рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Литературоведческие термины

Литературоведческие термины

Словарь

литературоведческих терминов

Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета,

человека, явления скрывается другое понятие.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее

литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один

из видов звукописи.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств,

понятий, создающее впечатление резкого контраста.

Афоризм – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в

оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу,

но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и

др.)

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение,

в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим

событием или преданием; обычно героического, легендарного или

фантастического характера.

Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании

фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического

изображения явлений, предметов и людей.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь - одно из средств создания художественного образа; выразительная

подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая

помогает читателю представить и глубже понять не только характер,

обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия

человеческих характеров в драматическом произведении.

Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для

постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и

монологи героев, их поступки и действия.

Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в

отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе

разрешим.

Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма,

повесть, новелла, комедия и тд.

Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает

основной конфликт.

Идея – основная мысль произведения.

Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с

целью придания фразе особой выразительности.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее

передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы

замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются

отрицательные черты человека или общественного явления.

Комическое – смешное в жизни и искусстве.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или

каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного

произведения.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором

художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и

требует разрешения.

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с

репликами других лиц.

Новелла – небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к

рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская

оценка его.

Образ художественный – художественное изображение человеческой жизни в

предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и

выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

Очерк – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который

отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно

события, происходившие в реальной жизни. В то же время он сохраняет

особенности образного отражения жизни.

Параллелизм – сопоставление; часто используется в устном народном

творчестве.

Пейзаж – в художественном произведении описание природы, которое не

только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает

понять его.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения;

фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.

Повесть – эпический жанр; по характеру развития действия сложнее

рассказа, но менее развёрнут, чем роман.

Поэма – один из жанров лиро-эпического произведения, для которого

характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.

Псевдоним – вымышленное имя или условный знак, под которым автор

публикует своё произведение.

Развязка – эпизод литературного произведения, в котором происходит

разрешение основного художественного конфликта.

Рассказ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в

котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью

которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей,

их состояние.

Реплика – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова

партнёра.

Ритм стихотворный – повторение однородных звуковых особенностей,

чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковые совпадения в конце строк.

Роман – эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки,

столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает

многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый

сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.

Романтика – особенность литературного творчества, которая заключается в

стремлении к изображению ярких или вымышленных сторон жизни.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира,

человеческих пороков.

Строфа – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой,

ритмом, содержанием.

Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении в

определённой последовательности, составляющие содержание художественного

произведения.

Тема – то, что положено в основу литературного произведения, главный

предмет повествования.

Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются

исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся

гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу

характеров действующих лиц.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой

авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и

явления.

Фольклор – устные произведения искусства слова.

Экспозиция – эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного

конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.

Эпиграф – яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или

частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.

Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены