рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Религиозно-филосовский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Фауст

Религиозно-филосовский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете Фауст

Калининградский Государственный Университет

Доклад по литературе

Студентки II курса 7 группы факультета РГФ

Туровской Татьяны Викторовны

Религиозно – философский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии

Гете «Фауст»

Научный руководитель

Соколов

Калининград,

2001

Поэзия – дар, свойственный всему миру и всем народам,

а не частное наследственное владение отдельных тонких

и образованных людей.

И. – В. Гете.

29 августа 1749 года во Франкфурте – на – Майне родился Иоганн Вольфган

Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18

в. К моменту рождения Гете уже как 100 лет назад закончилась в Германии

Тридцатилетняя война. Мир за собой повлек сначала бурное развитие

экономики, а затем ее же резкий спад. По требованию отца, повзрослевший

Гете изучал юриспруденцию и защитил в 1771 году диссертацию на тему о

взаимоотношении между церковью и государством. Но кроме этого Гете

занимался геологией, оптикой, морфологией животных и растений, изучал

историю искусства, много рисовал, посещал лекции, посвященные творчеству

Шекспира, и писал стихи. Кроме Шекспира на молодого Гете оказали сильное

влияние такие писатели как В. Скотт, Гизо, Вильмен, Кузен – это все

писатели – романтики. Но в немецкой литературе эпоха романизма была

отмечена необычным взлетом философской мысли. Отсюда на Гете оказали свое

влияние такие мыслители как Фихте, Шеллинг, Гегель.

В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии:

этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и

по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными

ярморочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий

Фауст – доктор и чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной

традицией связанно то, что для Гете принципы, сформулированные Аристотелем,

утрачивают значение вечной нормы.

Неизгладимым впечатлением для Гете явилась Италия. Она стала исходным

рубежом, определившим новое – классическое направление в творчестве Гете.

Но она обогатила поэта такими впечатлениями, которые уже подготовили и

выходы за рамки системы «веймарского классицизма». В Венеции Гете

знакомится с театром масок. Мне кажется, что именно образ этого театра

масок воспроизвел Гете в «Фаусте», а точнее в Вальпургиевой ночи в первой

части и в бале – маскараде у императора при дворе во 2 – ой части. Кроме

того во второй части произведения место всего действия – это какие – то

классическо – античные итальянские ландшафты, а во многих сценах Гете,

стилизируя, начинает изъясняться в ритме стихов античных авторов. И это не

говоря уже о сюжете…

Как уже отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу

«Фауста». Театр представлял историю о докторе Фаусте и Мефистофеле как

веселую, иронически – сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда

отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к

письменным источникам – хроникам и преданиям. Из хроник узнать удалось

немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у

вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий

нрав. Когда он подрос его родители и дядя посоветовали учиться ему на

богословском факультете. Но молодой Фауст «оставил это богоугодное занятие»

и занимался изучением медицины, а также попутно, «толкованием халдейских… и

греческих знаков и письмен». В скоре он стал доктором и при том очень

неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и

заключил с ним договор … Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь

окончательно и бесповоротно осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие

предостерегались и поучались – наставлялись в богобоязненной жизни.

Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной

конфликт можно было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом»,

без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель,

здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество,

а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был

лишь одним из демонов, но отнять не особенным.

Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались

органически слиты самые разные элементы – начало драмы, лирики и эпоса.

Именно поэтому многие исследователи называют это произведение драматической

поэмой. «Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей

художественной природе. В нем есть сцены реально – бытовые, например,

описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания

Фауста и Маргариты; трагические – Гретхен в темнице или момент, когда Фауст

едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете в

конечном счете всегда связана с реальностью, а реальные образы за частую

носят символический характер.

Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у

него получилось две трагедии –«трагедия познания» и «трагедия любви». При

этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра – Фауста»

мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью

сохранить колорит средневековой легенды, по крайней мере в первой части. В

«пра – Фаусте» сцены, написанные в стихах перемежаются с прозаическими.

Здесь в личности Фауста сочетались, титанизм, дух протеста, порыв к

бесконечному.

13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике:» Закончил первую часть

«Фауста». Именно в первой части Гете обрисовывает характеры двух своих

главных героев – Фауста и Мефистофеля; во- второй части Гете больше

внимания уделяет внимания окружающуму миру и общественному устройству, а

также соотношению идеала и реальности.

С Мефистофелем мы знакомились уже в «Прологе на небе». И здесь уже

видно, что Мефистофель – черт не будет полностью отрицательным персонажем,

т. к. он симпотичен даже Богу:

Из духов отрицания ты всех менее

Бывал мне в тягость, плут и весельчак.

И именно Господь дает поручение Мефистофелю:

Из лени человек впадает в спячку.

Ступай, расшевели его застой…

Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени.

Мефистофель становиться воплощенным отрицанием. А 18 век особенно

изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию

критического духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось

под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых

отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в

Мефистофеле. Его реплики вызывает улыбку даже над тем, над чем смеяться, в

принципе, и не надо:

Как речь спокойно и легка!

Мы ладим, отношения с ним не портя.

Прекрасная черта у старика

Так человечно думать и о черте

Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно

воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и

критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:

Приятно то, что отдаляет цель:

Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,

Печаль томления словом, канитель,

Которую всегда полны романы.

Мефистофель – мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя

отрицать справедливости многих его язвительных замечаний:

О, вера – важная статья

Для девушек властолюбивых:

Из женихов благочестивых

Выходит смирные мужья…

Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно

он говорит, что жизнь человеческая – маята, сам человек считает себя

«божком вселенной». Именно эти слова черта мне кажутся показателями того,

что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Мефистофель

говорит, что Господь наделил человека искрой разума, но пользы от этого

нет, ибо он, человек, ведет себя хуже скотов. Речь Мефистофеля содержит

резкое отрицание гуманистической философии – философии эпохи Возрождения.

Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на

земле. Люди отлично обходятся в этом и без него:

Да, господи, там бессовестный мрак

И человеку бедному так худо.

Что даже я щажу его покуда.

Но тем не менее Мефистофель обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст

не говорит:» Мгновение, повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в

далекое будущее, употребляет условное наклонение:

Народ свободный на земле свободной

Увидеть я б хотел в такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я :»Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!»

Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного.

Но Фаусту дана божественная искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет

себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать богоподобным, то в

самом конце произведения он говорит:

О, если бы, с природой наравне,

Быть человеком, человеком мне…

На мой взгляд каждому из нас дана эта искра поиска, искра пути. И

каждый из нас умирает, духовно умирает, в тот миг, когда ему уже становится

ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение. Спор Бога с

Мефистофелем – это решение каждого из нас куда идти. И правы, как ни

странно, они оба. И Бог это прекрасно осознает. Поиск искупляет ошибки, и

именно поэтому и Фауст и Маргарита оказываются в раю.

А закончить я хотела бы словами А. Аникста:

«»Фауст» Гете принадлежит к числу тех явлений искусства, в которых с

огромной художественной силой воплощен ряд коренных противоречий жизни.

Прекраснейшая поэзия сочетается здесь с поразительной глубиной мысли».

Список литературы:

1. И. –В. Гете. Фауст. М., 1982 г.

2. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986 г.

3. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987 г. Том 1, 2.

4. Легенда о докторе Фаусте. М., 1978 г.

5. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М.,

1989 г.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены