рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Cредняя школа в последние десятилетия

Российской империи

Успехи пореформенного развития среднего образования были

несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных

училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны –

около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и

уездных центрах. Школы располагались в специально выстроенных зданиях,

украшавших города своей архитектурой. Дети занимались в просторных классных

комнатах и кабинетах- лабораториях.

Однако в начале ХХ в. российское общество в целом

отрицательно относилось к казенной школе. Учащиеся и их семьи были

недовольны засильем классицизма и казарменной дисциплиной в гимназиях, тем,

что для выпускников реальных и специальных училищ были недоступны

университеты, а у женщин отсутствовала возможность получить университетское

образование.

О неблагополучии в средней школе свидетельствовало

ученическое движение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались

нелегальные организации учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало

почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась

просветительством (например, петербургский Северный союз учащихся средних

школ). Учащиеся того времени требовали ввести «свободную школу» (т.е.

ликвидировать ограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения);

изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные

наказания; разрешить кружки, ученическое самоуправление.

Правительство также беспокоили проблемы образования.

Власти не могли игнорировать требования общественности и вынужденно шли на

отдельные и порой временные уступки.

Последняя серьезная попытка реформировать среднее

образование в императорской России была предпринята по инициативе министра

просвещения графа Павла Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу

авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней – с

трехлетним и четырехлетним сроками обучения. При этом для первой (базовой)

ступени согласовывались курсы первых трех классов гимназий, высших

начальных училищ (в городах) и четырехклассных народных школ (в сельской

местности). Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или

училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй

ступени. В перечень дисциплин, преподаваемых на базовой ступени, входили

закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествоведение,

гимнастика, танцы, ручной труд, пение и рисование.

На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии)

учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения

– новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них

углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном –

русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние

языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.

Впервые целью среднего образования становилось гармоничное

развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели

необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной

деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание

«здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на

ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности,

отечественной истории и географии, краеведения.

Однако консервативно настроенный «педагогический персонал»

вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа

Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить

этот проект.

Тем не менее, уровень грамотности населения России

оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности

составлял 21,1 %. Грамотное население сосредоточилось в крупных городах.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены