рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Возникновение казахских ханов

Возникновение казахских ханов

С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира

по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3

тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими

ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16

млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991

года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики

Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил

в широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи

со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от

этнической и языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства

явилось закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических

процессов на обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и

Туркестана (Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена,

которые зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны

известны с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э.,

уйсуны - с III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II

-го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с

VII-XIII веков н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников,

на территории Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое

участие в процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских

родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что

казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду

составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому

приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому

присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3)

кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын,

состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и

том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое

объединение. Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения

восточных историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и

независимый народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые

даже относят их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И.

Левшин, - весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей

многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни

другим соплеменным с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по

смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал

к Золотой Орде, но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в

покорности сво- им главным повелителям, иногда же "присоединился то к Орде

Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали

Могул - улус" . Он считал, что казах как имя собственное народа не подлежит

ни перевод, ни этническим спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани

Исфахани писал, что слава о казаках, описываемых в истории ара- бов и

персов, под именем татарского войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов

полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник трех казахских жузов и

первый хан казахский мог жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это

предположение, он считал, не лишено осно- вания. У народов азиатских

свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице отдельного

хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших

племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и

образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и

ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих"

Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое

политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит

следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша,

проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и

повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы,

казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения,

утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без

различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из

Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало

возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству.

Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша-

хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш-

султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла

былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал

правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки

Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти

Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском

троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен

Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон

представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот

трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты

золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и

был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории

современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую

юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97),

ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана

(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения,

"подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин,

барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков,

элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ

вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие,

преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к

созданию самостоятельной государственности. Государственное объединение

Синяя Орда сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп

и народов на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже

ХIV- ХУ вв. Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при

жизни Чингис-хана, Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и

поставил им три юрты: белую юрту с золотым порогом поставил для Бату - Саин-

хана, синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджа- на, серую орду со

стальным порогом.- для Шейбани. Значительно укре- пилась Синяя Орда при

хане Урусе (1369-1379) - Акниязе, ставшем пра- вителем Золотой орды и

Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и Ток- тамыша Синяя орда стала

называться Белой Ордой, так как они стали ханами и Золотой орды, т.е. Белой

орды. Происхождение основателя ди- настии казахских ханов Уруса считается

спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок Орды - Иджена

(Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи), что он

ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В частности,

Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк", утверждает о том,

что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана сын Джучи-хан,

его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его сын - 4 -

Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять

сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик,

Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в

Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись

сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел

назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною

добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской

орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем

с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы

петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже

осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и

поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на

зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою

свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него

на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую

вежу цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися.

А итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на

Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и

поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом,

последний грозный для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о

Чингис-хано- вых. (12). В результате захватнических войн Тимура и

внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла.

На неко- торое время в 1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде

восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на

территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство

Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство кочевых

узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ

в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя для

обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт

-и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.)

Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы

государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных

отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев

Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти

ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу-

дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 -

Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности

местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей

казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и

духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные

династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира,

который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен

Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-

хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи

чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в

Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,

политической разобщенности частей казахского народа в рамках

государственных объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея.

Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы,

борьба с другими чингизи- дами за власть в степи совпали с интересами

различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию

самостоятельного госу- дарства. В результате борьбы, в отличие от

монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности

К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество разнородных

этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась

государственность, основанная на более определенной этнической основе, на

базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими

группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс.

Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги,

организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных

ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В кочевом

обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им

существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с

насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена.

Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-

50-х годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях

Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные

Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и

Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на

Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное

Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах,

так как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые

в свою очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные

места зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века

наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и

Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в

по- исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два

султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им

казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер

(1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор

до г. Чимкента, входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской

народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это

время (около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-

Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них,

Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462)

принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который

составляет западную окраину Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151).

Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а

также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под

властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед Хайдер (Хайдар) относит время

образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал,

что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских,

надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое государство,

возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало основой

Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада

владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах

ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства

был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была

еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к

востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно

граничило с государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими

владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес

Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет

дружественные связи с правителями ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч.

Валиханов заметил, что время управления Жаныбека, когда две родные орды

ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой

век. К этому времени принадлежит боль- шая часть преданий, нравственные

изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и философа Асана

Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор (17). Основная

идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен казахского

ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями

Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном

позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По

ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-

хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом

"монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем

этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого

государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел

сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно

было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его "Аз-

Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка

благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека

и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно

переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ

в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное

Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с

правителями ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ

начале ХУ1 в. (1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков,

конг- ратов и других, известные под названием кочевых узбеков, этническая

история которых идентична с племенами казахов, под предводительством

Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз-

бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра

на территории Дашт - и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-

и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения

сложения казахского народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения

народности, рассе- ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие

"узбек'" ста- ло этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под

предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После

распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя

население юго-восточной и западной части Казахстана, Значительная часть

тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность. Источник

упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним "казах" закрепился

как наименование народности, понятие "Казахстан" - как название территории

ее обитания. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических

произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть

в южном и центральном - 8 - Казахетане обладали несомненной реальной силой.

Это подтверждает да- же шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г.

Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад

Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада

Шайбани, авгор исторического сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник

одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914

гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет,

что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны.

"В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из

узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то

быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много

вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при

кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне

однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей"

. Далее, и разделе "О том, как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи

очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец,

лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в бою один

сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты

внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух

месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки

располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей,

Свои нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи

оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При

нападении неприятеля казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами

сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает

трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани

сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и

населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен

боль- шими постройками и обработанными полями, богат разнообразными про-

дуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говоря о южном

пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в сторону к Сыр-Дарье на

северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как переда- ют, у этих барханов

кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские ханы собирали

воедино земли, уже подготовленные к созданию общей государственности и

объединению в процессе длительного эконо- мического и хозяйственно-

культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное место в регионе

Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств евразийских народов, В

первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте выходили на

побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана, на юге-

востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части Семиречья,

на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш,

доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна р.

Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан. Увеличилось

числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма Мухаммед Хайдер

определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское ханство

втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых

государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было

Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533

гг.). При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность

стали известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский

дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал,

что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело

владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и

Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с

Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона

человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось

потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением

Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и

всех своих монголов из Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и

расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили

сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским

и киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только

казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е.

калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были

разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов

на жузы , Орда имела военно-территориальное образование согласно

десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой --

тумен (дословно - десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз,

юз, ез) ты- сяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто

тысяч воинов. Позтому наряду с понятием "улус" существовало представление

"жуз". После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением

(Моголистан) фактически стала первой пост -монгольской независимой

кипчакской территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголиста- - 10 -

ну и имевшей с самого начала большую автономию Кок Ордой положила начало

Большому жузу или Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения

самостоятельности, стал Средний жуз. Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи,

по старшинству племенных союзов составляют старшие орды - Большую, Среднюю

и Малую . Младший жуз появился после гибели Ногайского ханства. В конце

ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов -Жеты

жаргы обеспечивал своим талантом независимость и политическое единство

страны. В годы Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую

степь, наравне с батырами хани Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абул- мансур,

т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай

(1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство

боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской

Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА 1.

Межгосударственный статистический комитет содружества независимых

государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского

народа (учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание

киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат", 1-996,

с.153 4. Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в

источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов.

Собрание сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372.

6. Там же, с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139.

8. Там же, с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах.

Алма-Ата, 1935, М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших

времен. Книга Ш, тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22.

12. С.М.Соловьвв. Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших

времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. -

11 - 15. См. Прошлое Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см.

указ. соч. с.165. 18. Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19.

В.З. Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской

ССР, т.2, с.270. 20. Таш-монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109.

22. Мухаммед Хайдер Тарих-и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23.

Р.Ахметов. Конец Золотой орды. Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см.

указ. соч. т.2, с. 152.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены