

|освободиться от всего грешного и чуждого. |

|Наташе такие мысли не приходят в голову. Она весела, жизнерадостна и полна |

|энергии. |

|Ее юность, красота, невольное кокетство и |

|волшебный голос очаровывают многих. |

|И действительно, Наташей нельзя не восхищаться. |

|Ее свежесть, грация, поэтический облик, |

|простота и непосредственность в общении контрастируют с |

|напыщенностью и неестественностью манер светских дам и барышень. |

|На первом же балу Наташа замечена. А Андрей Болконскии внезапно |

|понимает, что эта юная девушка, почти девочка, перевернула всю его жизнь, |

|наполнила ее новым смыслом, |

|что все, что он раньше считал важным и необходимым, |

|не имеет для него теперь никакого значения. |

|Любовь Наташи делает ее еще прелестнее, обворожительнее и |

|неповторимее. Счастье, о котором она столько мечтала, переполняет ее всю. |

|У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любви к |

|одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему |

|много времени проводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина,|

|ждет любви и обыкновенного женского счастья, |

|но княжна не признается в этом даже самой себе. |

|Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех |

|жизненных трудностях. |

|Несмотря на внешнее несходство, непохожесть |

|характеров, данных не только природой, но и формировавшихся под |

|влиянием тех условий, в которых жили Наташа Ростова и княжна |

|Марья, эти две женщины имеют очень много общего. |

|И Марья Волконская, и Наташа наделены автором богатым духовным |

|миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер |

|Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов |

|в своей жене. |

|Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то |

|радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и |

|благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых |

|людях, чем о себе. |

|Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от |

|радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки|

|с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный |

|кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости |

|помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею - к |

|постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери |

|Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому |

|стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни |

|(например, после истории с Анатолием Курагиным), |

|отдавалась чувству преклонения перед Всевышним |

|и Всемогущим. |

| |

|Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы |

|местаобидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и |

|прекрасно. |

|Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее |

|(как, впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению пони­мать |

|людей и события. автор, заметьте, всег­да на ее стороне. Даже в сцене |

|богучаровского бунта никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики,|

|предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона. |

|Или вот еще, казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна |

|Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно сделавшегося богачом. Она |

|предвидит, что большие соблазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся его|

|дальнейшая жизнь - прохождение искушений, взлеты и ошибки. |

|Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле.|

|Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, |

|чувственность - что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не |

|может ошибиться. Она принимает судьбу, как испытание, которое посылает ей Бог. |

|Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться |

|отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна - княжна Марья покорна. |

|Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего |

|князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и |

|последние слова вместе с его сестрой. Тогда ей откроется другая сторона жизни. |

|Считается, что в своих философских и исторических взглядах Толстой ближе всего |

|к фатализму. Я бы изменила формулировку. Толстой призывает нас стойко встречать|

|все, что пошлет нам Бог или Судьба (как называть Провидение - неважно). Наташа |

|хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о |

|себе и никогда не плачет от «боли или от обиды», а только от «грусти или |

|жалости». Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его.|

|Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему |

|о спасении. |

| |

|Слово "женственность" во многом определяет человеческую |

|сущность героинь Толстого. Это и Наташино обаяние, нежность, |

|страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые |

|глаза Марьи Болконской. |

|Лев Толстой говорит о глазах своих любимых героинь особо. У княжны Марьи они |

|"большие, глубокие","всегда грустные", |

|"привлекательнее красоты". |

|Глаза Наташи "оживленные", "прекрасные", "смеющиеся", |

|"внимательные", "добрые". Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и |

|Марьи они и в самом деле являются |

|отражением их внутреннего мира. |

| |

|Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, |

|крепкая семейная связь. Обе толстовские героини посвящают себя |

|мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы |

|воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, и Наташа |

|(теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, |

|счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. |

|Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей |

|жены и нежной матери. |

|Конечно, можно не принять заземления", "опрощения" |

|" поэтической и прелестной Наташи. Но она |

|считает себя счастливой, растворившись в детях и муже, а значит, такое |

|"опрощение" вовсе и не опрощение |

|для Наташи, а просто новый период ее жизни. |

|Ведь и сегодня еще спорят о назначении женщины, о |

|ее роли в обществе. И толстовское решение этой проблемы - один из вариантов. |

|Поразительно влияние обеих женщин на своих мужей, их |

|взаимопонимание, взаимоуважение и любовь. |

|Кяжна Марья и Наташа породнились не только по |

|крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они |

|поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями. |

|Даже больше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья стали духовными |

|союзниками со своим непроходящим |

|желанием делать добро и нести свет, красоту и любовь людям. |

|Княгиня Марья - художественное воплощение толстовского идеала женственности. |

|Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как |

|правило, щедро одаренные натуры. |

|Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, |

|подлинным патриотизмом, высокой моралью. |

|В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом |

|большая заслуга Толстого. |

|А что такое личное счастье? |

|Укаждого человека оно свое. Вот у князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита – это |

|деньги. У Ростовых – это любовь. У Сони – самопожертвование. У князей |

|Болконских – это честь и слава. |

|Очень схожи между собой в понимании счастья Наташа и княжна Марья после |

|замужества. Им «мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и |

|затаенную мечтой была любовь земная». |

|Все персонажи романа «Война и мир» стремились к личному счастью. Чтобы достичь |

|заветной цели, пришлось пережить много горя и утрат, пересмотреть ценности и |

|жизненные принципы, смириться с происходящим, но главное - это сохранить в |

|себе чистоту искренней любви. |

| |

|Почему же графиня Ростова,Наташа,Марья Болконская милы,душевно близки и самому |

|Толстому и его читателям? |

|Сказывается та «чистота нравственного чувства»,которая и по могает нам |

|определить,что «дурно» ,а что «хорошо». |

|Трудно прошаться с героями Толстого и, поэтому время от временинужно снова и |

|снова погружаться в волшебный мир страданий ,человеческих судеб и тех |

|нравственных ценностей,которые по праву считаются вечными. |

|. Недаром Горький писал: "Не зная |

|Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать|

|себя культурным человеком". В чем причина непреходящего интереса к роману? |

|Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, |

|отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими |

|проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. |

Библиография.

* Андреева.Е.П.Проблема положительного героя в творчестве

Л.Толстого,Воронеж,1961

* Бурсов Б.И.,Л.Н.Толстой. Идейные искания и творческий метод,

М.,Гослитиздат,1654.

* Гудзий Н.К.,Л.Толстой. Критико-биографическийочерк,

М.,Гослитиздат,1960

* Левин В.И. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., Л.,1980

* Маймин.Е.А. ЛевТолской. - М: Наука,1978

* Тимофеев Л.И.,к вопросуо традиции классики в русской сосоветской

литературе,М.,Мир,1956

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены