рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Детство и учёба Лермонтова

Детство и учёба Лермонтова

Проектная деятельность.

Детство и учёба М. Ю. Лермонтова.

Работа ученика 9 класса Б

Заверняева Дмитрия.

Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода

Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии,

взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. уже числившегося на

"Государевой службе", владевшего поместьями в Галичском уезде (ныне

Костромской губернии). В конце XVII века внуки его подают в Разрядный

Приказ "Поколенную роспись", в которой они называют своим предком того

шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к "породным людям

Английской земли", принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына

короля Дункана, с Макбетом. Фамилию Lermont носит также легендарный

шотландский поэт-пророк XIII века; ему посвящена баллада Вальтера Скотта:

"Thomas the Rymer", рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство

фей и там получил вещий свой дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между

этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также

пленительной для него мечтой - о родстве с испанским герцогом Лерма. Он

называет Шотландию "своей", считает себя "последним потомком отважных

бойцов", но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma,

увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки "Демона",

драма "Испанцы") и даже рисует портрет своего воображаемого испанского

предка.

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже

захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По

словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и

отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -

Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству

с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой,

урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили

единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию

Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала

женой небогатого "армейского офицера". Семейное их счастье продолжалось, по-

видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною

1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему

образов. "В слезах угасла моя мать ",- говорил Лермонтов и помнил, как она

певала над ним колыбельные песни.

Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к

умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться

к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-

й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать

в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз

пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась

эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.

Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время

мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме "Menschen und

Leidenschaften" отразилось болезненное переживание им этого раздора между

близкими ему людьми.

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской

губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами,

он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты

и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой

болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству;

сам Лермонтов сильно подчеркивает ее значение в юношеской неоконченной

"Повести", где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: "Он выучился

думать... Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей,

Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой

игрушкой... В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих

подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами

души... Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его

выздоровлению". Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром

затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным

среди людей и в то же время жаждет "родной души", такой же одинокой. Когда

мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил

девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на

всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими впечатлениями

Кавказа, который он читает своей поэтической родиной ("Горы Кавказа для

меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да

о небе").

Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше

занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм

Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них

наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему

глубокий интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу рока". По смерти Капэ

был взят к дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в

"Сашке" под именем маркиза de Tess, "педанта полузабавного", "покорного

раба губернских дам и муз", "парижского Адониса". Шандро скоро сменил

англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в

частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

В 1828 г. Лермонтов в Московский университетский Благородный пансион и

пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и

раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них -

"Утренней Заре" - Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую

поэму - "Индианка". Из русских писателей на него влияет сильнее всего

Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных -

Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит

образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого

состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать

с внешней жизнью, создать "в уме своем мир иной, и образов иных

существование". Грезы его "удручены ношею обманов"; он живет, "не веря

ничему и ничего не признавая". В этих излияниях, конечно, не мало

преувеличений, но в их основе, несомненно, лежит духовный разлад с

окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк "Демона" и

стихотворение "Монолог"; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое

настроение. В первом поэт отказывается от "нежных и веселых песней",

сравнивает свою жизнь со "скучным осенним днем", рисует измученную душу

демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с

равнодушием и презрением. В "Монологе" мрачными красками изображаются

захудалые "дети севера", их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и

дружбы сладкой.

Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и

Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном

имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его

московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова,

"черноокая" красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно

влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим,

косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со

вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым,

Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства

ему предлагали "волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из

опилок". Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке,

Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.

В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и

поэзии "огромного" Байрона, которого поэт всю жизнь свою "достигнуть бы

хотел". Ему отрадно думать, что у них "одна душа, одни и те же муки"; ему

страстно хочется, чтобы и "одинаков был удел". С самого начала здесь скорее

ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно

под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие

мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова

и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи.

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на

"нравственно-политическое отделение". Университетское преподавание того

времени мало способствовало умственному развитию молодежи. "Ученость,

деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому

университету". Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что

"умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное". Начиналась

серьезная умственная жизнь в студенческих кружках, но Лермонтов со

студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем,

кое-что из надежд и идеалов лучшей тогдашней молодежи находит, однако,

отражение и у него в драме "Странный человек" (1831), главный герой

которой, Владимир, - воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную

драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и

ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда "он один, то ему

кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем - и это так

тяжело!" Это - душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена,

когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других

крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: "О,

мое отечество! мое отечество!" Все же это только случайный мотив, стороной

задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад

между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных

начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому

"свету", в котором он так охотно бывал.

В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора,

помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не

захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург,

вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы

горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: "Ужасная судьба

отца и сына". В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли

двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен

на первый курс.

По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу

гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10

ноября 1832 г., "сначала унтер-офицером, потом юнкером". Почти в одно время

с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в

биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, "настолько

превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и

параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам

Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще

вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не

старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за

собою".

Лермонтов пробыл в школе "два страшных года", как он сам выражается.

Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей

частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе "разгул". Об

этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: "Способности свои к

рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и

разные неудобные в печати произведения, вроде "Уланши", "Петергофского

праздника", помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном

журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками". Ему

грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои

творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные

замыслы даже от друзей, поэт "уходил в отдаленные классные комнаты, по

вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи". В

письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть

своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных

мечтаниях.

По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии

гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А.А. Столыпиным в

Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается "душою

общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках,

бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает

партии", для чего "разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких

дней". К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова

с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись ее

взаимности; обращался с нею публично, "как если бы она была ему близка", и

когда заметил, "что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление".

Как ни сильны, однако, его увлечения "светом" и его желание создать себе в

нем "пьедестал" - все это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та

же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости

свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются

теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его

автобиографической повести "Сашка", в драме "Два брата", в его лирике; оно

отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены