рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефераты Полиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Формирование экономического развития Японии

Формирование экономического развития Японии

Глава I

Реформы американской оккупационной администрации и их влияние на

последующее развитие Японии.

В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был

установлен американский оккупационный режим. Своеобразие этапа оккупации в

послевоенной истории Японии заключался в том, что хотя верховная власть в

государстве находилась в руках американской оккупационной армии, её

командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту

власть не непосредственно, а через японское правительство.

В первый период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и

демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями

Дальневосточной комиссии. Так, например, была проведена чистка в

правительственном аппарате, бизнесе, образовании, в результате которой было

уволено 200 тыс. человек. Кроме того в Токио был утвержден трибунал по

военным преступлениям.[1] В ходе судебных разбирательств было осуждено 28

главных военных преступников.[2] Так же был проведен ряд важных реформ,

главными из которых являлись новая конституция, воплотившая принцип

суверенной власти народа и законодательно закрепившая мирный характер

внешней политики страны. Что касается сферы экономики, то можно отменить

статью 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть

израсходованы, и не какие государственные денежные обязательства не могут

быть приняты иначе как по решению Парламента»[3]. Это должно было

способствовать демократизации в экономической сфере. Кроме того, была

признана свобода деятельности политических партий, профсоюзов, крестьянских

союзов и др. массовых организаций; женщины были официально уравнены в

правах с мужчинами.[4] Реформы этого периода нанесли ощутимый удар по

феодальным пережиткам в стране. Из военно – феодальной абсолютистской

монархии Япония была превращена в конституционную монархию, в государство,

по своему социально – политическому характеру близкое развитым

капиталистическим странам запада.

Надо отметить, что в период оккупации Японии делится на два этапа. На

первом(1945-47 гг.), американская оккупационная администрация, наряду с

проведением демократических реформ, стремилась к ослаблению Японии как

своего конкурента в Азиатско – тихоокеанском регионе. Но с 1948 г. ситуация

изменяется. Это связано прежде всего с изменением международной обстановки,

с обострением отношений между СССР и США, набирающей обороты «холодной

войны». К 1949г. в Китае в гражданской войне чаша весов окончательно

склоняется на сторону коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном. В

этой обстановке Япония остаётся главным форпостом США на Дальнем Востоке.

Важную роль, способствующую изменению политики США в Японии, сыграла и

война в Корее 1950-1953гг., в ходе которой Япония становится главной

военной базой американцев в этом регионе. США начинают вкладывать деньги в

японскую промышленность, видя в Японии одного из главных своих союзников на

Дальнем Востоке.

Оккупация Японии завершается в апреле 1952г., после вступления в силу

Сан – Францисского мирного договора, в котором говорилось, что «все

оккупационные войска Союзных Держав будут выведены из Японии… не позднее

чем через 90 дней после вступления в силу настоящего Договора…»[5] Однако

на следующий день после подписания мирного договора был подписан Японо –

американский договор о безопасности, который также вступил в силу в апреле

1952г. Этот договор предусматривал, что «Япония предоставляет, и

Соединенные Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и

настоящего договора право размещать наземные, воздушные и морские силы в

Японии и вблизи неё.»[6] Таким образом, США сохранили своё военное

присутствие в Японии.

Как уже отмечалось выше, в отличии от оккупации Германии, в

результате которой ее правительство было распущено и управление страной

осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими союзную

военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили

старый государственный аппарат во главе с японским императором. Вместе с

тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в

свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все

органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного

бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

11 октября 1945г. генерал Макартур, глава оккупационной

администрации, направил японскому правительству директиву о проведении пяти

крупных реформ предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о

демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнение в

правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о

замораживании собственности головных держательских компаний (дзайбацу) и

императорского дома, о роспуске дзайбацу. В ноябре были опубликованы

меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отдалении

религии синто от государства.[7]

В декабре 1945г. был опубликован закон о профсоюзах (вступил в силу 1

марта 1946г.) впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том

числе работникам государственных учреждений и предприятий, право на

организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон

предусматривал участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и

увольнении, предоставление нанимателями помещений для профсоюзного

аппарата, выплату заработной платы освобожденным профсоюзным работникам.[8]

Все эти мероприятия проводились в тяжелейших экономических условиях,

в которых оказалась Япония после войны. Страна потеряла 44% своих прежних

владений, на которые в 1937г. приходилось 23,8% общего объема импорта в

метрополию. До окончания войны под государством Японии находились

территории, богатые рисом, сахаром, бобами, древесиной, золотом, железной

рудой, каменным углем. В 1937г. на владения Японии и на оккупированный

северо – восточный Китай приходилось 59,3% японского экспорта и 41,7%

импорта.[9]

Уровень промышленного производства, достигший во время войны

(1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В

течении первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по

темпам восстановления промышленного производства. Промышленное производство

Японии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.[10]

Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения

сельскохозяйственных земель были сильно разрушены. Военные потери составили

2 млн. 800 тыс человек убитыми, но численность населения увеличилась на

100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний.[11] Всё это

сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции,

бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками

изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих

более чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания,

даже поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских

военнослужащих.[12]

Американская администрация в этих условиях провела либерализацию цен,

стабилизировала бюджет и ввела фиксированный валютный курс. Также

первоочередной задачей для американцев стала программа демонополизации

экономики, которая включала роспуск довоенных концернов во главе с

семейными холдингами (дзайбацу), как уже отмечалось выше путем широкой

распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия

антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в ром, чтобы

ликвидировать чрезмерную концепцию экономической мощи и усилить рыночную

конкуренцию.[13] Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси,

Сумимото, Ясуда. Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие

ценные бумаги подлежали распродаже преимущественно служащим компаний.[14]

Еще в начале 1946г. из США в Японию была направлена правительственная

комиссия, перед которой была поставлена задача – познакомиться со

структурой и характером деятельности концернов. Вот какие были сделаны

комиссией выводы о характерных особенностях монополистических концернов:

«Когда торговая компания Мицубиси (или любая другая японская корпорация)

создаёт дочернюю компанию и предлагает часть ее акций публике, она не

считает необходимым раскрыть факт, что между нею и этой дочерней компанией

существует контакт, по которому вся продукция последней будет поступать к

торговой компании».[15] Характерным для дзайбацу было и сращивание головных

банков и головных компаний: «в каждой группе дзайбацу… внушительный пакет

акций главного банка находится в руках соответствующей головной компании. В

случае с подконтрольным Мицуи банком Тайкоку 22% акций находятся в руках

головной компании или совместном владении членов семьи У банка Сумитомо 25%

акций находятся в руках головной компании, у банка Мицубмсм – 30%, у банка

Ясуда – 30%. Пакеты акцийй семейства дзайбацу в их главных финансовых

институтах подкрепляются добавочными пакетами таких акций в портфелях

подконтрольных им компаний.»[16]

В результате в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о

запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о

запрещении чрезмерной концентрации экономической мощи была произведена

деперсонификация собственности. Эти законы запрещали создание головных

держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а

также владение более чем 25%акций других компаний.[17] Однако на практике

меры по полной ликвидации были приняты лишь в отношении 10 крупнейших

дзайбацу, а приказ о кардинальной перестройке своей деятельности получили

лишь 18 компаний. И тем не менее в результате такого разделения предприятий

концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли.[18]

Следующей важной реформой, оказавшей значительное влияние на

дальнейшее развитие Японии, была аграрная реформа. Это была радикальная

реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что

привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров.[19]

Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо

– американский. В итоге в жизнь был проведен англо – американский проект.

Японское правительство руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со

штабом Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной

системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной

реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности

Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не

менял. В результате «положение о завершении реформы земельной системы было

утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого

положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проєкт

«Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян – собственников», а

также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении

сельскохозяйственных земель» 1938г.

14 августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй

земельной реформы, а 21 октября 1946г оба законопроекта без поправок были

приняты парламентом.[20] По новому закону размер земельной собственности

ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо – 12 тё). Остальная помещичья

земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей преимущественно обрабатывающим

ее арендатором.[21] Таким образом, земельная реформа была проведена в два

этапа. В то же время, необходимо отметить, что леса, луга, пастбища и

пустоши выкупу не подлежали, также как и общественные земли,

предоставленные деревням для совместной обработки, земли

сельскохозяйственных объединений и земли, признанные земельными комитетами

непригодными для создания собственнических хозяйств вследствие их низкой

урожайности.[22]

К концу 1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К

концу 1949г. реформа была практически завершена, на аренде оставалось

только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась на

31% в 1941г. до 70% в 1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г.

приняли закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль за

рынком сельхозугодий. [23]

Среди других реформ большое значение введение в 1947г. Нового

трудового законодательства, установившего 8- часовой рабочий день, систему

оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков.[24]

В целом, если говорить о японской экономике в первые послевоенные

годы, то надо отметить, что производственно – техническая база

промышленности мало пострадала от военных действий . Но наибольшее

сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности –

текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где

десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их

оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности.

Так, по данным бюро экономической стабилизации, созданного в августе

1946г., производственные мощности в легкой промышленности августе 1945г. по

сравнению с 1937г. значительно сократились. В хлопчатобумажной

промышленности они составляли по числу веретен – 19%, по количеству ткацких

станков – 31%, в шерстяном производстве ( по количеству веретен) – 24%, в

шелкомотальном производстве по выпуску продукции – 16%.[25]

В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после

окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи- с развития

производства (концепция восстановления через производство) или подавления

инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого

варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении

сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию

экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам

ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на

оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление

оккупированных территорий). По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию

продовольствие, удобрения и другие товары. Поступления от реализации этих и

других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и

использовались преимущественно для финансирования монополистических

предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в

Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл.[26]

Что касается роли государства, то в условиях первого этапа развития

экономики в послевоенный период административное регулирование диктовалось

острыми диспропорциями, несбалансированностью производства и рынка,

сопровождавшимися интенсивной инфляцией. Этот этап завершился примерно в

1951-1952гг. Но и в дальнейшем, когда рыночная несбалансированность была

преодолена, государство не спешило отказываться от прямого регулирования.

[27] В самые первые послевоенные годы у японских властей не осталось ничего

другого, как обратиться к прямому контролю по образу военных лет. На первых

порах, на условиях хозяйственного коллапса, идея восстановления прямого

контроля получила поддержку оккупационных властей в качестве системы

стабилизации при нарастающей политической нестабильности. Были введены

фиксированные цены на уголь, газ, черные металлы, хлопок, соду, тарифы на

электроэнергию и основные потребительские товары. Было введено прямое

распределение ресурсов, в городах – карточная система для потребителей на

64 вида товаров.[28] Япония в своём развитии широко использовала

своеобразную концепцию «планово – рыночной» экономики. Здесь не пошли на

отказ от политики мощного государственного, в том числе и административного

регулирования, на том основании, что она носит в себе элементы планового

начала, такие как ранжирование приоритетов, целенаправленные льготы,

концентрация ресурсов на стратегических направлениях. Был выработан и

успешно применялся набор методов воздействия на решения предпринимателей о

вложении ресурсов в развертывание одних отраслей, при свертывании других.

Эти методы не подменяли рыночный механизм, а поддерживали, дополняли и

корректировали его функционирование.[29]

Главным органом правительства, через который оно проводило меры,

направленные на возрождение экономики, стало МИТИ (Министерство торговли и

промышленности). После роспуска дзайбацу МИТИ направило все усилия на то,

чтобы не дать разрушить коммерческие банки и максимально использовать их

для поддержки и развития производства (в русле решения этих задач

направлялась и деятельность таких государственных организаций, как

центральный банк и министерство финансов). В Японии, где финансирование

промышленности на 2/3 зависело от банковских займов, МИТИ свою задачу

видело в том, чтобы не дать развернуться спекулятивному финансовому

капиталу и максимально снизить цену капитала. Под его воздействием

крупнейшие из коммерческих банков давали относительно дешевые займы

промышленности из средств, полученных из центрального банка по пониженному

учетному проценту; государство в целом выступало гарантом всех займов. В

1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через который

пошли займы на восстановление производства в приоритетных отраслях.[30]

Действительно, первой мерой промышленной политики, которая была претворена

в жизнь в условиях экономического упадка, явилась система приоритетного

развития отраслей, играющих ключевую роль в обеспечении общего расширения

производства. Речь шла о том, чтобы в ситуации, когда прекратились поставки

сырья по импорту и когда в связи с сохранением государственного контроля

над экономикой не срабатывал пока в полной мере рыночный механизм,

сосредоточить внимание на двух ключевых отраслях – добыче угля и

металлургии, создать цепочку взаимного стимулирования расширения

производства в обеих отраслях. Эффект расширения производства затем, по

замыслу должен был мультипликативно распространиться и на другие отрасли

народного хозяйства.[31] В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов

госбюджета Японии шло на операционные расходы, структурную перестройку

экономики в целях ее демилитаризации. Эти расходы проводились, несмотря на

их серьезное инфляционное воздействие; а в итоге, к 1949г. производство в

Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях, например в угольной

и металлургии и на все 100%. Именно восстановленное производство составило

одну из опор, которая помогла стране затем выдержать жесточайшую

дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа».

Название «линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля

1949г. по июль 1952г.(который также можно назвать вторым этапом оккупации

Японии американскими войсками.) . Этот период характеризуется

либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа. Были

сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949г. с положительным сальдо,

проведен ряд других мер.[32] Связанно это было с переходом США к курсу на

укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии. Вашингтон

стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики. С начала

1949г. оккупационные власти и правительство Японии приступили к

осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал,

как уже отмечалось выше, сбалансирование государственного бюджета путем

увеличения налогов и ограничения субсидий, а также стабилизацию заработной

платы, установление контроля над ценами.

В ноябре 1948г. был принят закон о трудовых отношениях на

государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий

было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на

ведение коллективных переговоров.[33]

До 1949г. восстановление экономики Японии шло медленнее, чем в

странах Западной Европы, пострадавших в результате второй мировой войны. Но

с началом проведения «линии Доджа» ситуация заметно меняется. В мае 1949г.

американские власти заявили о полном прекращении демонтажных работ и

изъятии военных предприятий из репарационных списков. Одновременно были

сняты ранее введенные американскими властями ограничения уровня

производства в ряде отраслей японской промышленности и запрет на импорт

железной руды, нефти, бокситов. [34]

Сама «линия Доджа» получила название по фамилии американского

финансиста Доджа, который и разработал проект государственного бюджета

Японии на 1949 финансовый год. Додж также предлагал ликвидировать такие

государственные субсидии, как субсидии на поддержание цен и восстановление

производства важнейших видов продукции. Безвозмездные государственные

субсидии должны были быть заменены коммерческими банковскими кредитами.

Главный же путь повышения государственных доходов Додж видел в крупном (на

62%) повышении налогов.

По рекомендации Доджа были внесены изменения и в систему американской

экономической помощи Японии – был создан «эквивалентный фонд»,

пополнявшийся средствами от продажи в Японии американских товаров, которые

поставлялись в порядке помощи. Этот фонд был предназначен для долгосрочного

кредитования крупных компаний под контролем оккупационных властей.

В целях сокращения американской помощи были приняты меры по

расширению экспорта, как уже отмечалось выше, и уменьшению пассивного

сальдо внешнеторгового баланса Японии. Был установлен твёрдый обменный

курс в соотношении 360 иен за 1 доллар США.[35] Важной частью «линии Доджа»

была осуществленная в 1949 г. реформа налоговой системы Японии, проект

которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом.

Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях «преодоления инфляции и

стабилизации экономики». Одновременно произошло перераспределение

налогового бремени - снижены налоги на корпорации путём переоценки

стоимости постоянного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт

увеличения налогообложения трудящихся.

Тем самым были созданы благоприятные условия для ускоренного

накопления капитала и повышения темпов экономического роста. Однако

начавшийся рост экономики имел узкую базу, поскольку покупательский спрос

широких слоёв населения был весьма ограниченным. Более того отмена

государственных субсидий на стабилизацию цен привела к их быстрому росту,

ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых

обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки

производства в этих условия привели к его «рационализации»,

сопровождавшейся интенсификацией труда, массовыми увольнениями, снижением

заработной платы.[36] Но здесь нельзя не отметить такой момент.

Послевоенные экономические трудности были неизбежны. Вопрос заключался в

том, на кого переложить их основное бремя. Японское правительство делало

всё, чтобы стабилизация была оплачена, главным образом богатыми. Была

заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества.[37]

Таким образом, в 1949г. в Японии была успешно проведена «шоковая

терапия». Однако при снятии контроля над частной хозяйственной

деятельностью внутри страны был сохранен, на базе введения единого твердого

курса иены к доллару, жесткий контрольнад всей системой внешних расчётов

(т.е. по существу «шоковая терапия»не была распространена на эту сферу).

Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми

передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом

и вывозом капитала. Фактически, экономическая граница была закрыта и для

Японии и для иностранцев; с этой целью были приняты закон о контроле над

валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об иностранном

капитале (1950г.) американские оккупационные власти одобрили эти законы в

качестве временных, но они действовали 30 лет до частичной ревизии первого

и отменены второго. [38]

Важным событием для Японии, в особенности для ее экономического

развития, стала корейская война 1950-53гг. С началом войны в Корее японская

экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный

состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным

образом для личного потребления. [39] Резко возросший спрос на вооружение и

военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал

военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американских

«спец заказов» в 1950-1953гг.достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили

Японии покрыть внешне торговый дифицит и расширить импорт сырья. [40]

Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход

мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического

отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет

репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли

ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949-

1951гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора

раза.[41] В 1950г. промышленное производство Японии составило 83,6% от

уровня 1934-1936гг. , а в 1951г. превзошло его на 14,4%.[42]

Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше,

чем в период 1945-1949гг.[43]

Таким образом, подводя итоги можно отметить, что американские

оккупационные власти провели широкую демократизацию общественно –

политического устройства Японии. Ее наиболее важными проявлениями были

утверждение многопартийной системы, формирование независимых профсоюзных

объединений, существенное ограничение полномочий государственного аппарата

и подчинение всей его деятельности жестким нормам законов, ответственность

правительства перед парламентом в условиях небывалой гласности, а также

отстранения от участия в общественной жизни одиозных фигур прежнего режима.

Эти поистине тектонические сдвиги неизмеримо усилили в глазах

государства и предпринимательского сообщества роль гибкого социального

маневрирования с неизбежными компромиссами, уступками, мягкой

идеологической обработкой. [44]

В тоже время, необходимо отметить, что американцы стремясь

демократизировать в Японии все внутренние структуры, чтобы не допустить

возрождения тоталитаризма сослужили добрую службу японскому феномену.

Разумеется, эта услуга не только американцев. Жестокое поражение в войне

создало благоприятную почву для перемен. Но все же послевоенные реформы в

Японии, проведенные американцами можно прировнять по глубине социально –

экономических и политических преобразований к революции. Специфической, но

революции. Все мероприятия американцев в Японии осуществлялись через

местную администрацию, которая служила своего рода «ситом». Это позволило

японцам определить пропорции между традиционными и современными

структурами, «переварить» реформы таким образом, что остался нетронутым

культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее

болезненный переход общества от одного состояния к другому.[45]

В целом, если говорить о японской экономике, то ограничения

наложенные на побежденную в войне Японию, несомненно, придали специфический

характер послевоенному экономическому восстановлению. Перевод хозяйства на

мирные рельсы с рентабельным использованием наличных производственных

мощностей , с реализацией планов прибыльного промышленного строительства

оказался как никогда ранее прочно привязанным к налаживанию выпуска

гражданской продукции вообще и предметов личного потребления в особенности.

[46]

Таким образом, реформы американской оккупационной администрации

оказали значительное, если не определяющее влияние на последующее развитие

Японии, способствовав демократизации и либерализации экономики, ее

дальнейшему динамическому развитию, заложив фундамент для японского

«экономического чуда».

-----------------------

[1] The Oxford history of twentieth century/ Ed. by Michael Howard and Wm.

Roger Louis – Oxford, New York:Oxford University Press, 1998 – p. 206

[2] История Японии (1945-1975). – М., 1978. С. 10

[3] Конституция Японии // Конституции зарубежных государств. – М., 2001. –

с. 391

[4] Кутаков Л. М. Очерки новейшей истории Япони 1918-1963.- М., 1965. – с.

102

[5] Договор в Сан – Франциско// Хрестоматия по новейшей истории.- М., 1961.-

с. 75

[6] Договор о гарантии безопасности между Японией и Соединенными Штатами

Америки// Вербицкий С. И. Японо – американский военно – политический союз.-

М., 1972. С.- 271

[7] Кузнецов Ю. Д. Навлицкая Г. Б. Сырицин И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 351

[8] История Японии (1945-1975). – М., 1978.- с. 15

[9] Экономические и политические проблемы современной Японии .-М., 1963. –

с. 11

[10] История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 20

[11] Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.// МЭМО. – 2001. –

с. 109

[12] Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. –

1999. - №9. – с. 84

[13] Леонтьева Е. Япония…// МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109

[14] Кузнецов Ю.Д. Навлицкая Т. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 298

[15] Отсутствие в японском акционерном праве ограничительных норм//

японские концерны. – М., 1950. – с.70

[16] Финансовые институты и дзайбацу // японские концерны. – М., 1950. – с.

89

[17] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии.-М.,

1988. – с. 298

[18] Енэмура Н.,Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании

экономики // ВЭ. – 1992. - №11. – с. 85

[19] Леонтьева Е. Япония…//МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109

[20] Попов В. А. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после

второй мировой войны. – М., 1959. – с. 69

[21] Кутаков А. Н. очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – М., 1965. –

с. 113

[22] Попов В. А. Формирование социально – экономической структуры японской

деревни. – М. – 1987. – с.105

[23] Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки

//ВЭ. – 1994. - №4. – с. 93

[24] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. , Сырицын И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 298

[25] История Японии (1945-1975) – М.. 1978. – с. 15

[26] История Японии (1945-1975) – М., 1978. – с. 10

[27] Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии//

Российский экономический журнал. – 1992. - №10. – с. 92

[28] Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная

Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с.8

[29] Там же. – с. 11

[30] Там же. – с. 12

[31] Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии…// ВЭ. – 1992. -

№11. – с.82

[32] Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа… // ВЭ. –

1994. - №4. – с. 95

[33] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 301

[34] Динкевич А. И. , Барышникова О. Г. Промышленность Японии в

послевоенный период (1945-1956гг.)-М., 1958. – с. 19

[35] Кутаков Л. Н. Очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – с. 120

[36] История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 21

[37] Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: опыт и уроки

// ВЭ. – 1994. - №4. – с. 98

[38] Никитин С. М. Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная

Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с. 11

[39] Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный

период (1945-1956гг.) – М., 1958. – с.

[40] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 305

[41] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 305

[42] Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный

период (1945-1956гг.). – М., 1958. – с. 20

[43] Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М.,

1988. – с. 306

[44] Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. –

1999. - №9. – с. 84

[45] Исторический опыт Японии: в чем специфика? //Азия и Африка сегодня. –

1990. - №10. – с.33

[46] Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. –

1999. - №9. – с. 84

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены