рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе

А.М.Горького “На дне”

Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он

яркий, мы вдруг задумываемся над тем,

какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь

они читаются и идут в театрах. Видимо,

им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия

предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много

общечеловеческого, подходящего не

только к прошлой, но и к нынешней жизни.

“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова,

сказанные на заре ХХ века, определяли твор-

ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение,

пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие

изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего,

что принижало человека, против всех

“свинцовых мерзостей жизни”.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным

мастерством показаны те ужасные

условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек

перестает быть человеком. Да разве ж

это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все

человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких,

никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними

случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,

желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные

условия. Это

была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда

рушились остатки вековых устоев. В

каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые

волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-

властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы

общества преследуют человека от

рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в

последних все гораздо обнаженнее, а

отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь

здесь для нормального человека хуже

каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность.

Ворует Васька Пепел, умирает в страш-

ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается

Актер. Они уже не поднимутся.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому

полна страстных мечтаний о будущем

Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и

опустившийся Актер. У них только и

осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а

мы нет!” - с горьким чувством вос-

клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного

за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли

отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в

сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее

стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И

надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а

дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и

в результате мы видим его падшим

крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится

не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно

слышать такие высокие слова от ка-

торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура,

сильный, ясный ум. Гордые сло-

ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны

лучшей участи.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить

человека, сделать так, чтобы имя это

действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс,

звала к переустройству общества,

выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек

несвободен, пока несправедли-

вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому

уже, что он Человек !

Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и

милосердии, когда призываем “милость к пад-

шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический

документ, не просто выдающееся

творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь

будет обращать взоры людей к вечным

проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены