Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10:1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2. Тема России в лирике А. А. Блока.
Билет № 10
1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
2. Тема России в лирике А. А. Блока.
1. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и
дурное, что есть в России от нас» (Я. Гоголь). «Мертвые души» — это не
только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные
«неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков
побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а
единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть
которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один
пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка
не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту:
сентиментальный Манилов и кулак Собакевич, домовитая Коробочка и
безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота
и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но
принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь
строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том,
конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость
сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного
явления... и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из
какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков
открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать:
«Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на
человечестве» Плюшкиным.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не
только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением
героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере
раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с
«мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом,
в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная
несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.
Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике
сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников
сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком
«индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и
круглые, на иных даже были бородавки»).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над
этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало
русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное
право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу
русского человека, которая живет и в «замашистом,
бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В
лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси
и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки.
Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос
этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного
начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа»,
потому что для него душа только то, что отличает живого человека от
покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у
него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».
Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина
распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси,
возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» -мир
духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева,
Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во
всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически.
Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь
определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души»
поэмой.
На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей
Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный
запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя
находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о
Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о
судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои,
поделывали на веку своем? Как перебивались?»
2. «Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»
(А. Блок — К. Станиславскому).
Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то
один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает
перед читателем таинственной, колдовской землей:
Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И с
мутным взором колдуна.
Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со всем
русским и жаждет обновления в столь тесной связи:
Так я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В России для Блока «жизнь или смерть, счастье или погибель».
Цикл «Родина» (1907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом, настоящем
и будущем. Вместе с тем любовь к Родине — чувство глубоко личное.
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?
(«Осенний день»)
Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В
стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских
мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на
Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу»
чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает
веру в то, что Россия не пропадет:
Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные
черты.
В цикле «На поле Куликовом» Блок обращается к историческому прошлому
России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории
повторяемости, соответствий. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким
примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к
символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено
возвращение. Разгадка еще впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает
себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным
образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует
застыл ость и грусть («ст»): «река грустит», «в степи грустят стога». Но
уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический
характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь
моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку
степной кобылицы.
Наш путь степной, наш путь в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о Русь.
Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся.
Озарим кострами...» Но успокоение души наступает ненадолго. В последней
строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи...»
Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего-то
ужасного, кровавого. Образ кровавбго заката — символ, в который Блок
вкладывает мысли о судьбе России: будущее ее ему видится неясным, далеким,
а путь трудным и мучительным.
Меняются лики образа Родины — сначала картина русской природы («Река
раскинулась, течет, грустит лениво...»), потом Русь — жена, наконец,
Родина святая.
«Из сердца кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою
судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.
|