рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Личность преступника: понятие, цели изучения, типология

Личность преступника: понятие, цели изучения, типология

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

по дисциплине

КРИМИНАЛОГИЯ

на тему:

“ Личность преступника: понятие, цели изучения, типология ”

Студента группы К2П1-1,

Гурьева В.В.

Москва 2000 год

ПЛАН

Стр.

Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3

1. Преступник и личность преступника…………………………………………...4

2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников………...7

3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и

ценностно-нормативных характеристик сознания личности……………………11

4. Классификация преступников…………………………………………………..16

Заключение…………………..……………………….………………....………..…20

Список литературы………………………………...………………….…..……….21

Введение

Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный

перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое

содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она изучает

закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как

массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек

совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди

избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?

Объектом криминологического изучения являются: 1) отдельные лица,

совершающие преступления (например, при монографическом их исследовании);

2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние. Рецидивисты, т.

п., 3) различные криминологические типы преступников.

Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения

метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от

реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками

условиях.

Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и

требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов.

При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов

допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и

этико-правовым исследованием.

Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух

аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой

— как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей

деятельности.

Предметом криминологического изучения являются следующие личностные

характеристики: 1) "объективные", или социальные, позиции и роли;

деятельность личности; 2) "субъективные": потребностно-мотивационная сфера;

ценностно-нормативная характеристика сознания.

1. Преступник и личность преступника

Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может

обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Назовем

такого человека для краткости "преступником". Понятие "преступник" следует

использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие у человека

каких-то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек

совершил преступление. Это понятие важно отличать от другого: "преступный

человек", используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.

В понятии "человек" воплощено неразрывное единство разных сторон его

существа: социальной и биологической. В понятии "личность" фиксируются

только специфически социальные признаки. Личность — это "социальное лицо

человека", то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении

понятия "личность преступника" следует иметь в виду именно "социальное

лицо" человека, совершившего преступление. И ничего более.

Существует тройной механизм социальной детерминации преступности: во-

первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых,

путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-

третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие

выбор преступного варианта поведения.

Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты,

отличаются ли преступники от не преступников — это уже другие вопросы, и

при ответе на них используются иные понятия.

Дискуссия о соотношении биологического и социального в личности

преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы, отдающие

предпочтение биологическому фактору, делают выводы о ведущей роли при

изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических

приемов и тестов. Сторонники решающего влияния социального фактора пишут о

социальных программах коррекции поведения. В настоящее время ушли в прошлое

крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому

фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно

отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние

на поведение людей генетических аномалий.

Но всегда существовал другой подход, жестко отрицающий биологизацию

преступного поведения. В начале XX века А. А. Пионтковский писал, что

нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступление постоянными

свойствами природы человека, в том числе "преступного человека". Человек

совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при

формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения. У

него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные

жизненные пути. Одни люди импульсивны. Другие тщательно взвешивают свои

поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек и не

удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального

развития.

И биологические, и социальные особенности человека, несомненно,

участвуют в детерминации преступности. Не случайно в уголовном

судопроизводстве проводятся судебно-психологическая, судебно-медицинская,

судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее

детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные

исследования.

Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать

преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц,

не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в

криминологии.

Криминологу не стоит оспаривать по существу выводы других специалистов о

наличии прирожденных программ поведения и совершении под их влиянием

общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно ли человек мог

осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо

руководить ими, или его поведение было жестко задано биологическими

особенностями. В последнем случае человек перестает быть объектом внимания

криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.

Многое еще будет открыто и должно учитываться теми, кто занимается

человеком — этой самостоятельной "вселенной". Но указанный выше подход

криминолога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос

о причинах преступного поведения, деяний вменяемых лиц, действовавших в

ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты поведения. Вопрос

"почему же избран криминальный вариант поведения" требует анализа не

детерминации в целом, а конкретно причинности. При ответе на него

исследуются социальные характеристики преступников — личность преступника.

2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций

и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли.

Социальная позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной

системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже

только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка).

Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно

составляемый тремя группами субъектов: 1) государством и выраженный в

системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов); 2) обществом

в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения:

моральных, эстетических, религиозных и иных; 3) неофициальными структурами

(семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т. п.) в форме

неписаных правил поведения, их социальных ожиданий. К последней группе

субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и

социальными ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость

субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью

условий исполнения каждой роли.

Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на

личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет

другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних

правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых

группировок развивает у них качества, важные для неофициального

межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко

реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют

черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и

т. п.

Криминологу важно различать: 1) роль как совокупность нормативных

предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом

того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое

исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае

это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных

личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает

социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор

социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот

выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы,

также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание,

действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в

качестве противоречивых, не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных

позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное

поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных

ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях

перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса

нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в

результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций

и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица,

формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если

они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье

воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение

супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в

преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые

группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных

криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради

приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно

различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и

экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый

характер.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается

следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли;

2) личность представляет собой определенную целостность при всем

многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в

этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и

ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом

важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление

его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически

значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений

и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным

даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое

преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на

долгие годы.

Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она

охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции,

т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается

следующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно —

звено в цепи определенной системы поступков;

2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению

или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения.

Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для

человека определенного возраста и положения социальным позициям

(преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной

поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву

поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных

поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно

наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве

случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от

нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а

постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного

поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших

умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно

иные правонарушения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались

преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены

соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный

результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой

основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются

рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц

в данных условиях.

Изучение системы поступков личности и ее деятельности в целом помогает

выявить определенные стереотипы поведения, ставшие для нее привычными

способы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет

преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или

когда она действует почти импульсивно.

3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и ценностно-нормативных

характеристик сознания личности

Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека,

они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные,

потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и

др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные

характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей

нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в

преступном поведении, как стремление к самоутверждению, проявлению своего

"Я", познанию и творческой деятельности. Интересы, или эмоционально

окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных

ориентаций личности, иных содержательных характеристик ее сознания.

Под "мотивационной сферой личности" понимается вся "совокупность ее

мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов

полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.

Выделяются следующие основные мотивы, лежащие в основе преступного

поведения и преступности:

1) общественно-политические: устройство управления государством и

обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;

2) социально-экономические: а) удовлетворение "абсолютных", т. е. самых

необходимых, жизненно важных потребностей; б) удовлетворение

"относительных" потребностей, возникающих в условиях социально-

экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения

с положением окружающих; в) достижение своего "идеала" — некоего

"материального стандарта" (сверхбогатство) или "социального стандарта"

(проникновение в "высшие слои" общества), на которые ориентировано данное

лицо, либо другого;

3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в физическом или

психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации

имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех

формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный,

нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо

затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства

ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда

забитый, находящийся в "нечеловеческих условиях" человек и утверждается

"нечеловеческим" путем;

4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и

заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами

поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только

в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не

подчиненными и "безответными людьми" и т. п.).

В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в

различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации

отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в

разных типах ситуаций.

Ценностные ориентации — глубинные личностные характеристики, которые

указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об

иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение

личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет

также устойчивость ориентации, ее интенсивность.

У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают

индивидуально либо кланово-эгоистические. Превыше всего в таких случаях

бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление

своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо

узкоклановый, групповой "эгоистический" интерес.

Среди ориентаций-средств преступники в сравнении с контрольной группой

гораздо чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам

(способностям, трудолюбию, целеустремленности и т.п.), а материальной

поддержке, "нужным связям", любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей

вертеться". Отсюда — их инициатива в подкупе государственных служащих,

экзаменаторов, использование вымогательства и т. д.

Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности,

производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость",

"верность и вероломство", "гуманность и жестокость", а также иные.

У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном

сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной

среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой

нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав,

надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не позаботятся" и

т. д.; б) искажения, ведущие к нравственному конфликту с общепринятыми в

обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной морали".

Надо помнить о неоднородности морали в обществе, разделенном на социальные

группы, сословия. И криминологически существенно в этом плане выявление

взаимосвязей между преступностью и моралью разных социальных групп, слоев

населения.

Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему

личность с искаженными потребностями, интересами, ценностными

ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе

уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа

правосознания человека.

Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается

от правосознания лиц из контрольной группы.

Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники

не занимают какой-то особой. Четко выраженной позиции. В принципе ими

признается необходимость существования закона, осознается справедливость и

гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из

контрольной группы, отмечают созидательную роль закона, его функцию

социального регулятора, хуже (за исключением части государственных,

должностных, экономических преступников) осведомлены о государственно-

правовых принципах устройства общества, о социальной роли закона, нормах

различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании

правонарушителями по сравнению с другими гражданами уголовного закона

ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их

правовая осведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных

лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и

бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица

находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную

предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.

Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной труппы,

придают сдерживающей роли санкций.

Осужденные отнюдь не всегда полагают, что предусмотренные законом

санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами

осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий

осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче

карать. Специфичны правовые требования лиц, совершающих корыстные и

насильственные преступления.

Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно долго находившихся в

местах лишения свободы, бывают настолько искажены, что ими даже не

осознается степень отличия собственных взглядов от общепринятых и

отраженных в законах. В "естественности" соответствующих воззрений убеждает

негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются

их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не

скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть,

беспощадность", "чти закон воров".

Преступники в значительной мере воспроизводят те взгляды, которые

распространены в общественной и. групповой психологии, проявляются в

общественном мнении. Но у совершающих преступления лиц вероятность

претворения этих взглядов в преступное поведение намного выше, чем у иных

граждан, в силу того, что соответствующие деформации взглядов, установок,

ориентаций в их среде: а) более распространены; б) носят более глубокий

характер; перерастают в убеждения, готовность к поведению в их направлении,

привычки поведения, достигают в некоторых случаях такой степени

выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в контрольной группе;

в) представляют собой комплекс взаимосвязанных деформаций ценностных

ориентаций, нравственных, правовых, иных взглядов и установок. Субъекты,

обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и конфликтных

ситуациях, возникающих при общении с себе подобными либо с лицами,

придерживающимися прямо противоположных позиций, вытекающих из морали

общества и закона.

4. Классификация преступников

Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную

неповторимость каждого лица, но в то же время она должна учитывать

неоднородность контингента преступников. Эта проблема решается путем

классификации преступников: их группировки и типологии.

Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение

статистической совокупности на определенные группы, категории с

использованием такого критерия, как статистическая распространенность

одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в комплексе

ее характеристик, а контингенты преступников. Выявляется статистическая

распространенность среди них тех или иных признаков. Распространены

группировки, основанные на: 1) демографических данных (пол, возраст и др.);

2) некоторых социально-экономических критериях: образование; род занятий;

факт наличия или отсутствия постоянного местожительства и рода занятий

(бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы), др.; 3) гражданстве (граждане

Российской Федерации, иностранные граждане и подданные, лица без

гражданства); 4) состоянии личности в момент совершения преступления.

Значимы, во первых, факты опьянения, наркотического возбуждения, во-вторых,

нахождение человека при совершении преступления в составе группы и какой

именно, в-третьих, пребывание в местах лишения свободы и т. п.; 5)

характере преступного поведения: умышленное или неосторожное;

насильственное, имущественное (корыстное) и т. п.; первичное или повторное

и т. д.

Кроме таких простых, учитывающих только один какой-то признак,

используются более сложные группировки, имеющие в виду одновременно две и

более переменных. При многомерной классификации, использующей более трех

личностных характеристик, применяются математические методы.

Типология — более глубокая характеристика разных контингентов

преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно

связанных с преступным поведением. "Типология" тесно связана с

содержательным характером деления совокупности на группы на основе

признаков-проявлений и признаков-причин. В основе типологии обязательно

лежат последние, нередко они сочетаются с признаками-проявлениями

В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и

признаки-причины; они должны отражать определенные динамические

закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических

исследованиях. Можно исходить, например, из признаков-причин, отражающих

особенности формирования и деятельности личности.

Криминологическими исследованиями установлено, что многие преступники по

комплексу личностных характеристик отличаются от граждан, ведущих себя

устойчиво правомерно.

С конца XIX века разные авторы выделяют четыре типа личности

преступника, называя их по-разному, но фактически имея в виду степень

устойчивости к автономности их преступного поведения во взаимодействии с

социальной средой. Встречаются такие разграничения: 1) злостный,

неустойчивый, ситуационный случайный; 2) профессионалы, привычные

преступники, промежуточная группа между первой и второй, случайные; 3)

глобальный, парциальный, с частичной криминогенной зараженностью,

предкриминальный, совершающий преступления в определенных ситуациях. Иногда

указанные типы сводят в три группы, иногда в пять, но основа типологии

сохраняется — это степень устойчивости преступного поведения в различных

ситуациях. И не случайно прогнозы дальнейшего преступного поведения у

исследователей совпадали более чем в 70% случаев при ретроспективном

анализе поведения бывших осужденных.

Поиски специфических, содержательных личностных характеристик

преступников определили две группы исследований: 1) сравнение контингентов

преступников с контингентом лиц, ведущих себя в рамках закона, по тем или

иным признакам или их комплексу; 2) монографическое исследование личности

преступника, выявление комплекса характеристик и сравнение каждого из

преступников с каждым лицом из контрольной группы сразу по комплексу

признаков с использованием метода распознавания образов. Последнее

позволяет подойти именно к типологии преступников.

Типология фиксирует не просто то, что чаще всего встречается, а

закономерное, являющееся логическим итогом социального развития личности.

При конструировании социального типа важно соблюдать два условия: 1)

личностные характеристики описываются в их связи с социальными условиями;

2) эти характеристики не конструируются умозрительно, а являются итогом

исследований специфики социальной среды личности и особенностей

контингентов лиц, совершающих преступления; 3) субъективные характеристики

оцениваются в единстве с реальной деятельностью личности.

Развитие криминологических исследований потребовало четкого выделения

критериев и процессов типологии преступников с тем, чтобы разные авторы

могли воспроизводить эту процедуру с сохранением преемственности подхода.

Типологии предшествовали группировки обследованных преступников по

следующим критериям: 1) характер поведения, предшествовавшего преступлению;

2) характер микросреды, 3) связь преступного поведения с допреступным.

Вычерчивались связи между выделенными по трем основаниям группами лиц. При

типологии значима данная взаимосвязь применительно к каждому обследуемому

лицу. Оказалось, что из всех лиц, формировавшихся в микросреде с

криминогенной деформацией, 84% были ЭВМ опознаны отдельно от лиц, не

совершавших преступлений, по комплексу признаков, характеризующих

ценностные ориентации, нравственные и правовые взгляды, установки; 91% вели

себя до совершения преступления противоправно и аморально; у 84% последнее

тяжкое преступление логически вытекало из всего предшествующего стиля

поведения. В благополучной микросреде находились всего 5,4% обследованных.

У всех них преступление носило чисто ситуативный, даже скорее случайный

характер с точки зрения личностных характеристик, определявшийся давлением

возникшей не по их вине конфликтной ситуации. Никто из этих лиц ранее не

допускал нарушений норм права и явно аморальных проступков.

На втором этапе исследования, через 10 лет после первого этапа, 60% лиц

опознанных отдельно от контрольной группы, оказались в числе лиц,

совершавших преступления либо глубоко деморализованных, а на третьем этапе,

т. е. через 20 лет после первого, — 38%. К этому времени часть

обследованных на первом этапе погибли, в том числе в результате

алкоголизма, криминальных конфликтов, часть уехали в неизвестном

направлении, часть изменили формы преступного поведения на более латентные

(в том числе связанные с экономической преступной деятельностью).

Заключение

Диагностика личности как относящейся к криминогенному типу не служит

основанием для применения санкций, ограничений прав и законных интересов

человека. Основанием для этого должно быть только всегда реальное

поведение. Характер применяемых правовых мер должен строго соответствовать

характеру содеянного: за дисциплинарные правонарушения дисциплинарные

санкции и т. д. Но такого рода диагностика служит основанием для выделения

указанных лиц в качестве самостоятельного объекта при специальном,

индивидуальном предупреждении преступности, в том числе для оказания

позитивной социальной поддержки таким лицам в бытовом и трудовом

устройстве; для своевременного пресечения их криминогенного влияния на

детей; для полного выявления фактов их правонарушений и применения

установленных законом мер.

Список литературы

1. Долгова А.И. Криминалогия. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА

М,1999. – 272с.

2. Курганов С.И. Криминалогия: Учебно-методические материалы. – М.,2000.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены