рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Алишер Навои (1441 - 1501)

Алишер Навои (1441 - 1501)

| |

| Алишер Наваи |

| (1441 - 1501) |

| |

| |

|A. Наваи |

| |

|Великий поэт и мыслитель, государственный деятель (cм.: |

|Philologiae turcicae fundamenta. Vol. 2. Wiesbaden. 1965, Pp. |

|326-357). Полное его имя Низамиддин Мир Алишер. Писал стихи под |

|псевдонимами Наваи (в произведениях на чагатайском языке |

|(староузбекском языке) и Фани (в персидских произведениях). |

|Является самой крупной фигурой узбекской литературы, которая на |

|Западе именутеся как чагатайская литература. Да и во всех |

|литературах тюркских народов нет крупнее него фигуры. Наваи |

|родился в г. Хирате и основную часть своей жизни провел в этом |

|городе. Его родители были в близких отношениях с тимуридами. Сам |

|Наваи с детства дружил с будущим правителем Хорасана |

|(Трансоксания) Хусайн Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал |

|сочинять стихи. По сведениям современника Наваи историка Хандамира|

|(1473-76-1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в свои |

|пожилые годы встречается с ребенком- Наваи и высоко оценивает его |

|поэтический талант. |

| |

|В течении своей жизни Наваи посещает различные страны |

|мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей |

|эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65 гг. |

|поклонники творчество Наваи готовят первый его сборник стихов |

|(диван). Данный факт показывает, что к этому времени Наваи уже |

|стал знаменитым как поэт. До 1469 г. – в годы внутренних межусобиц|

|темуридов, Наваи был вынужден жить за далеко от его родного города|

|– Хирата. |

| |

| |

| |

| |

|В 1469 темурид Хусайн Байкара захватывает г. Хират и становится |

|правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни|

|Наваи. Он активно участвувает в политической жизьни страны. В этом|

|же году правитель Хорасана назначает Наваи на должность хранителя |

|печати государства (мухрдар). В 1472 году вазиром. Он при своей |

|должности оказывает большую помощь культурной и научной |

|интеллигенции страны. Становится хозяйином большого имущества. В |

|1480-годы за свой счет в Хирате и в других регионах страны строит |

|несколько мадраса, 40 рабатов (остановка для путников) 17 |

|масджидов, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 баний, 9 мостов... |

|Кроме того, он осуществляет много дел в пользу народу. Но |

|положительная деятельность Наваи в благо народа не нравится |

|окружению правителя из дворца. Они добиваются испортить отношение |

|Наваи и Хусайна Байкара. Последний освобождает Наваи от занимаемой|

|дожности и отправляет в 1487 г. в г. Астрабад в качестве его |

|главы. Здесь он остается в течении двух годов и только после |

|проведения данного срока Х. Байкара разрешает ему вернутся в |

|Хират. И предлагает ему занять должность в правительстве. Но Наваи|

|отказывается. Несмотря на это Х. Байкара дает ему должность |

|приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). По |

|этой должности Наваи имел право участвовать в решении всех |

|государственных дел (см.: Бартольд В.В. Сочинения. Том II(2). |

|Москва, 1964). |

| |

|С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше |

|занимается творчеством. Основная часть его произведений созданы |

|именно начиная с этого периода до конца его жизни. Наваи жил и |

|творил в последнии годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в|

|его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи.|

|В 1490-1501 годы Наваи создал самые основные лирические, |

|общественно-философские и научные произведения. Творчество Алишера|

|Наваи и по объему огоромен. Объем шести его поэм составляют около |

|60 000 строк (мисра). В 1483-85 годы Наваи создал произведение |

|«Хамса» («Пятерица»), состоящий из следущих поэм: «Хайрат |

|ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и |

|Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди |

|Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе |

|традиции хамсаписания-создания пятерицы(пять поэм). «Хамса» Наваи |

|является первым произведением в данном жанре созданный на тюркском|

|языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое |

|объемное произведение (см.: Бертельс Е.Э. Навои и Джами. Москва, |

|1965). И в действительности, Наваи стремится доказать, что и на |

|чагатайском(староузбекском) языке можно создать произведение, |

|которое может стоять на одном уровне с произведением из |

|персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через |

|свою пятерицу. Наваи пробует силы почти во всех распространенных |

|жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он |

|имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более |

|120 поэм на тему «Лайли и Мажнун». Наваи тоже создает поэму на эту|

|тему со своим подходом (про это было написана монография |

|профессора факультета узбекской филологии Ташкентского |

|государственного университета Саиды Назруллаевой (1920-1988): |

|«Назруллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в литературах народов |

|советского Востока. Ташкент, 1983). В поэме описывается любовь |

|между Лайли и Мажнун. Наваи через описания этого стремится |

|выразить и интерпретировать человеческую и суфийскую любовь. |

| |

|Свои суфийские взгляды Наваи выражает еще в поэмах «Фархад и |

|Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах |

|поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных |

|поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через|

|гуманистические взгляды поэта (см.: Эркинов С. Навоий «Фарход ва |

|Ширин»и ва унинг киёсий тахлили. Тошкент, 1971(на узбекском |

|языке). В двух других поэмах из «Хамса» Наваи – «Сабъаи сайяр» и |

|«Садди Искандари» на первое место выходит проблемы связанные с |

|правителем(см.: Каюмов А. Садди Искуандарий. Ташкент, 1980(на |

|узбекском языке). Как известно, Наваи был близок ко двору |

|тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга |

|Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Наваи выразил идеи |

|предусмотренные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского |

|трона; обязанности правителя в отношении к своему народу... В |

|традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Наваи отличается своей |

|общественным и политическим характером, оригинальностью (см.: |

|Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. |

|Москва, 1985, 11). Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав |

|«Хамса» Наваи оценил его очень высоко (см.: Erkinov А. La querelle|

|sur l'ancien et le nouveau dans les formes litteraires |

|traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami et de Nava'i.|

|In: Annali del'Istituto Universitario Orientale, vol. 59 (Napoli |

|1999), p.18-37). |

| |

|По своему общественному и художественному значению «Хамса» Наваи |

|имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали (Алишер |

|Навоий «Хамса»сининг кулёзмалари каталоги. Составители К. Муниров,|

|М. Хакимов. Тошкент, 1986 (на узб. яз.). В настоящее время мы |

|имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в |

|фондах Институте востоковедения академии наук Республики |

|Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей, |

|переписанных в XV-XX вв., и имеющих все пять или некоторые поэмы |

|из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Изучение |

|распространение и количество списков «Хамса» Наваи показывает, что|

|она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии (по |

|этому вопросу вел исследование доцент факультета узбекской |

|филологии Национального университета Узбекистана Афтандил Эркинов:|

|Эркинов А.С. Источники интерпретации «Хамса» Алишера Наваи в XV-XX|

|вв. Автореферат докторской диссертации. Ташкент, 1998; Erkinov A. |

|Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie culturelle |

|du khanat de Boukhara sous les Mangits. Boukhara-la-Noble. In: |

|Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998. 169-180; Erkinov A. The |

|perception of works by classical authors in 18th and 19th century |

|Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir Nawa’i. In: |

|Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the |

|Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and Inter-Ethnic |

|Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A. Frank. |

|Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998. 513-526). |

| |

|А в поэме Наваи «Лисан ал-тайр» («Язык птиц»)(1499) были выражены |

|квинтэсенция его общественно-философских взглядов, суфийские |

|воззрения (см.: Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. |

|Москва, 1965). |

| |

|В течении всей жизни Наваи создал огромное количество лирических |

|произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его|

|стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин |

|ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника |

|имеют объем более 50 000 строк. При этом Наваи написал стихи в 16 |

|жанрах из существуюших 21 жанров литературы мусульманского |

|Востока. Наваи собрал свои стихи, написанные на персидском языке, |

|под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноватся и с персидскими|

|поэтами. Если посчитать только количество стихов написанных в |

|жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет |

|3150 единиц. Можно утверждать, что Наваи имеет центральное место, |

|хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Наваи собрал|

|свои касиды на персидском языке и созда два сборника: «Ситтаи |

|зарурия» («Шесть необходимостей») ва «Фусули арбаа» («Четыре |

|сезона года»). |

| |

|Алишер Наваи через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) |

|литературу в новый высокий ранг. Его лирика по общирности тематики|

|и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до |

|него. Он и в лирике, как в поэмах, выразил актуальные мирские и |

|духовные, суфийские вопросы (про это см. труды профессора |

|Национального университета Узбекистана Батирхан Акрамова: Акрамов |

|Б. Фасохат мулкининг сохибкирони. Тошкент, 1991(на узб. яз.). |

| |

|После приобретения независимости Узбекистана (1991) произведения |

|Наваи стали более общирна изучатся с точки зрении ислама и суфизма|

|(см.: Комилов Н. Тасаввуф. Тошкент, 1996(на узб. яз.). Впервые |

|были опубликованы религиозные произведения Наваи: «Арбаин» («Сорок|

|четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»). Был опубликован |

|более польный текст суфийского прозаического произведения «Насаим |

|ал-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750 |

|суфийских шейхах. |

| |

|Наваи создал и научные произведения. К их числу можно отнести |

|произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков |

|«Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков»)(1499); по |

|литературоведению «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных») |

|(см.: Хайитметов А. Алишер Навоийнинг адабий-танкидий карашлари. |

|Тошкент, 1959(на узб. яз.), по теории аруза «Мезан ал-авзан» |

|(«Весы размеров»), по теории жанра муамма (шарада) «Муфрадат». |

|Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи |

|мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама»|

|(«История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма|

|в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд |

|Ар-Рахмана Джами - «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных»)|

|(1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан|

|Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван |

|Мухаммада»). Самым последним произведением Наваи является «Махбуб |

|ал-кулуб»(1500). В нем выражены его самые последние, наивысшие |

|взгляды на общество и политику. |

| |

|Как видно наследие Наваи по тематике и по жанру разнообразен. Его |

|произведения с ХV и по сей день служат к развитию узбекской |

|литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и|

|воодушивления. |

| |

|Этого можно наблюдать и в сотнях рукописях Наваи, переписанных в |

|течении более 500 лет. Например, только в фонде №3 Института |

|востоковедения АН Руз хранятся 254 рукописных списков 24 |

|произведений Наваи (Хакимов М. Навоий асарлари кулёзмаларининг |

|тавсифи. Тошкент, 1983 (на узб. яз.). В течении 1879-1917 годов |

|произведения Наваи были напечатаны в 22 названиях в 18 литографиях|

|Средней Азии более 70 раз (Алишер Навоий асарларининг тошбосма |

|нашрлари тавсифи (каталог). Сост. Б. Касимханов. Тошкент, 1988 (на|

|узб.яз.). Данные показатели являются одним из самыми высокими для |

|поэта из тюркской литературной среды. Только один перечень |

|переписчиков произведения Наваи может составлять брошюру (см.: |

|Хакимов М. Навоий асарларини кучирган хаттотлар. Тошкент, 1991 (на|

|узб. яз.). В 20 веке было опубликован 15 томов произведений Наваи |

|на узбекском языке (Алишер Навоий. Асарлар. Тома 1-15, Тошкент, |

|1963-1968), на русском языке было издано 10 томов его произведений|

|(Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. Ташкент, 1968-1970).|

|С 1987 года началось издание его полного собрания сочинений в 20 |

|томах (Алишер Навоий. Мукаммал асарлар туплами(в 20 томах), 1-18 |

|томлар, Тошкент, 1987-2002). |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Источники: |

|Алишер Навои. Собрание сочинений в 10 томах. –Т.: 1968-1970. |

| |

| |

|Научная литература: |

|В. В. Бартольд. Мир Али Шир и политическая жизнь, Сб. «Мир Али |

|Шир», Л., 1928; |

|А. Ю. Якубовский. Черты общественной жизни эпох Алишера Навои. Сб.|

|«Алишер Навои», М.-Л., 1946; |

|А. А. Семёнов. Гератская художественная рукопись эпохи Навои и её |

|творцы, Сб. «Алишер Навои», М.-Л., 1946; |

|Е. Э. Бертельс. Навои, Избранные труды, «Навои и Джами», М., |

|Изд-во «Наука», 1965. |

|Э. Р. Рустамов. Страници из биографии Алишера Навои, Краткие |

|сообщеная ИНА, вып. 63, ИВЛ, 1963; |

|А.К. Боровков.Алишер Навои как основоположник узбекского |

|литературного языка. В сб.: Алишер Навои. – М.,Л.: 1946; |

|А.Саади. Творчество Алишера Навои как высший этап узбекской |

|классической литературы. – Т.: 1945-48; |

|Erkinov А. La querelle sur l'ancien et le nouveau dans les formes |

|litteraires traditionnelles. Remarques sur les positions de Jami |

|et de Nava'i. In: Annali del'Istituto Universitario Orientale, |

|vol. 59 (Napoli 1999), p.18-37). |

|Erkinov A. Les manuscrits du Khamsa de Ali Shir Navа’i et la vie |

|culturelle du khanat de Boukhara sous les Mangits. |

|Boukhara-la-Noble. In: Cahiers d’Asie centrale. №5-6. 1998. |

|169-180; |

|Erkinov A. The perception of works by classical authors in 18th |

|and 19th century Central Asia: The example of the Xamsa of Ali Sir|

|Nawa’i. In: Muslim Culture in Russia and Central Asia from the |

|18th to the Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and |

|Inter-Ethnic Relations. Ed. by A. v. Kuеgelgen, M. Kemper, A. |

|Frank. Islamkundliche untersuchungen. Band. 216. Berlin.1998. |

|513-526). |

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены