рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
История природы и история человечества

История природы и история человечества

Тема № 30:

“История природы и история человечества”

ПЛАН.

1. Природа - универсум, охватывающая все сущее.

2. Историческое развитие представлений о природе.

3. Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.

4. Географическая среда - зона обитания человека.

5. Сфера всего живого - биосфера.

6. Ноосфера - ступень развития биосферы.

7. Создание “второй природы”.

8. Экологические проблемы.

9. Осознание человечества, как единого целого с природой.

Список использованной литературы:

1. Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р Фролова С.М.- М.:

1989г.

2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.

3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы./ Воронович

Б.А. - М.: 1982г.

4. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину

его изменяющегося взаимодействия с природой.

Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в

том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в

этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это

материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка

этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,

изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся

природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных

философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся

доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся

хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и

организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в

согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой

христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась

как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку

только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более

того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть

или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение

Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это

служило оправданием для негативного отношения к природе и даже

обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла

стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для

себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму

средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее

развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо

утверждал, что переход человека от природного естественного начала к

социальному является источником всех наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,

существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась

постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во

взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения

формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным

пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и

социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие

общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным

социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе

потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое

закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,

человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных

законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в

человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне

активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,

навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к

поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”

традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление

и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив

придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе

предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,

являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков

производственных отношений.

Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,

процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,

Соч., том 23, стр.188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,

обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью

более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей

спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -

географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения

его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло

окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,

как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство

ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только

переместил в другие климатические условия различные виды растений и

животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается

развитием материального производства, науки и техники, общественных

потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу

нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение

рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок

географической среды. Если лишить современную географическую среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество

в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек

геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на

развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как

условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив,

препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой

определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы

средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная

пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и

не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда,

как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное

влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической

средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего

живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть

земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В

результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне

дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а

будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной

и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие

преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы

приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению

новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо

растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество -

часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера

биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в

связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому

качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,

разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не

отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития

биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и

всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она

предполагает не только использование достижений наук, но и разумное

сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы

отношения к природе - родному дому человечества.

Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и

есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его

населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее

закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с

целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”..

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный

характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его

собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с

естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй

природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,

человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.

Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается

зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного

использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне

динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов

приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа

зависит от него.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в

результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло

предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому

существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и

загрязнения среды его обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним

части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.

“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его

тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,

чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с

природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека

и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.

92).

“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим

параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя

природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это не просто

“часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с

другими элементами и частями, составляющими некоторое динамически

противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества и

природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической

проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская

проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений

температурного баланса.

Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к

необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника -

человек - биосфера”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человека иного способа мышления, новой формы его самосознания -

экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно

осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены