рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономической

истории

Курсовая по экономической истории

Беларуси

на тему: "Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы"

Студент ФУС, I-курс

Гр. УКС-1

М.Г.Гусев

Научный руководитель

Профессор

В.И.Голубович

Минск, 1998

План.

Введение.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е

гг.

3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

Заключение.

Вступление.

В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в

том, чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причинённый

республике немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное

хозяйство, улучшить условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи,

белорусскому народу пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими

усилиями рабочих к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой

продукции не только достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 %.

За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии,

расширилась энергетическая и топливная база - одно из важнейших условий

успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличилось производство

строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в

восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался

железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в

Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии,

построены новые мосты.

Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей

Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более

высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности

новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы

использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в

организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро

развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного

потребления, важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени

объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы.

Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные

площади были значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров

земель, пришедших в негодность в годы немецко-фашистской оккупации.

Количество лошадей сократилось на 56 %, коров на - 51 %, свиней - на 29 %.

Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин,

инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.

Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси

постоянно залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации.

Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря

заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно

осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть. Поэтому и

анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в

государственных, отраслевых и других планах, а также планах и

обязательствах предприятий и учреждений, которые в целом и составляли

каркас командно-административной системы в экономике. Эта система тормозила

перевод промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех

отраслях было

экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста,

в промышленности республики комплексная механизация не получила

значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который

составлял 25 % даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных

задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость

понимали в руководстве партией и страной.

Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства

Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный

вопрос, сделать выводы.

2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС,

определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта

Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на

70 - 80%, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии.

Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа - в 1,5 раза.

Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного

потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и

передовой технологии, улучшению качественных показателей работы

промышленности - на 50%, в строительстве - на 55%, а себестоимость

продукции снизить на 20 - 25%.[2]

Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое

использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других

индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности.

Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось

соревнование за лучшее использование новой техники, повышение

производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в

промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5

тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих

являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского

литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе

которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой

производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали

П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной

работы и др.

Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта

Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94%

производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3

тыс. стахановцев и ударников.

План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 %, пассажиров -

на 123,8%, получена значительная экономия горючего.

За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов

машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении

увеличился на 34%. При этом особенно возросло производство сельхозтехники.

В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом

выпуск сельскохозяйственных машин на 83%, запасных частей для тракторов и

сельхозмашин - на 54%. " Гомсельмаш" освоил массовое производство

силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы

станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального

завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова,

Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского коврово-

плюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением

выполняли свои пятилетние задания.

Ускорению роста производства способствовало движение за переход на

скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных

заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На

Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала

было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять

производительность труда.[2]

Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую

приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.

БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в

строй около 150 крупных промышленных предприятий государственной

промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские

подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и

канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат, Оршанский завод

швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных

торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты.

Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий.

В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких

промышленных предприятий, которые производили 84,6% всей промышленной

продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и

потребительской кооперации, производящих, в основном, товары народного

потребления. Произошли существенные изменения в отраслевой структуре

промышленности. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес

машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с

16,5 до 30,1 %. Доля топливной и электроэнергетической промышленности

возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время снизился удельный вес легкой,

пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью

развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя

в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее

активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного

профессионализма рабочих.[2]

За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем

в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой

рост всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и

металлообработки - 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент

выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы,

лесовозные автомашины, пропашные тракторы "Беларусь". Производство грузовых

автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков

металлорежущих - в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии -

в 2,5 раза. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая

промышленность, производство стройматериалов.[3]

Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой

промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку

возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза,

обуви кожаной - в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое

больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась

производительность труда.[3]

В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта.

В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т.

грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов

увеличились в 1,5 раза и пассажиров - в 1,6 раза. Грузооборот

автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за

пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели

речного транспорта и воздушного флота.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-

технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого

пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции

промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по

развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения

и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию

организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции.

В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился

Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод

"Строймашина", витебская чулочно-трикотажная фабрика "КИМ" и сотни других

предприятий.

В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец

самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен

выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители

наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели

ряд преимуществ перед газогенераторными.[3]

Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства

БССР на 12%. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков,

машин, приборов и около 200 других видов изделий. По

итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям

промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26

красных знамен Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с

вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе

соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода

Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь

Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы

производства.[3]

Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции

предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн.

рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300

тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей,

250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской

магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов.

При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты

В.П. Кузнецов (г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М.Галашко (г.

Брест) и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г.

свыше 100 тыс. молодых посланцев республики работало на новостройках

страны.[3]

Была успешно решена задача капитального строительства. За три года

шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн.

рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно-

монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543

бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным

уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров -

22,6 раза и кранов - 22 раза. Укрепление материально-технической базы

позволило механизировать монтажные работы на 95%, бетонные - на 62%,

малярные - на 59%, штукатурные - на 58%. В 1958 г. на строительстве в

республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители

широко пользовали передовой опыт других республик.[3]

С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного

общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537

первичных организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По

сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в

республике увеличилось почти на 1/3. В 1958 г. изобретатели и

рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрённых за 1056-1958

гг. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн.

рублей экономии.[3]

Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании

производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной

промышленности, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Особенно

плодотворно работали коллективы учёных Физико-технического института,

Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского

политехнического института. До

70 тыс. рублей сэкономили

в 1956 г. Минский тракторный завод от применения разработанного Институтом

физики и математики АН БССР метода спектрального анализа металла. С помощью

и участием белорусских учёных на заводах и фабриках были созданы сотни

новых типов машин, оборудования и приборов, внедрены более совершенные

технологические процессы. Большую помощь промышленности и транспорту

республики оказали также научные учреждения Москвы, Ленинграда и других

городов страны.

К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений.

Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению

с 1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные

производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила

новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов

Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено

353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение

промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной

технологической оснастки,480единиц других видов оборудования. По сравнению

с 2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях

увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного - в 1,8 раза,

металлорежущих станков на 40% . Было установлено много поточных линий,

выросла энергвооружённость труда. Особенно высокими темпами развивались

машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951-1958

гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году

машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых

автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много

другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный

трактор.[3]

Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. было

произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. была

подготовлена к пуску Василевская ГРЭС - самая мощная в то время

электростанция БССР.

Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа,

почти целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г.

добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу

колхозами) или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.[3]

За 1951 - 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в

БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г.

предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного

стекла и др. материалов.[1]

Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой

освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли

возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В

республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский

суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод

искусственного волокна. Расширялся ассортимент производимой продукции на

действующих предприятиях.

Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее

производства за это время увеличился на 53%, в том числе бумажной

промышленности - в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной

переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные

мощности.[3]

В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой

промышленности. Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей

видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР

выпустила 11,8% общего количества тракторов, 11,7% - металлорежущих

станков, 4,3% грузовых автомобилей, 1,6% мотоциклов, 13% фанеры.

Значительный удельный вес занимала республика по производству ряда товаров

народного потребления.[3]

Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта. Уровень 1950 г.

по отправлению грузов был превзойдён на 2,7 млн. т., а по прибытию - на

18,7 млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее

исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов,

организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и

перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился

более мощными судами, расширился выпуск металлических, более надёжных и

долговечных барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот

которого увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть

воздушного сообщения. Работали десятки авиалиний местного и

межреспубликанского значения.

Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения

произошли в структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза всё

большее место занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин,

оборудования, некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов,

велосипедов и др. изделий промышленности.

На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей

народного хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном

хозяйстве республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501

тыс. больше чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс.

человек, на транспорте - 158 тыс. человек, в строительстве - 100 тыс.

человек. На предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших

после войны высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и

других союзных республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР

работало 214 тыс. специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4

тыс. среднее специальное образование. Более 32 тыс. специалистов

увеличилась в 2,5 раза. Возрос культурно- технический уровень рабочих. За

1951 - 1958 гг. профессионально- технические учебные заведения дали

народному хозяйству 130,3 тыс. квалифицированных рабочих. За это же время

на предприятиях и в организациях было обучено новым специальностям 535 тыс.

человек и повысило квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату

рабочих технической учебой заметно улучшился их квалификационный состав,

повысилось техническое мастерство.[2]

Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом

промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по

техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых

промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного

производства. Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и

развитие материально-технической базы СССР.

3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном

положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной

торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте (в

1,5 раза) поднялся только чуть больше 90 % довоенного уровня. Даже в 1950

на его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота.

Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 2/3 всего

населения БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень

низкими оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи:

добиться повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень

механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных

доходов на производственные потребности.[1]

Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади

республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня.

Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и

заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше

200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от

кустарников и камней.[1]

Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3

года пятой пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней

- на 141 тыс. голов и овец - на 111 тыс. голов. При этом в отдельных

колхозах прирост поголовья крупного рогатого скота остался около 40 %.

Однако, в целом, темпы развития животноводства в республике были

недостаточными. За 3 года пятой пятилетки государство выделило колхозам на

капитальное строительство 33 млн. рублей долгосрочных кредитов. Однако, за

1951-1953 гг. количество хозяйств сократилось более, чем на 4 тыс. и

составило 5287. По количеству дворов, пашни и трудоспособных колхозы стали

втрое большими. В начале 50-х годов была завершена коллективизация

сельского хозяйства в западных областях республики.[1]

К июлю 1953 г. 99,7% посевных площадей принадлежало колхозам. Однако,

несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности

оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы

объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и

минеральных удобрений не хватало.[1]

Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой.

Сказывались также грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством.

Крестьянин не был заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так

как каждый новый саженец, животное или какой-либо другой продукт труда

облагались налогами. Только в середине 50-х годов, когда было изменено

налогообложение, он почувствовал существенное улучшение своей жизни.

Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его

строительстве были свои трудности и недостатки: отсутствие стройматериалов

и рабочей силы, низкая механизация, а также неудовлетворительная

организация труда. В результате довоенный жилищный фонд деревни был

отстроен чуть более 40 %.

Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья. К

1950 г. была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но

обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже

среднесоюзного уровня.

Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в

квалифицированных руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388

директоров МТС только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь

незначительная часть председателей колхозов имела высшее или среднее

специальное образование.[2]

С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г.

началась реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы.

Это сыграло положительную роль в развитии промышленности и сельского

хозяйства. Начали лучше использоваться местные ресурсы, усилилась

специализация и кооперирование производства.

Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов

определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла

испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г.

сделала значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было

вложено 160 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных

средств. В это время на полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или

на 17,7 тыс. больше чем в 1953 г., значительно выросло количество зерновых

комбайнов, газовых автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в

сельском хозяйстве республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых

4,9 тыс. имели высшее образование.[3]

С 1956 г. колхозы, совхозы и МТС стали подключаться к государственным

энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы

республики использовали около 80 млн. кВт*ч. электроэнергии, в том числе

около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее,

уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г.

было электрифицировано 36% колхозов. В сельском хозяйстве использовались

лишь 5,2% электроэнергии, потребляемой в республике.[1]

В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь

кадрами специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в

колхозы и МТС были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные

рабочие кадры. Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам

механизаторы. Расширили подготовку кадров для села специальные учебные

заведения.

В распространении передового опыта важную роль играли областные и

районные сельскохозяйственные выставки, периодическая печать, радио и

телевидение. В августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная

сельскохозяйственная выставка, которая широко пропагандировала лучшие

достижения сельскохозяйственного производства страны. В 1955 г. на ней было

представлено от Белоруссии 9 районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92

животноводческие фермы, 105 опытных станций и других хозяйств, 10 970

передовиков производства. Важной формой изучения передового опыта являлась

проводившаяся на местах агрозоотехническая учеба.[1]

За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на

20,8%, а по сравнению с 1953 г. - на 36,5%. Около половины хозяйств БССР

собрали урожай зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году

таких хозяйств было всего 6%, валовой сбор картофеля увеличился по

сравнению с 1953 г. на 39%.[1]

Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по

заготовкам и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока,

шерсти, яиц и других сельскохозяйственных продуктов. По производству

льноволокна республика вышла на второе место в СССР, молока и картофеля -

на третье место, мяса и животного масла - на четвертое место.

Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций.

К концу 1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных

станций 156 РТС и 80 отделений РТС. К этому же времени 84% колхозов и

совхозов республики приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых

комбайнов, 16,5 тыс. тракторных плугов и большое количество другой

сельскохозяйственной техники.[4]

Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с

1953 г. валовая продукция сельского хозяйства БССР возросла на 36%,

среднегодовые темпы ее роста составили 6,1%, или вдвое выше, чем за три

предыдущих года. Посевные площади значительно расширились и превзошли

довоенный уровень. В 1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы

стали больше производить зерна, картофеля, технических культур. Валовой

сбор озимой ржи, например, увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т.,

льноволокна - с 20,4 тыс. до 88 тыс. т., силосных культур - с 222 тыс. до

4193 тыс. т. и т.д. Это свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная

система производства еще имела резервы для своего дальнейшего развития и

поэтому было необходимо избавить ее от чрезмерной регламентации.

Требовались новые реформы. Но вместо них было сделано много беспочвенных и

субъективистских ошибок в управлении сельским хозяйством, что отрицательно

сказалось на его развитии.[4]

В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и

возрастает их себестоимость. Это было связано, прежде всего, с изменением в

структуре севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к

климатическим условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки.

В 1957 г. начинается искусственная сверхпрограмма - догнать и перегнать США

по производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой

базы животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства. На

положение сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов

в совхозы, ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления,

слабым использованием достижений науки, это определило медленный рост

сельского хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался,

темпы роста были ниже запланированных.

Заключение.

Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты

руководства и объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду

населения Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно

улучшалось.

Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в

августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о

сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры

поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на

сельскохозяйственные продукты. В 1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма

сельхозналога в республике уменьшилась почти втрое. С января 1958 г.

хозяйства рабочих, колхозников и служащих были освобождены от обязательных

поставок государству сельскохозяйственных продуктов. Изменения налоговой

политики имели важное социально-экономическое значение, ибо они

способствовали укреплению общественного хозяйства, росту доходов

колхозников. В 1958 г. реальные доходы крестьян в расчете на одного

работающего превзошли уровень 1940 г. более, чем в 2 раза.

За 1956-1958 гг. в республике был выполнен большой объем жилищного

строительства, за счет государственных капиталовложений сдано в

эксплуатацию 2,5 млн. кв. м площади. К концу 1958 г. города уже имели

жилищного фонда значительно больше, чем до войны. Всего за 1951-1958 гг. в

республике было возведено 14099 тыс. кв. м общей жилой площади.

Практически все отрасли восстановленного народного хозяйства получили

развитие, значительно вырос и укрепился экономический потенциал республики,

улучшилось территориальное размещение производительных сил. Благодаря

самоотверженному труду белорусского народа белорусская индустрия по объему

выпускаемой продукции, технической оснащенности предприятий и другим

показателям оставила далеко позади довоенный уровень развития, увеличился

удельный вес республики в общесоюзном промышленном производстве.

Крестьянство настойчиво боролось за подъем сельского хозяйства, за

увеличение производства продукции земледелия и животноводства. Успехи

экономического развития позволили заметно поднять уровень материального

благосостояния населения.

Результатом развития народного хозяйства БССР в 50-е годы явилось

создание крупного территориально-отраслевого комплекса. Однако в это же

время впервые проявилось резкое обострение противоречий между директивным

управлением, которое сковывало творческую инициативу и активность

населения, и необходимость их развития. Производство средств производства

намного опережало производство предметов потребления и все больше

превращалось в производство ради производства. К тому же, этот крупный

республиканский комплекс создавался фактически без учета возможности

использования местного сырья и был поставлен в полную зависимость от его

внешних поставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Белорусской ССР. - Минск, 1977.

2. Доунар-Запольскi М.. Гiсторыя Беларусi. - Минск, 1994.

3. Пекарский А.С., Тарасенко Н.И. История Белорусской ССР. - Минск: Наука и

техника, 1997.

4. Нарысы гiсторыi Беларусi. - Минск, 1995.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены