Билеты по литературе, 11 класс. Билет №11:1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения). 2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Билет № 11
1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского
(на примере одного произведения).
2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного
из стихотворений.
1. В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и
нового отношения к миру.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть
характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась
и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы
Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее
рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля»,
совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом
замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен
домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя
общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и
нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух
этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды —
исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.
Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое
отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне
такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно
воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть.
Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех,
потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины есть
нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений
Катерина не сомнева ется, она только видит, что никому из окружающих дела
нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отеутстние
надежды на прощение толкает ее нп самоубийство — грех еще более тяжкий с
христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».
2. Муза (непременно с большой буквы!) часто появляется в лирике Ахматовой
вместе с эпитетом «смуглая»:
Муза ушла по дороге
Осенней, узкой, крутом,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой...
(«Муза ушла по дороге...»)
А недописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка —
Допишет Музы смуглая рука.
(«Уединение»)
Будучи по-пушкински смуглой, Муза нередко еще у Ахматовой и «весела» —
тоже по-пушкински, если вспомнить знаменитую блоковскую фразу о «веселом
имени Пушкина».
Со временем эта обычно полная жизнетворящих сил, душевно-радостная и
открытая Муза ахматовских стихов разительно меняется: Веселой Музы нрап не
узнаю: Она глядит и слова не проронит... («Все отнято: и сила, и
любовь...»)
Поэтесса явственно ощущала сдвиг и времени, и собственного мироощущения,
но смысл самого движения, его внутренние силы и направление- все таилось в
сфере неясных предчувствий. Художественное творчество ей казалось в этот
период чуть ли не единственной незыблемой ценностью.
И печальная Муза моя,
Как слепую, водила меня...
Власть искусства о представлении Ахматовой обычно исцеляюще, она способна
вывести человека из круга обступивших его мелких интересов и страстей,
\"подавленности и уныния на высокие солнечные склоны прекрасной и мудрой
жизни.
Так много камней брошено в меня, —
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен...
(«Уединение»)
Образ искусства как некой высокой башни, поднимающей поэта над мирской
суетой, и представление о священной его природе — воплощают мотив
избранничества. Уединение, воспетое поэтессой, — это уход не столько от
жизни вообще, сколько от легкого и праздного существования.
Ахматова была далека от понимания социальной природы искусства, но
выражала в своем творчестве мысль о существовании моральных обязательств
художника перед обществом:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
(«Нам свежесть слов и чувства простоту...)
|