рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Образование Халифата

Образование Халифата

РЕФЕРАТ

Арабский Халифат

Содержание

1. Образование Халифата 3

2. Общественный строй Халифата 5

3. Государственный строй 6

Образование Халифата

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся

Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась

имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и

саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их

собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право

занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее

богатых семей.

Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе

(районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались

полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и

земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб,

через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах

доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную

группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными

племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество

обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи,

связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся

межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались

убийствами, угоном людей и скота.

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось

новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов,

идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй,

приобрела религиозную форму.

Возникновение новой религии – Ислама – связано с именем Мухаммеда

(приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового

порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от

своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.

Их главой должен быть Пророк – «наместник Бога на земле». Единственным

условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и

строгое соблюдение ее предписаний.

Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они

приняли Ислам, т.к. давно потеряли веру в могущество племенных божков, не

защитивших их от бедствий и разорений.

Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это

продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать

начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам.

Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав

правящей элиты мусульман.

К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное

оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом.

Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем

Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно

приобретала политический характер.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед

страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века

объединение Аравии было в основном завершено.

Общественный строй Халифата

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на посту верховного

главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники

(родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную

группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман –

халифов («заместителей Пророка»).

Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные

территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые

другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли

явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных

земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого

находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не

были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство -

Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую

религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на

относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры

(Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося

здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было

формирование феодализма.

Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право –

шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его

основными источниками стали Коран – священная книга ислама, содержащая

предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна –

сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания

семейно-наследственного и судебного права; иджма – решения, вынесенные

авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в

Коране и сунне, фетва – письменное заключение высших религиозных

авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов

общественной жизни.

Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя

у арабов было быстро завершено.

Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества

любой страны чертами, имел важные особенности.

Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была

одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего

завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии,

Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в

большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного

строя.

Государственный строй

Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным.

Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства

значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная

(имамат) и светская (эмират) – находилась в руках халифа. Первые халифы

избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро

власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы

централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе

признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с

крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые

перевороты, свергали неугодных им правителей.

Центральными органами государственного управления считались следующие

ведомства (диваны):

1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его

контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и

наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований

за службу.

2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых

органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

3) Диван-ал-Барид – управление дорог и почты, руководившие также

строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной

организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации,

это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и

политическим настроением местных властей и населения. Это определяло

его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в

провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним

ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю).

Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках

управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной

власти.

В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского

государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет

былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры

получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное

войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на

отдельные независимые государства стал вопросом времени.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены