рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева 'Собака'

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева 'Собака'

Собака.

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя

не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и

светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется

пугливо к другой.

Февраль, 1878.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

«Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок

Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни

и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем

самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о

незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом

говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь»,

«огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить

следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»),

собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель

этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев

олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он

применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет

собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека:

«немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев

сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого

использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания

образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы,

которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким

крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,

которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к

другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама

себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой

из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется

как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между

человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без

слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,

используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и

«мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами,

используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть

равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для

выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется

словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек,

одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы

подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,

Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова

животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд

синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической

интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары

одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и

в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения

замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным

широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она

также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются

взглядами…»

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления:

«Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю».

Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе

особую экспрессию.

«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не

животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак

используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство

экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой

именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так

как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при

чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности.

Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи

передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь

жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед

смертью.

Стилистический Анализ

Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева

«Собака»

Константинова И.А.

Группа 208

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены