рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Рождение Русского флота в эпоху Петра 1

Рождение Русского флота в эпоху Петра 1

Школа № среднего ( полного ) образования

Р Е Ф Е Р А Т

по истории

“Эпоха Петра 1: рождение русского флота”

работу выполнил :______________________

__________________

рецензент: _______________

оценка :

ВОРОНЕЖ

1997 г.

ПЛАН

1. Географическое положение России в конце 17 века .

2. Вступление на престол Петра 1.

3. Первый Азовский поход.

4. “Консилия господ адмиралов . ”

5. Второй Азовский поход.

6. Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”

7. Великое посольство 1697-1698 гг.

8. Экзамен в Воронеже.

9. Начало Северной войны.

10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.

11. Российский флот к 1725 году.

12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение.

1. Географическое положение России в конце 17 века.

?

раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от

современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы

Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала

по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть западнее

Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.

На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная

линия тянулась к столице Донского войска— Черкасску , расположенному

севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины

Днепра в районе современного Днепропетровска.

Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее

территория была отрезана от морских берегов , от возможности широкого

использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в

новое время экономически процветали страны ,располагавшие возможностью

связываться с остальным миром морем – Англия , Голландия , Испания и др. У

России такие возможности были крайне ограничены . На востоке ее границы

омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т.к. Дальний

Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край не

имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море

. Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле с восточными

странами не только для России , но и для Западной Европы . Однако

Каспийское море не имело выхода к океанским просторам , оно обеспечивало

морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.

Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял

Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд серьезных

неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние ,

которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья

Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в

Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме

сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем доставлялись в Вологду,

а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых , путь через Белое море

в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем путь через Балтийское

море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные моря таил

неизмеримо больше опасностей ,чем путь через Балтийское море , где кораблям

не грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания .

Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход

к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и

Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить

армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под

командованием главы правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг , но

не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от болезней .

Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но ,

не предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы

подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть .

2. Вступление на престол Петра 1 .

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства

. Более всего юного царя влекло морское дело . Современников и потомков

всегда удивляло , как Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не

только моря , но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что

оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть версия , что истоки

этой страсти у царя , с детства боявшегося воды , связаны со знакомством с

астролябией , а также со старым ботиком , найденным Петром и Францем

Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском . Достоинство ботика

, который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в

том , что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против

ветра .

Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой речушке , в берега

которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где в полной мере

можно было овладеть искусством управления ботиком , привели

шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское

озеро . Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах

– так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском

озере . В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии”

на Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя ,

его тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск

-- единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со

странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые

корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы

грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес .

На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское

путешествие .

В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и

голландских купеческих судов , и они готовились отправиться в обратный путь

. Их провожал настоящий голландский военный корабль . Царь попросил

капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание , четвертого

августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья Двины

, где при совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время

оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул

южный ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро ,

что он не заметил , что отъехал от Архангельска более чем на триста верст .

У Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.

Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении покинуть

Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный

корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому

бургомистру Николаю Витсену.

По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил

такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого поста в

Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .

В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год) Петр снова спешит в

Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой Павел” – пожалуй

первый русский корабль ,получивший

“проездную грамоту “ на право заграничной торговли .

Пребывание русского царя на Белом море – уникальная страница истории.

Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля

“Святое пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя

московского” и в сопровождении

“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и

голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря .

Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания , Петр со

своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил

рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского

монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом” .

государь интересовался всем : от подачи пива капитану до уборки парусов .

Обучение дало отличные результаты , тем более , что голландским языком Петр

владел в совершенстве. Несомненно , 1694 год был переломным в истории

русского флота . Царь понял : потешные игрища – лишь начало... В

Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с

Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему

построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в

разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву . По пути на

пир , устроенный им для английских и голландских капитанов , Петр

неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные о крутом

нраве царя , не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр,

страдавший водобоязнью , так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом

.

В это время назревает план похода на турецкую крепость Азов. Русское

командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства от

ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в

1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье .

План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия “образцовой”

галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт писал в июле

1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я

отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит мне большое

содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено

командовать всеми судами.”

Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не меньше года , поэтому

пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр , не дождавшись

начала строительства , объявляет о выступлении армии в поход .

3. Первый Азовский поход.

В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого тридцать тысяч

должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.

Походы на Крым предпринимались не раз , но все они заканчивались

неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной

степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы ,

достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить на

полуостров и ни с чем возвращалась домой .

На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам

,находившимся в вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову

.Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со

старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том

, что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по

реке Дон , вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала

необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие ,

но и воду.

Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего

города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому что люди

были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком лошадей ,

им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра

ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества

провианта и лодок . Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз

по Дону и в конце июня подступило к Азову .

Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля

началась осада .Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно

начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей

книжке :” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за

отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а

наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие

подвезти было нельзя , т.к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие

каланчи , между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть

каланчами , чтобы восстановить сообщение со складами . В армии объявили ,

что солдаты , добровольно идущие на штурм этих башен , получат по десять

рублей каждый . Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по

Дону стало свободным . Вскоре осажденные отомстили за эту потерю : на

сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен . Он рассказал о слабых

местах русской армии , и сообщил , что осаждающие спят днем во время зноя ,

а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю . На вопрос

часового :” Кто идет?” отвечал один из астраханских раскольников ,

находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно ворвались в

лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку

, но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные

осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения ,

оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил ,

что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не

продержится . Но надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще

большей яростью , осада и подкопы результатов не давали , войска таяли .

“Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь –но, слава Богу , все здоровы и

марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во рву все испахано и засеяно

железом . Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его

святого имени . “

Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход 1695 года окончился

ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было решено отступить от

Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.

4.“ Консилия господ адмиралов .”

Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет , на котором

присутствовали Шереметьев ,Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт , Головин и

конечно же “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа

“костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и ,

наконец, Александр Меньшиков .

Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по образцу голландскому

, 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на

ближних к Воронежу плотбищах – Козлове , Добром , Сокольске сделать 1300

сплавных стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже учинить

Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей

рубить непрестанно .

Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра 1 –

он умел извлекать уроки и не расхолаживался , а напротив , доискивался до

причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи ,

поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу .

Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам :

- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от

обилия вековых лесов , годных для постройки кораблей ;

- вблизи находилась липецкая железная руда ;

- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной

судоходностью , а местное население , благодаря отправке “донских отпусков”

, уже имело опыт в строительстве речных судов .

Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “ По возвращении от не взятия

Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер

, для чего удобно мню , быть шхип-тиммерманам всех от Вас

сюды...” Между тем Архангельск дождался груза из Голландии . В январе 1696

года подводы с галерой прибыли в Преображенское . Историк флота прошлого

века Сергей Елагин писал : “ Положения консилии начали исполняться .

Преображенское обратилось в верфь , на ней к концу февраля были срублены

члены 22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4 брандеров .

Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом весел от

28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и

Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы .

Главным сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернев

отвечал за поставки леса и “имание” людей . А. Кревет – толмач Посольского

приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части

–дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов .

Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из

Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в

городе до начала мая . Он лично работал над постройкой кораблей , занимался

их оснащением и комплектованием экипажей . Жил царь в доме подьячего Игната

Моторина . Работы велись на правом берегу реки , около Успенского монастыря

Воронежская верфь как бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж приехал

воевода А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически же всем

руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска

, прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную

часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны , стрельцы ,

казаки и солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000

человек . Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота : на

воду были спущены галеры “Принципиум” , “Святой Марк” и “Святой Матвей”.

26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Петр” .

5. Второй Азовский поход .

И вот наконец флот готов . Весь флот состоял из трех караванов,

возглавляемых тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала

Лефорта на голландской галере . Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера

флагманскими стали корабли “Святой Петр” и “Святой Павел” . Петровскую

галеру называли просто “Его Величество” или “Кумандера” . Третьего мая Петр

, покидая Воронеж , пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с

осьмью галерами в путь свой пошли , где я от господина адмирала учинен есмь

командором “ . Остальные караваны уходили по мере готовности , ведя

достройку на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял “Указ по галерам о

порядке морской службы” – первый российский военно-морской устав . Вот одна

из его статей : “Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и

всячески о том радеть . Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя ,

тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться .”

Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья столица . Казаки ,

встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка лодок уже сделали

попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у тех оказались слишком

высокими ...

Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком Петру –

гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого одобрения . Вся

морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому флоту , выглядела

следующим образом...

Хотя два других каравана были еще в пути , Петр решил один из полков

Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед за 40 казачьими

лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым : на каждой лодке

было по 20 бойцов . Когда из-за мелей галеры встали на якорь в самых

протоках , Петр на казачьей лодке отправился в разведку на азовское взморье

и увидел 13 судов неприятеля , стоявшие на якорях . Дальнейшие действия

Петра остаются непонятными : все галеры спешно поднимаются вверх по

протокам и Дону к Новосергиевску – укрепленной базе русского флота выше

Азова . Видимо , Петр решил дождаться подхода двух других караванов ,

поскольку 9 русских галер против 13 кораблей турок оказались бы в слишком

невыгодном положении.

Между тем казаки , оставшиеся в засаде в камышовых зарослях, продолжали

наблюдение за действиями неприятеля . Девятнадцатого мая атаман Миняев ,

обнаружив турецкий десант , направлявшийся с кораблей к Азову , решил

напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием и на прикрывавшие их

11 вооруженных ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен , что

почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою . Перегрузив припасы и

пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки в панике бежали . три

тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы к кораблям . Турки начали

поспешно сниматься с якорей . Два корабля не успели поднять паруса и казаки

напали на них . Один из кораблей турки затопили сами , другой был захвачен

и сожжен казаками .

Это была единственная морская баталия в Азовской кампании , и она была

проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой на море русский флот

обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр в донесении “кесарю” не смог не

слукавить :”И того же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в малых судах , а

казаки в лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда разбили , из

которых 9 сожгли , одно взяли ... с моря , май 31 дня . Петр .“ В тот же

день, к вечеру , казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными

приплыли в Новосергиевск и были встречены салютом . Через неделю салют

повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса А. Шеина и генерал-

адмирала Франца Лефорта . Первый российский адмирал задержался не по своей

воле : рана , полученная в прошлой кампании привела к тяжелой болезни .

Корабли , не мешкая , по протокам Каланча и Кутерьма , наконец, вышли в

море . Это случилось 27 мая 1696 года .

На беду разыгрался шторм . Уровень воды стремительно поднимался , и

палатки с солдатами штурмового полка , высаженного на острова , стало

затапливать . Солдаты пересели на лодки , но шквальный ветер разметал их ,

выкидывая целые суда на илистый , поросший камышом берег . Однако , корабли

отстояли на якорях без происшествий . На следующий день “великая непогода”

продолжалась .

Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд вице-адмирала Георга

Лима с семью галерами . Десять дней спустя показалась галера шаутбенахта

Карла Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот , расположенный поперек

залива , преграждал путь с моря к осажденному Азову , над которым уже давно

клубился дым боя .

Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского флота

. Молчаливое противостояние продолжалось две недели , но двадцать восьмого

июня турки рискнули высадить десант в помощь окруженному Азову . Наши

галеры тут же стали сниматься с якорей , чтобы сорвать высадку и ударить по

кораблям . Турки , видя это , поспешно поставили паруса и ушли в море . В

следующие дни , как отмечал историк Елагин , “флот наш оставался в

наблюдательном положении до взятия Азова войсками.”

Тем временем русские войска храбро сражались под стенами Азова . Генерал

Гордон начал осуществлять рискованный план :он составил проект вала ,

превышающего крепостные стены , наметил выходы для вылазок , раскаты для

батарей так , чтобы появилась возможность стрелять по каменному замку .

Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе . Пятнадцать тысяч

человек работали ночью , и каждое утро вал видимо разрастался .Но солдатам

не нравились изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и

донских казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм . Им

удалось ворваться в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не

выдержали , отступили и засели в бастионе .

Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и всеми силами ударили

по казакам , укрывшимся на валу в бастионе . Гордон со своими гренадерами

поспешил на помощь , и после шестичасового боя атаку турок удалось отбить

.Царь поблагодарил казаков за храбрость и приказал готовиться к штурму . Но

девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок , махая шапкой , чтобы

русские прекратили пальбу . Условия сдачи, по которым турки уступали Азов

со всеми орудиями и снарядами , если им будет предоставлена свобода и

гарантия , что они смогут выйти из города в полном вооружении с женами и

детьми , были приняты и девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и с

пушечным салютом встал на якорь у стен поверженной крепости . Неделю спустя

Петр проводил вновь заболевшего Лефорта водным путем в Москву и вышел с

флотом в северную часть залива для осмотра мыса Таганрог . Выбрав место для

будущей крепости , Петр приказал флоту стать на якорь у вновь

приобретенного берега . Утром флот возвратился в Азов . Историк Елагин

писал : “Кампания кончилась . Без громкой славы , скромно , но вполне ,

флот выполнил свое назначение – дать возможность не только покорить

крепость , но приобрести край и кончить войну , искупив таким образом

значительные издержки и почти нечеловеческие усилия , употребленные на его

постройку .”

Три года спустя Петр 1 проводил до Керченского пролива российского посла

Украинцева для заключения мира с турками . Впервые в истории флота военный

корабль России “Крепость” с послом на борту вышел в Черное море и

направился в Стамбул .

Последствия Азовской победы отозвались по всей России . Осенью 1696 года

в Москве состоялась пышная “триумфания”

в честь взятия турецкой крепости . У триумфальной арки наряженный гением

стихотворец приветствовал первого российского адмирала и идущего следом

Петра 1 :

-- Генерал-адмирал , морских всех сил глава , пришел , узрел , победил

прегордого врага ...

6. Решение Боярской Думы : “Морским судам быть...”

На двадцатое октября ( по старому стилю ) было назначено заседание

Боярской Думы , к которому Петр подготовил записку с названием :”статьи

удобные , которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова.”

Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1

: “... воевать морем , понеже зело близко и удобно многократ паче , нежели

сухим путем . К сему же потребен есть флот или караван морской , в сорок

или вяще судов состоящий , о чем надобно положить не испустя времени :

сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать ?” Дума

приняла “Статьи удобные...” . Приведу более пространный отрывок из этого

документа , чем широко известное троесловие : “октябрь , в двадцатый день

приговорено :

Морским судам быть , а скольким , о том справитца о числе крестьянских

дворов , что за духовными изо всяких чинов людьми , о том выписать и

доложить не замолчав . “

Азовская победа привела ко многим переменам в России . Возросло и

национальное самосознание русского народа , надо было позаботиться о

символах державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра на учреждение

высшего ордена страны – Андрея Первозванного . Первыми кавалерами ордена

стали : преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман Иван

Мазепа за храбрые действия казаков . Учреждение ордена привело к появлению

главной гордости русского флота – Андреевского флага . Кроме того , Петр

посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул

, для обучения морскому делу . Позже, в декабре 1696 года Петру приходит

мысль снарядить за границу посольство , поручив ему заботу об организации

коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей .

Посольство , кроме того , должно было нанять за рубежом специалистов на

русскую службу , закупить оружие , а также пристроить для обучения новую

партию дворян .

7. Великое посольство 1697 - 1698 годов .

И вот , наконец , назначен день отъезда . Поручив управление страной

князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало

второго марта 1697 года из Москвы . Посольство назвали “великим” из-за его

многочисленности . Его возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын

. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился

царь . Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал :

священники , лекари , переводчики , хлебники . В месте с солдатами охраны

общая численность составляла 250 человек , а обоз насчитывал 1000 саней .

Посольство направилось в Голландию . Путь туда пролегал через Курляндию

, Бранденбург , Германию . Повсюду в их честь устраивали торжественные

приемы , а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито .

В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения

Голландии – город Саардам . У царя была неделя времени , за которую он

успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское платье ,

осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать топором .

Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам ,

где было достигнуто соглашение о том , что волонтеры будут работать на

верфи Ост-Индской компании . Конец августа и начало сентября прошли в

освоении премудростей кораблестроения . Девятого сентября был заложен

фрегат “Петр и Павел” , который в середине ноября был спущен на воду . В

выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано

: “Петр Михайлов , находившийся в свите великого московского посольства ...

был прилежным и разумным плотником ... ; кроме того под моим надзором

корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так

основательно , что может , сколько мы сами разумеем в том и другом

упражняться .”

Но царю было мало одной практики , ему хотелось освоить теорию . Для

этого он решает отправиться в Англию , куда прибыл в январе 1698 года . Там

Петр работал на верфях , осматривал Лондонские предприятия , побывал в

Оксфордском университете , несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию

и на монетный двор .

Так одна из задач посольства была выполнена : волонтеры постигли азы

кораблестроения . Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия

и найме специалистов . Тем не менее удалось приобрести 10000 ружей , 5000

мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы и прочее. На русскую службу

были наняты 350 матросов , а также боцманы , шлюзные мастера и т.д.

Но главная задача посольства не была выполнена : Голландия отказалась

вступить в войну с Турцией на стороне России .

После пребывания в Англии посольство снова отправляется в Голландию ,

которую покидает в мае 1698 года , чтобы отправиться в Вену для

предотвращения возможности сепаратного мира австрийцев с османами и

достижения согласия продолжать войну с ними . Однако и это не удалось .

Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей .

Впрочем , у Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию

, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы . Царю пришлось

возвратиться в Россию .

8. Экзамен в Воронеже .

К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры . Они прибыли

в Воронеж , где их назначили на корабли , готовящиеся к Керченскому походу

. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле

“экзерциции , сколько на якоре стоя , то исполнить можно”. Стольники в

присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку . Что касается

умения управлять кораблем и командовать экипажем , то здесь ученики

показывают свою полную несостоятельность .

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему

императору из Москвы : “из числа 72 дворян , посланных для обучения в

Италию и Германию только четверо выдержали экзамен , сделанный самим

государем в Воронеже . Остальным 68 представлено или вторично отправиться в

чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений , на свой счет,

или возвратить выданные на поездку деньги.”

Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов , князь А. Голицын , Ф. Плещеев

. Другим же наука не далась .

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван

Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими . В своем письме от

1711[i] года он просил не посылать больше навигаторов в Англию , т.к.

пользы от них было мало :”...для того , чтобы и старые научились там больше

пить и деньги тратить . Не могу их оплатить , а ныне хотят уже в тюрьмы

сажать за долги “. Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...

9. Начало Северной войны .

Международная ситуация все больше осложнялась . И вот наступило

то , чего все ждали : Россия вступила в войну со Швецией . Нужно сказать ,

что начало этой войны было неудачным для русских . Катастрофа под Нарвой в

1700 году заставила шведов думать , что Россия слаба и не может оказать

достойного сопротивления . Но они заблуждались : поражение не сломило Петра

, наоборот , он начал готовиться к войне с еще большим рвением .

Шведский флот начал вторжение . Первые битвы русских кораблей с

неприятелем произошли на озерах . В августе 1702 года 30 русских кораблей

под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере

поражение шведской эскадре , состоящей из 9 крупных судов . Два шведских

корабля были сожжены , один потоплен , два захвачены в жестокой абордажной

схватке . За эту победу офицеры получили золотые медали с цепями , а

солдаты золотые награды поменьше и без цепей .

Это поражение не остановило шведов . На Чудском озере появилась крупная

шведская эскадра . В 1704 году произошло сражение , в ходе которого

русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских судов , а избегшую этой

участи яхту “Каролус” взорвали сами шведы .

В 1702 году Петр 1 взял Нотебург ( Шлиссельбург ) , а в 1703 году

Ниеншанц—крепость в устье Невы , что позволило русским выйти сначала в реку

Неву , а затем в Финский залив .

Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в устье

Невы . На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал

подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом

шведские суда “Гедан” и “Астрильд” . Оба корабля были взяты на абордаж при

непосредственном участии царя и А. Меньшикова.

Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание Санкт-

Петербурга . С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями ,

возведенными у острова Котлин .

Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (

Лодейное поле ) , на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов ,

6 шняв , 7 галер , 13 полугалер , 1 галиот и 13 бригантин .

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем

морем . В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг , Рига

, о. Эзель , Ревель .В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были

окончательно выбиты из Финского залива .

К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал 15 линкоров ,

вооруженных 42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32 пушками и 99 галер .

Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы

полки морской пехоты .

10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны .

В июне 1714 года русский флот под командованием Ф.М. Апраксина ,

двигавшийся с продовольствием к м. Або , был блокирован у м. Гангут

шведской эскадрой адмирала Вантранга . Соотношение сил практически не

оставляло сомнений в исходе поединка – у русских почти не было шансов .

Однако было решено вступить в сражение . Русские применили тактическую

хитрость: они сделали вид , что собираются перетащить свой флот по бревнам

на другую сторону мыса . Шведы это увидели и Вантранг приказал части своих

кораблей отойти на другую сторону мыса Гангут . Благодаря решительным

действиям русских моряков отряд адмирала Эреншельда : фрегат “Элефант” , 6

галер и 3 шхербота , после ожесточенного боя был пленен . Адмирал Вантранг

возвратился к своему королю ни с чем .

Это сражение справедливо считают первой крупной победой молодого русского

флота .

Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе

русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была

одержана первая победа без абордажа , с использованием одних орудий .

В июне 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына

заманил шведские корабли в шхеры у м. Гренгам . В ходе решительной

абордажной атаки русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400 моряками . Эта

победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года , положившего конец

Северной войне.

11. Российский флот к 1725 году .

К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских

держав. Тринадцатого января 1720 года Петром 1 был издан первый морской

устав :” Море . Но тогда , чего ради тому не исполниться , и нас сие бремя

, воля вышнего Правителя возложить изволила : оное оставляем непостижимым

судьбам его . И понеже сие дело необходимо нужное есть государству , того

ради сей Воинский Морской устав учинили , дабы всякой знал свою должность и

неведеньем никто не отговаривался .”

Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный

итог морской истории страны : в самые сжатые сроки на Балтике был создан

сильный военно-морской флот . Петр использовал все лучшее , что было в

западном кораблестроении . Но он прежде всего учитывал особенности русского

театра войны и мореплавания у берегов Отечества . От европейских флотов

флот Петра отличался прежде всего тем , что вначале он состоял в основном

из гребных судов , различных по размерам и вооружению . Петр исходил из

того , что такие суда просты в постройке , относительно легко управляемы ,

хорошо используются для поддержки сухопутной армии . Только после победы

под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров . Только

они могли обеспечить России господство в Балтийском море .

К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов . Он

имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов . Общая численность

команд достигла 28000 человек . С 1716 года на флоте появились гардемарины

– выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных

наук” . Впервые за всю историю страны многие “незаметные государству мужи”

получили возможность выдвинуться на видные посты . Это такие люди как А.Д.

Меньшиков , Ф.Я. Лефорт –адмирал , близкий друг царя , А.С. Шеин –первый

генералиссимус , Ф.М. Головин – адмирал , М.М. Голицын – адмирал . Все они

добились почета не только из-за происхождения – этих людей возвысил их ум

.

В 1719 году простой крестьянин Ефим Никонов изобрел первую деревянную

подводную лодку – “потаенное судно”. Правительство заинтересовалось этой

идеей , и после успешных испытаний лодки в 1722 году изобретателю было

пожаловано поместье с несколькими десятками крестьян .

12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение .

Заслуга Петра в том , что он не ограничился созерцанием того , как

зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться . Он

властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант

ускорению развития всех начал , возникших до него . Петр как бы подстегивал

события . Трудно и , пожалуй , невозможно обнаружить такие области истории

России первой четверти 18 века , в которые не вторгался Петр и не оказывал

на них своего влияния : военное дело , дипломатия , экономическое и

социальное развитие , наука , просвещение , флот , быт , государственное

устройство – вот далеко не полный перечень дел , которыми он навсегда

прославил свое имя ...

-----------------------

[i]

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены