рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Тема родины в творчестве Блока

Тема родины в творчестве Блока

Новиченко Александр 11-3

Тема Родины в творчестве

А.А.Блока.

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались

художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема

обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и

своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".

Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"

отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее

противоречивой и обостренной.

Начиная с 1907-1908 годов, тема России, ее исторического пути, ее

настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока.

В 1907-1916 годах пишет цикл “Родина”.

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.

Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского

пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые

пришли...":

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной

царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-

царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской

культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении

"Ночь на Новый год" возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского.

Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной

мечтой окутан образ России. К постижению Родины подлинной, далекой от

чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот

страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из

заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и

зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней.

Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари

весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей,

обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной

пошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти".

Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь,

аптека...", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность,

замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир

вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном

стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" -

лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все

окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет

себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и

мертвенной природы, которой самое поэтичное ее явление - луна на небе -

превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение

возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее

мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и

принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

Сам А.Блок предельно открыто выразил свою любовь-ненависть в

стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. В

нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека

бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа,

даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же,

вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами

стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает символические

черты. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России

как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна

предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее

пространство:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна...

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и

лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту.

Русь убаюкала ее на своих просторах.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов

"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным

аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и

размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна,

которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем

ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной

дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на

дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую

и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять,

как в годы золотые...". В последних произведения цикла "Родина"

появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил

поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы

будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях

"Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...",

"Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в

стихотворениях из цикла “Родина”, написанных задолго до войны 1914 года, в

стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На поле

Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из

самых значительных событий русской истории. Этому стихотворению принадлежит

особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва

принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской

истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько

военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому

событию поэт в предвидении трагических лет России. На мой взгляд, Этот цикл

наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. На мой взгляд,

наиболее точно показывает отношение писателя к России цикл стихов "На поле

Куликовом”. Поэтому мне бы хотелось немного проанализировать первое

стихотворение этого цикла:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И

судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее

становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное

для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные

явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").

Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина. В

стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект

поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа;

скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо

сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок

называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической

вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией,

особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской

поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой

жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения:

"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское

"мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему

трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой

здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его

интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно,

даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются

короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть

ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации -

это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения

автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь

предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.

Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую

динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный

порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее

неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала

внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам

образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была

воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия,

языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим

писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный

поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги

дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая

блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом

1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после

революции 1017 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены