рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского Гроза

Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского Гроза

Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского

«Гроза».

Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела

на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор

развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины

Кабановой.

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник»

Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с

позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии

Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал

точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве».

Его анализ остаётся классической трактовкой произведения. С точки зрения

критика, характер Катерины составляет шаг вперёд во всей русской литературе

того времени. В образе Катерины является решительный, непримиримый русский

характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет

чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что

мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла,

молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Но

из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было

близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и

оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и

облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука

Кабанихи. С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то

Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови

нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и

доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она

поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила

характера. В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против

«тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы,

независимости. Этот протест растёт… Катерина кончает жизнь самоубийством.

Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над «тёмным

царством». Такова Катерина с точки зрения Добролюбова.

Однако это лишь из критических интерпретаций «Грозы».

Д.И.Писарев в своей статье «Мотивы русской драмы» решительно отверг

вывод Добролюбова о том, что Катерина – подлинная героиня нового

исторического периода. Его анализ окарикатурил и «Грозу», и Добролюбова. По

мнению Писарева, Добролюбов увлёкся симпатией к характеру Катерины и принял

её за личность, за светлое явление. Ни одно светлое явление не может ни

возникнуть, ни сформироваться в условиях «тёмного царства» патриархальной

русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского. Во всех поступках

Катерины заметна, прежде всего, несоразмерность между причинами и

следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм. Самое

ничтожное события, самый пустой разговор производят в её чувствах, мыслях и

поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает,

бледнеет, худеет и т. д. Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина

влюбляется. Варвара говорит несколько слов о Борисе, Катерина заранее

считает себя пропащей женщиной, хотя она до тех пор даже не разговаривала

со своим будущем любовником.

Катерина: «Ах, Варя! Грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала;

чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти.

Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех…»

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно

кидается из одной крайности в другую. Например, в случае с Борисом. Сначала

«поди прочь, окаянный человек», потом «погуляем…» Сегодня Катерины

раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет

делать завтра. На каждом шагу она путается в своей жизни и путает других.

Наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает

затянувшиеся узлы своим самоубийством. Такова Катерина с точки зрения

Писарева.

При чтении критических статей, прежде всего, обращаешь внимание на

форму изложения мыслей. Статья Добролюбова, казалось бы, критика на

«Грозу», но между делом, он успевает оспорить нормативы написания драмы

того времени, перекинуться словами с критиками «удостоившими его прямой или

косвенной бранью». При этом он не стесняется в выражениях типа «отжившие

старики», «пустозвоны». Интересно обращение Добролюбова к другим критикам.

Кого – то он критикует, называя при этом фамилии. Например, Зеленецкого,

Давыдова. Кого – то не называет, даёт сокращения, например, г.П–ий. Также

обращаешь внимание на постоянно присутствующее местоимение мы. « Мы считаем

…», «мы думаем…», «мы пишем…» Кто мы? Он писал статью с соавторами? Почему

же не указаны их фамилии? Или он о себе говорит во множественном числе?

Интересная метода. Когда читаешь его предложения, то к концу забываешь, что

было в начале. Это происходит из-за огромного количества оборотов, скобок

(круглых и квадратных), вставленных в предложение. Добролюбов переходит к

анализу пьесы после решения своих личных проблем с коллегами. Поэтому

статью Добролюбова читать и понимать сложно.

Писарев, напротив, излагает свои мысли ясно, просто, подкрепляя их

разумными и понятными доводами. Он уважительно относится к оппоненту

Добролюбову. Хотя он явно с ним не согласен, он не называет критика

пустозвоном, а пишет, что Добролюбов ошибся. «Мотивы русской драмы»

написаны от первого лица. Писарев приступает к фактам, не ведя словесной

перепалки с критиками. Что касается трактовки характера Катерины, то я

склоняюсь к мнению Писарева. Я считаю, что её нельзя назвать лучом света в

тёмном царстве потому, что тёмное царство – это, прежде всего, царство

невежества. Следовательно, лучом света может быть только умный,

образованный человек. А умный человек в данной ситуации постарался бы

облегчить существование себе и своим близким, любимым людям, а не усложнять

её до предела. Её самоубийство – это не протест, а отчаянье и безысходность

запутавшейся и несчастной женщины, нежелание жить и неумение бороться. Если

в нём и есть доля протеста, то она напоминает поговорку «назло маме

отморожу уши». Вот я убьюсь, а вам всем плохо будет. Не будет! Самодуров

тёмного царства этим не пробьёшь. Очень жаль, что рядом с Катериной не было

взрослого, опытного человека, который мог бы объяснить ей, что за жизнь и

любовь надо бороться, а не доводить ситуацию до безвыходности.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены