рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.

Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.

Все время существования на одной шестой суши русского государства (как бы

оно не называлось) средь его жителей велись споры о том, в какую сторону

идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от кого войны. Само начало

русской государственности очень спорно: «привозная» она, или «наша».

Две точки зрения, два направления тянут Россию в разные стороны:

традиционалистский Восток, и прогрессивный, переменчивый Запад. Вся жизнь

русских зависела от такой внешней политики. Каком маятник в народной

культуре, таков и во внешней политике. Естественно, что влияние так

называемых «соседей» России было значительным. Но как различаются

исторический эпохи, так рознятся и «волны» иноземного влияния.

Влияние основывалось на стратегической инициативе, и большинство стран

как Востока, так и Запада, изначально смотрели на Россию, как на «сырьевой

придаток». И ходили иноземцы в Россию именно из корысти, и не из пользы

местному населению и просвещенья ради. Варяги рассчитывали создать еще одно

«свое» государство, но теперь уже на Востоке.

Они ходили в Персию и видели ее богатства, видели богатства

Константинополя и именно через русскую землю им был проход «в греки», на

Восток. Византия, когда она лишилась былого могущества, видела в русской

земле как будущую основу нового православного государства, так и мощного

политического союзника.

Очень большие споры в современной историографии возникают по поводу

Татаро-монгольского ига: было оно или это был всего лишь культурный обмен в

период общеевразийской феодальной раздробленности, очередная волна

культурного влияния? Военная история говорит о том, что было сильное

вооруженное противостояние, но факты дипломатии с Востоком, определенные

социальные и культурные явления заставляют хорошенько призадуматься над

тем, как надо правильно понимать русско-монгольские отношения в период

феодальной раздробленности.

После объединения государства, Московия вобрав в себя старые феодальные

традиции и культурные элементы Востока удивляла приезжавших с запада в

Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.

Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен.

Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане,

австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы,

персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели.

Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень

большой интерес проявляли иностранцы прежде всего к нравам, традициям

русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр –

«Россика», - заметки о Московии.

Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию мало, то и особого

культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная торговая

деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с

западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера

по взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился

немецкий мастер – инженер по взрывному делу. Именно под его руководством

был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.

Известно, что при последующих царях еще до Петра I были приглашены

военные инженеры, генералы, и наконец были созданы так называемые «полки

иноземного строя», - это были полки, где русские солдаты ходили под началом

австрийских, датских, голландских офицеров. В основном это была пехота,

были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как стрельцы. Эти

полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных силах.

Однако в сфере медицины русские были насторожены к иноземному влиянию:

профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала народная медицина,

основанная на применении трав, настоев. Хирургических операций большинством

также не умели производить.

В сфере образования вообще не допускалось какое-либо иноземное

вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала церкви. Лишь дворяне

могли пользоваться частью западной системы образования – книгами на латыни,

греческом, немецком и английском языках. Русских «толмачей», - переводчиков

посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу купцами.

В XVI-XVII веках русские цари и духовенство вели политическую линию,

направленную на сохранение традиций и обычаев русских. Это отмечали многие

иностранцы, приезжавшие на Московию по дипломатическим делам. Возьмем, в

частности, заметки по этому поводу английского посланника Дж. Флетчера. В

главе двадцать девятой своего сочинения с названием «О государстве русском»

он отмечает следующее: «…русские обладают хорошими умственными

способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов

для развития дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы

заимствовать в этом случае от поляков и других соседей их, но уклоняются

русские от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям иноземных

стран. Отчасти причина этому и в том, что образ их воспитания, чуждый

всякого основательного образования и гражданственности, признается их

властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом

правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил какое-

нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее устройство.

С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не

допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…».

Замкнутость в культурном плане соблюдалась еще более строго после смутного

времени. Повторное становление самодержавия уже не допускало ошибок

прошлого. Больше внимания уделяли идеологической обоснованности царской

власти, что в девятнадцатом веке превратиться в теорию официальной

народности, сохранению народных традиций…

Некая замкнутость в культурном плане была совершенно справедлива особенно

для времени буржуазно-демократической революции в Англии.

Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века, когда к власти пришел

Петр Алексеевич, и стал уделять достижениям западной цивилизации большее

внимание.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены