Распутиниада: большая политическая игра . Реферат.
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
\"Распутиниада\":
большая политическая игра .
Реферат по истории отечества
студента 2-го курса заочной ф/о
группы № 143 Шевцова А . В .
Москва 2002
План :
* Введение .
* Компрометация власти - условие её краха .
* Тобольский Заратустра .
* Творимая легенда .
* Оппозиция атакует власть .
* Созревание заговора .
* Убийство .
* \"Теперь всё дозволено\" .
* После Распутина .
* * *
История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц ,
проявивших себя в делах государственного управления , в военных баталиях ,
на ниве общественного
служения , в областях культурного созидания . Выдающийся русский мыслитель
П . Я . Ча-
адаев как-то заметил , что история - ключ к пониманию народов .
Прикоснуться к прошло-
му - значит познать судьбу своего народа и страны в неумолимом ,
необозримом и нераз-
рывном потоке времён . В великой летописи минувшего было всякое : успехи и
триумфы
чередовались с поражениями и кризисами , величие человеческих замыслов и
поступков
соседствовало с низостью и корыстью , роскошь и изысканность переплетались
с невежес-
твом и отсталостью . Всё это вместе взятое создавало противоречивую и
красочную карти-
ну . Много в старой России было тёмного и загадочного , что привлекало
пристальный ин-
терес и современников , и потомков .
Одной из мистических тайн русской истории был Григорий Распутин , мрачный
образ которого навсегда запечатлелся в финальных сценах монархии , ушедшей
в небытие после
отречения от престола последнего императора 2 марта 1917 года . Распутина
клеймили при
жизни , высмеивали после смерти , но этот человек-демон , человек-символ
до конца не раз-
гадан до сих пор . Его нельзя понять в отрыве от эпохи , от тех условий ,
в которых , по
мнению многих , это \"исчадие ада\" проявило себя . Писательница и поэтесса
З. Гиппиус спра-
ведливо писала , что Распутин как личность зауряден . Лишь как тип он
глубоко интересен.
Феноме Распутина сделели фатальным время и место . Его породила эпоха
кризисов и ка-
нунов , и он навсегда остался её отпечатком .
О \"последнем временщике последнего царя\" писали много и часто.Загадочный ,
фееричес-
кий взлёт к самым вершинам власти огромной империи простого ,
необразованного и не-
воспитанного мужика будоражил воображение , давал пищу самой богатой
фантазии у мно-
гих людей , стремившихся разгадать и объяснить причины крушения
императорской России.
Это интересовало не только тех , кто происхождением и судьбой был связан
со страной и
чья жизнь была затронута , а часто и перевёрнута революционными
потрясениями . Распутин-
ская тема интересовала и иностранцев : и потому , что здесь виделась
возможность постичь
\"загадочность русской души\" , и потому , что события 1917 г. и последующих
лет в той или
иной степени отразались на жизни всего мирового сообщества . \" До сих пор
можно услы-
шать , что Григорий Распутин был чуть ли не \"подлинным царём\" России и,
если бы его не убили в декабре 1916 г., наша история выглядела бы сегодня
совершенно иначе . Однако это миф , вернее , отголоски мифа , созданного
противниками последних Романовых Распутин лично не только не играл
сколько-нибудь самостоятельной политической роли , но нет данных ,
свидетельствующих о том , что он пытался играть её . Вместе с тем теперь в
литературе заметна и другая крайность , исходящая от новоявленных
монархистов . Распутин изображается неким \"человеком и народа\" ,
бесконечно преданным царской чете и чуть ли не невинной жертвой
политического безумия , охватившего Россию Но это тоже миф , как и миф о
\"Распутине-царе\". Распутин был просто использован силами , боровшимися за
влияние и власть , - крайне правыми и либеральной оппозицией . Они-то и
превратили его в политическую фигуру , сыгравшую в судьбе российской
монархии поистине роковую роль \". Иоффе Генрих Зиновьевич , доктор
исторических наук ( Канада ).
Одним из таких сочинений является книга Рене Фюлоп-Миллера \"Святой демон
Распутин\"
вышедшая в 1927 г. в Лейпциге . Автор сам ничего не исследовал . Основу
книги состави-
ли сведения из многочисленных публикаций на распутинскую тему , широким
потоком
хлынувших на книжный рынок России и других стран после февраля 1917 г.
Фюлоп-Мил-
лер хорошо знаком с этими , рассчитанными большей частью на
невзыскательный вкус ско-
роспелыми поделками , на основе которых в увлекательном стиле он создаёт
своё произве-
дение , полное ярких описаний сенсационных историй .Это талантливая
литературная вариа-
ция на историческую тему , читаемая с большим интересом .Чтобы понять
степень прибли-
жённости авторской событийно-смысловой канвы к действительным реалиям того
давнего
времени , необходимо остановиться на некоторых важных коллизиях и фактах ,
без знания
которых исторически адекватно воспринимать данный текст невозможно .
Любые простые ответы в \"распутиниаде\" о многом говорят , но ничего , по
существу , не
объясняют . Эта тема не стала ещё объектом специального изучения , а
бытующие оценки и суждения , многие из которых читатель встретит в данной
книге , не подтверждены на-
дёжными документальными свидетельствами .Здесь чаще , чем где бы то ни
было , факты
заменены расхожими представлениями , формировавшимися в обществе ,
находившемся в истерически-апокалипсическом состоянии .Трудно найти в
отечественной истории период ,
когда так часто и с такой неумолимой категоричностью случайная и часто
откровенно тенденциозная информация становилась аргументом и бесспорным
доказательством в жес-
токой политической игре , приобретавшей характер беспощадной общественной
борьбы .
Трудно не согласиться с лейб-медиком Е.С.Боткиным , заметившим однажды ,
что если бы действительного Распутина не было , то его непременно выдумали
из кого-нибудь.При-
чём , так сказать , \"крёстными отцами\" пресловутого \"Гришки-чародея\" были
не только и
не столько радикальные и либеральные деятели , смотревшие на происходившие
события со стороны и воспринимавшие всё через призму своих политических
интересов и амбиций.
Раздуванию антираспутинской истерии в стране в особенности способствовали
те , кто до-
вольно близко стоял к трону , те , кто искренне стремился сохранить
монархический режим,
но под воздействием всеобщей напряжённости потерял способность спокойно
оценивать про-
исходящее .Коллапс власти они не связывали с кризисом системы .
Вместе с тем несомненно , что в последние годы монархи роль этого человека
была до-
статочно необычна : он являлся интимным другом царской семьи , с которым
венценосцы
общались часто , с большой радостью , в узком кругу .Такие встречи
доставляли и Николаю
II , и императрице Александре Фёдоровне душевный покой , то состояние ,
которых иными
путями и другими общениями они получить не могли . Любая авторитарная
система неиз-
бежно порождает временщиков . И вся история России полна примерами , когда
различными
путями на более или менее продолжительный срок на государственном
горизонте появля-
лись неожиданные персонажи , становясь часто действительными историческими
деятелями.
В самом факте появления Распутина у кормила власти не было ничего
уникального . Одна-
ко сама фигура этого лица была столь необычна , что затмила всех прочих .
Понять удивительный феномен Распутина невозможно , если рассматривать его
(что в большинстве случаев и делается ) вне контекста распространённых
народных представлений
о праведной жизни . Последнего императора отличала мифологизированность
сознания .
Распутинское вмешательство , часто мнимое , служило в своё время темой
оживлённых пересудов (много места этому сюжету уделено в книге
Фюлоп-Миллера). Ему приписывали
военные неудачи , им объясняли бессилие административной власти в стране .
Однако вдей-
ствительности , в отличие от распространённых суждений , влияние Распутина
никогда не
было беспредельным и в силу этого не могло стать фатальным .По его пьяной
прихоти ни-
когда не сменяли министров , и по распутинской рекомендации в одночасье не
назначались
случайные лица на высшие посты .Таких возможностей у \"царёва друга\" даже в
самые звёзд-
ные моменты его карьеры не было .Все назначения шли от царя , который ,
выслушивая мне-
ния многих о претендентах на должности , окончательные решения принимал
сам . Причём
очень многие из этих решений откровенно не нравились и даже пугали
императрицу и её
ментора . Александру Фёдоровну действительно можно , да и то с оговорками
, назвать рупо-
ром Распутина , но Николая II считать его орудием просто нельзя . В то же
время очевид-
но , что скандальный старец несомненно поспособствовал карьере ряда лиц ,
но число таких
случаев в общей массе административно-служебных перемещений было очень
невелико .
Считая Распутина другом и заступником своей семьи , последние венценосцы
были убеж-
дены , что общение с ним - их сугубо внутреннее дело . Но у царей частной
жизни быть не
может . Многое так или иначе просачивалось в публику , и отсутствие
объективной инфор-
мации способствовало рождению слухов - этих типичных атрибутов
недемократических сис-
тем . В критические моменты существования таких политических структур
сплетни иногда
приобретают просто сокрушительную силу .Особенно наглядно это проявилось
как раз в
России . Здесь монархия рухнула ,окутанная плотной пеленой самых
немыслимых домыслов
и предположений , многие из которых стали неотъемлимой частью всей
\"распутиниады\" .
Книга Фюлоп-Миллера содержит подробное жизнеописание \"Гришки Окаянного\" от
ран-
них лет и до самого конца , до той декабрьской ночи 1916 г., когда в
роскошном палаццо
князей Юсуповых в Петрограде этот человек был убит группой заговорщиков
.Следует осо-
бо подчеркнуть , что многие описываемые эпизоды жизни Распутина и
общественно-полити-
ческие события не являются буквальным отражением биографии этой личности и
реальных
исторических коллизий . В судьбе пресловутого старца очень мало надёжных
временных и
документальных ориентиров , и вплоть до появления в Петербурге она вообще
носит просто
легендарный характер . Выяснением её занялись уже в ХХ в., когда слава
загадочного пред-
сказателя и утешитиля достигла столичных гостиных и когда стали поступать
сведения о
благосклонном отношении к нему \"высочайших особ\".
На родину Распутина выезжали корреспонденты ряда столичных газет ,
публиковавших
затем сенсационные материалы . В ведущих изданиях помещались и беседы с
самим \"геро-
ем дня\". Заключённая в этих статьях и интервью информация хорошо известна
автору кни-
ги \"Святой демон Распутин\". На её основе Фюлоп-Миллер и создаёт
литературную реконст-
рукцию жизни крестьянского парня Григория из села Покровского Тюменского
уезда Тоболь-
ской губернии и излагает удивительную историю его духовного перерождения ,
происшед-
шего уже в зрелом возрасте . Не имея возможности подробно остановиться на
этих расска-
зах , заметим лишь , что здесь много таких утверждений , которые теперь
уже невозможно
ни документально подтвердить , ни обоснованно оспорить . Однако неясности
несомненно преобладают . До сих пор ,например, неизвестна даже точная дата
рождения .
При обращении к \"распутиниаде\" необходимо учитывать одно важное
обстоятельство .
Очень многие страницы биографии Распутина , особенно касающиеся первых
десятилетий его жизни , были изложены им самим . Им же публично , часто в
моменты застолья в кругу
почитателей , оглашались и удивительные собственные \"деяния\". Как человеку
необычайно тщеславному , ему несомненно льстил очевидный ажиотаж вокруг
его персоны , наблюдав-
шийся в годы его петербургского \"подвижничества\" . Он прекрасно понимал ,
что большинст-
во \"этих господ\" окружают его почётом и вниманием только потому , что он
\"царёв друг\".
Этой ролью Распутин просто упивался и не стеснялся часто подчёркивать
различным лю-
дям свою близость к монархам , живописуя своё влияние на них . Однако
удивительным яв-
ляется не сама по себе эта беспардонная болтливость , лишний раз
подчёркивающая лишь
пренебрежение \"старца\" к общепринятым нормам поведения . Поражает в
особенночти та лёгкость , с которой этим утверждениям , переходившим из
уст в уста и обраставшим всё более красочными подробностями , верили в
обществе , хотя было трудно не различить , что
эти повествования иногда носили характер бесцеремонных россказней . Как
это ни странно,
но многие подданные российской короны , обвиняя постоянно царя и особенно
царицу в не-
допустимой вере \"пьяному и развратному мужику\" , сами в известном смысле
стали жерт-
вами его , принимая слово за дело .
Главным стержнем всей \"распутиниады\" несомненно была мистическая связь
между си-
бирским проповедником и царской семьёй . В силу этого необходимо
внимательно и вдум-
чиво оценивать приводимые Фюлоп-Миллером утверждения и интерпретации
событий .Ут-
верждение о постоянных общениях между Распутиным и венценосцами в первые
годы их знакомства ничем не подтверждается , в частности , теми же
дневниковыми записями царя ,
которые в ряде случаев Фюлоп-Миллер цитирует . Вообще встречи членов
царской семьи с
Распутиным всегда происходили под покровом тайны , и на них могли
присутствовать , да и то иногда , лишь несколько особо доверенных лиц , из
которых никто никаких описаний
не оставил . Поэтому все подробности таких вечерних бдений , их характер и
атмосферу , которые красочно описывает Фюлоп-Миллер , можно считать не
более чем авторской фан-
тазией .
В значительной своей части этот сюжет некритически заимствован
Фюлоп-Миллером из скандальной книжки бывшего распутинского дружка ,
ставшего его заклятым врагом , быв-
шего иеромонаха и \"пламенного реакционера\" Илиодора ( в миру Сергей
Труфанов), под на-
званием \"Святой чёрт\", вышедшей в 1917 г. вскоре после падения монархии .
Сочинение Или-
одора - Труфанова , этого , по словам Витте , \"политического негодяя\" ,
наполненно массой бутафорски-скабрезных подробностей о роли \"дорогого
Григория\". Опус Илиодора - Труфа-
нова давно стал одним из \"краеугольных камней\" всей \"распутиниады\" ,хотя
необъективность
и разоблачительная заданность его очевидны . Из этого же более чем
сомнительного источ-
ника Фюлоп-Миллер заимствовал и воспроизвёл тексты писем царских дочерей и
Алексан-
дры Фёдоровны к их другу-утешителю , однако аутентичность этих материалов
никогде не
была подтверждена . Не вызывает никакого сомнения , что в действительности
в отношени-
ях между царицей и Распутиным не было никаких объятий . стояний на коленях
, целова-
ний рук и тому подобных вещей , ставших красочными элементами
околораспутинской ми-
фологии . Всё было на самом деле значительно сложней и драматичней .
Старая истина - сон разума порождает чудовищ -очень приложима к жизни и
судьбе пос-
ледних венценосцев . Распутин не был чудовищем , но мрачной эмблемой
угасающей импе-
раторской власти он несомненно стал . Заглянуть за кулисы последнего акта
монархической
драмы и позволяет книга Фюлоп-Миллера , которая хотя и не является
фотографическим
отражением тех событий и людей , но позволяет ощутить атмосферу
исторических канунов
и рубежей . Эту книгу следует читать , размышляя о времени , всегда помня
о том , что прош-
лое много определило и в последующем , хотя эта связь не всегда различима
.
* * *
Отчего рушатся режимы ? Вопрос представляется школьным , детским . Конечно
, от пора-
жений во внешних войнах и от внутренних ударов - революций . С войнами всё
понятно,но
что вызывает революции ? В.В.Розанов как-то заметил , что \"революции
происходят не тог-
да , когда народу тяжело . Тогда он молится \". Действительно , истории
известны долгие пе-
риоды удивительного терпения \"низов\", измученных гнётом и лишениями . Пока
власть ещё
внушает доверие , уважение , трепет , страх - всё равно ,- она так или
иначе \"держит\" устой-
чивость , даже несмотря на свои очевидные промахи и грехи . Но вот в ходе
кризиса власть
начинает искать выход из него , и наступает время перемен и некоторых
уступок \"низам\" - самый уязвимый момент для старого порядка . Именно тогда
начинается сравнение того , что
дают народу , с тем , что он требует , и с тем , что ему так легко обещают
некоторые полити-
ки . Именно тогда народ \"бьёт посуду\" и \"зажигает дом\". Наступает
революционная анархия
Российская история ХХ в. подтверждает это . В России революция всегда
\"вытекала\" из
реформ . Когда оппозиция нащупывала уязвимое место власти , а затем
выставляла его на
всеобщее обозрение ,- тогда крушение власти становилось реальным . Престиж
власти начи-
нал шататься , с неё спадали позолоченные одежды ( вернее - их сдирали ) ,
и перед всеми
обнаруживалось , что \"король-то голый\".
Флобер говорил , что святых нельзя трогать руками . На них , на руках ,
останется позо-
лота . В России , где в силу долгой исторической традиции царская власть
всегда считалась \"от Бога\" , позолота , осыпавшаяся с монарха на
мозолистые руки мужика , приводила к соци-
альному шоку . Политическая , или , хуже того , моральная , нравственная
компрометация вла-
сти - практически безотказное оружие в руках противостоящих ей сил ,
способное стать тем
детонатором , который \"взрывает\" общественное спокойствие .
Годы империалистической войны значительно ухудшили экономическое положение
России
Жизнь \"низов\" была полна лишений .И всё-таки режим , возможно , устоял бы
, как и в дру-
гих воевавших странах , если бы … Когда в февральские дни 1917 г. рабочие
и солдаты вы-
шли на улицы Петрограда , многим из них власть уже представлялась монстром
или карика-
турой . Её практически никто не хотел или уже не мог защищать … И наш
последующий
рассказ о человеке , который сделал для дискредитации царской власти едва
ли не больше
всех . Речь пойдёт о Григории Распутине .
* * *
Распутину посвящена большая историческая литература , в которой чётко
прослеживают-
ся два основных направления . Одни авторы считают , что в последние годы
существования царской России в руках этого шарлатана оказались бразды
правления всей огромной стра-
ной .
Эта версия была широко распространена и в советчской историографии . А .Я
. Аврех ,
например , считал , что в 1915 г . царица и Распутин , благословив отъезд
Николая II в Став-
ку в качестве верховного главнокомандующего , совершили что-то вроде
\"государственного
переворота\" и присвоили себе значительную часть распорядительной власти .
В качестве при-
мера А.Я. Аврех приводит их вмешательство в дела юго-западного фронта во
время насту-
пления , организованного А .А.Брусиловым . А.Я Аврех полагал , что царём
управляла цари-
ца , а царицей - Распутин . Это было признаком глубокого кризиса всей
самодержавной сис-
темы . Распутина породила \"распутинщина\" , а не наоборот .
Другие историки делают акцент на \"народности\" и \"старчестве\" Распутина ,
на его духов-
ной связи с Николаем II и Александрой Фёдоровной , отрицая вместе с тем
\"беспредельность\"
его влияния на царскую чету. А.Н.Боханов выявил , в частности , всего 11
лиц , так или ина-
че обязанных своей карьерой Распутину ( А.Н.Хвостов , А.Д.Протопопов ,
Б.В.Штюрмер и др)
Одной из последних , наиболее богато документированных работ о Распутине
является
книга Р.Бэтса \"Пшеница и плевелы . Беспристрастно о Г.Е.Распутине\" ,
вышедшая в свет в
переводе с английского в Москве в 1997 г .
О жизни Распутина до его появления в столице , до его всероссийской и даже
мировой
известности мы знаем не так уж много . Имеющиеся сведения неопределённы ,
противоречи-
вы , как это обычно бывает с теми , кто вызывает жадный интерес окружающих
. Распутин
происходил из большого села Покровское Тюменского уезда Тобольской
губернии . Родил-
ся он в 1864 или 1865 г. (значит ,\"старцу\", когда он объявился в
Петербурге , не было и 40
лет ). В Покровском жила его семья : жена Прасковья , дочери Варвара и
Матрёна (Мара) и
сын Дмитрий - по некоторым данным , не вполне нормальный ,\"блаженный\", как
его называл
сам Распутин . Пристрастившись к скитаниям по святым местам и монастырям ,
он тем не
менее не перестал заботиться о семье . Уже осев в Петербурге , выписал
туда дочерей . Ма-
ра в октябре 1917 г. вышла замуж за поручика Б.Соловьёва , потом вместе с
ним уехала в
Тюмень , где Соловьёв всё ещё играл не очень ясную роль в организации
конспиративной
связи с царской семьёй , сосланной в Тобольск . В эмиграции она была
цирковой актрисой
укротительницей ,написала мемуары об отце , в которых пыталась представить
его добрым ,
отзывчивым человеком , ставшим жертвой зависти и злобы развращённого
петербургского
общества . Скорее всего она и не знала другого Распутина .Следы других
членов семьи \"старца\"
исчезают . Скорее всего жена , дочь Варя и сын - \"блаженный\" Митька -
вернулись в Покров-
ское .
По показаниям , собранным следователем Чрезвычайной следственной комиссии
Времен-
ного правительства Ф. Смиттеном , Распутин в ранний период своей жизни -
\"человек хит-
рый , наглый , с буйно-разгульной , экспансивной натурой\" - пьянствовал ,
дрался , скверносло-
вил , воровал , за что бывал бит односельчанами и преследовался волостными
властями .
Есть много рассказов о том , как Распутин появился при царском дворе .
Сопоставляя их,
можно набросать примерно такую картину . Впервые он приехал в столицу
в1904 или 1905
году с рекомендательным письмом викария казанской епархии Хрисанфа , с
которым ноя-
вился у ректора Петербургской духовной академии епископа Сергия . Что было
в этом пись-
ме , неизвестно . Но если оно действительно существовало , можно
предположить , что пода-
тель его характеризовался как странник , побывавший во многих святых
местах и обителях,
в том числе и на Афоне , а главное - как кающийся грешник , на которого
снизошла Божья
благодать , наделившая его огромной силой воздействия на людей . Во время
встречи с Сер-
гием на Распутина , полагаю , обратил внимание инспектор (позднее ректор)
духовной акаде-
мии и духовник царской четы Феофан . Придёт время , и он будет глубоко
сожалеть , что ,
не поняв до конца \"Божьего человека\", открыл ему путь к \" подножью трона
\". Именно Фе-
офан первым представил Распутина жёнам великих князей Николая Николаевича
и Петра
Николаевича - Анастасии и Милице . Феофан знал , что обе глубоко
интересуются религиоз-
ной нравственностью , поучениями святых отцов , аскетизмом .
Впоследствии вел. кн .Николай Николаевич , стоявший у истоков
\"распутинского восхож-
дения\" . стал непримиримым врагом \"старца\". Тот отвечал ему тем же . Когда
императрица
Александра Фёдоровна заподозрила Николая Николаевича , ставшего в 1914 г.
Верховным
главнокомандующим , в желании отстранить Николая II от престола , Распутин
, по-видимому
поддерживал эти совершенно не обоснованные подозрения . Говорили , что в
ответ на прось-
бу Распутина приехать в Ставку в Барановичи Николай Николаевич ответил ему
короткой
телеграммой : \"Приезжай , повешу \".
В 1904 г. императрица Александра Фёдоровна могла считать себя счастливой .
Бог ,каза-
лось , внял её молитвам : родился наследник-цесаревич . Тем страшнее был
удар , когда вы-
яснилось , что ребёнок болен страшной болезнью - гемофилией (
наследственная болезнь -
плохая свёртываемость крови - передаётся матерью по мужской линии ) .
Легко себе предс-
тавить глубину страданий Александры Фёдоровны , посчитавшей , что Бог
карает её . Убеж-
дённость в этом должна была многократно усиливаться революционной смутой ,
в которую
стремительно втягивалась Россия . Душевные метания императрицы и природная
нерешитель-
ность императора в глазах тех , кто не забывал \"порядка\", существовавшего
при Александ-
ре III, грозили ослаблением самодержавных устоев , размываемых потоком
либеральных и
демократических идей .
Распутин , этот \"сибирский Заратустра\", вполне мог им показаться тем
человеком , кото-
рый во времена смуты способен укрепить дух царя и царицы , поддержать их в
упрочении
исконных основ русской государственности . Французский посол М.Палеолог ,
хорошо инфор-
мированный о том , что происходило в российских \"верхах\", записал в своём
дневнике сло-
ва Феофана , убеждавшего царскую чету познакомиться с Распутиным .
\"Григорий Ефимович,-
говорил он , - крестьянин , простой человек . Вашим Величествам принесёт
пользу его выс-
лушать ,потому что голос русской земли слышится из его уст …\"
Сообщения о Распутине , которые доставляли осведомители посольства , не
были прият-
ными . Господин Палеолог считал Распутина вредным шарлатаном и питал к
нему особую
ненависть за то , что он выступал за мир , и тем самым Россия предавала
Францию .
Таким образом , Распутину отдавалась роль некоего рупора русской земли ,
голоса прос-
того русского народа , свободного от \"западной порчи\" , коснувшейся
столичного общества.
Он , видимо , должен был укреплять дух колеблющегося царя в стремлении
следовать во вну-
тренней политике курсом , определяемым исторической традицией , русскими
\"национальны-
ми началами\" . Так правые силы вводили Распутина в среду идеологической и
политичес-
кой борьбы .
Способен ли был Распутин сыграть такую роль ? Несмотря на свою
малограмотность, он был далеко не заурядным человеком и отличался острым
умом , находчивостью , наблю-
дательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться . Что
касается его внеш-
ней грубости и простоты обращения , то они , несомненно , были
искусственными и имели
целью подчеркнуть его крестьянское происхождение . И это понятно : надо же
было как-то
объяснить силу его воздействия . З . Н . Гиппиус заметила : \"Ведь трудно и
стыдно признать-
ся даже себе , что вот пришёл заурядный мужичонка , сел на спину тьмы
тьмущей народу
поехал , и его покорно везут\". Гиппиус считала , что Распутин как личность
был ничтожен и зауряден : \"обыкновенный , дюжинный мужик\", каких в России
не мало .
Распутин никогда бы не приобрёл такого влияния на царскую чету и прежде
всего на Александру Фёдоровну , если бы не обладал способностью
успокаивать её , помогая наслед-
нику бороться с болезнью ,перед которой оказывалась бессильной медицина .
Для убитой го-
рем матери Распутин был спасителем Алексея . Целительные способности
Распутина - отдель-
ная тема , но есть свидетельства о его необыкновенном даре .
Распутин , думается , сразу же понял , какую карту даровала ему судьба . В
его позиции
как это следует из многих воспоминаний современников , прослеживалась
определённая \"ли-
ния\": он выдавал себя за Божьего человека - своего рода посредника между
царём и Богом
представляющего подлинную , исконную Россию . \"О мужичке думать надо , -
говорил он . -
В нём , понимаешь , вся сила . Мужичок-то благодарный , он памятливый …
Добро нужно , а
у нас скандалы . Нужны искренние слуги , а у нас только чиновники . Не
такие спасут , спа-
сут праведники…\" Такие слова ложились на душу Александре Фёдоровне и
Николаю II ,всё
более и более ощущавшим себя в политической и моральной изоляции .Следует
, однако ,со
всей определённостью подчеркнуть , что взгляды Александры Фёдоровны и
Николая II на
Распутина существенно разнились . На этот счёт имеется немало свидетельств
, в том чис-
ле и такого уважаемого человека , каким был А . Д .Самарин , занимавший
пост обер-проку-
рора Синода до конца сентября 1915 г. В июне 1915 г. он был приглашён в
Ставку , где дол-
жен был получить своё назначение . Когда Самарин приехал в Барановичи ,
некоторые ли-
ца из царской свиты взволнованно просили его поговорить с царём об
удалении Распути-
на . Министр двора В .Б . Фредерикс сказал , что он и сам пытался поднять
эту тему , но
Николай II пресёк разговор , сказав : \"Это дело семейное\". Однако другие
уверяли Самари-
на , что , если он решится затронуть \"щекотливую тему\" , успех возможен .
Состоявший в
свите граф В .Н .Орлов рассказал , что после получения доклада о
\"художествах\" Распутина
в Москве Николай II яклбы передал его конфидентке царицы фрейлине Анне
Вырубовой
сказав : \"Возьмите , прочитайте и полюбуйтесь на вашего кумира \".
При встрече с царём Самарин обусловил своё согласие принять должность
обер-проку-
рора Синода устранением Распутина . Он сказал Николаю : \"Вся Россия
находится под гнё-
том сознания , что вблизи Вас , вблизи Вашего семейства находится человек
недостойный\".
Николай II прервал его : \"Послушайте , Самарин , ведь вы признаёте Её
Величество и меня
людьми верующими?.. Как же могли мы допустить возле себя человека , такого
, каким вы
изображаете Распутина? Ведь мы не дети ?\"
Но Самарин настаивал на своём . Он говорил , что при дворе Распутин
является \"не та-
ким , каким его знает вся Россия\". Николай молчал . Потом сказал : \"Можно
было бы его
удалить из Петербурга…Но , обдумав всё , что Вы мне сказали , всё-таки
прошу Вас принять
должность обер-прокурора Святейшего Синода\".
Из воспоминаний Самарина видно , что присутствие Распутина тяготило царя .
То , что
Распутин становится важной пешкой в политической игре , царь знал . В
одном из направ-
ленных ему докладов , например , прямо указывалось , что кампания против
Распутина \"при
настоящих русских условиях политической жизни приобретает особо важное
значение и указывает на стремление создать искусственным
путём…антидинастическое движение\". По-
следние два слова Николай II при чтении подчеркнул , но , видимо , не внял
им . Почему? До
конца он всё-таки не смог оценить опасность всех политических последствий
антираспутин-
ской кампании , да и кто их вообще мог тогда оценить? В нападках на
Распутина он видел
скорее вмешательство в свою личную жизнь и не хотел огорчать жену , так
горячо уверо-
вавшую в \"старца\". Увы , у верховной власти , особенно в момент резкого
обострения всей
общественной жизни , \"семейных \" дел быть не могло . Всё тогда бросалось в
пылающий кос-
тёр яростной политической борьбы .
И тем не менее остаётся фактом : Николай II умел уходить от назойливых
давлений же-
ны , передававшей ему некоторые рекомендации \"нашего друга\". Эмигрантский
историк С.С.Ольденбург провёл интересный анализ . Он взял все советы
старца , содержащиеся в пись-
мах императрицы Николаю II , и проследил их движение . Ни один совет
выполнен не был
Распутин , конечно , знал , сколько у него врагов . И объяснял это тем ,
что говорит ца-
рю правду . Какую? Она во многом напоминала ту , которую в своё время
внушал Николаю
и Александре близкий к ним в 1901-1902 гг. французский \"магнетизёр\" и
спирит Филипп .
Западный масон и сибирский мужичок убеждали в одном и том же : нельзя
ослаблять са-
модержавную власть , нельзя давать конституцию , ибо это будет гибелью
России .
Весь имидж Распутина должен был подчеркнуть его \"народность\" , близость к
простым
людям , верящим в царя . По одним воспоминаниям , высокого , по другим -
небольшого роста
он ходил в русской подпоясанной рубахе на выпуск , в высоких сапогах ,
длинные прямые волосы обрамляли его лицо с мощными надбровными дугами ,
из-под которых смотрели глу-
боко посаженные , живые , и даже выразительные и пронзительные глаза . Он
и старался вес-
ти себя \"просто\" , по-мужичьи . Есть свидетельства , что , войдя в роль ,
он порой мог смач-
но высморкаться двумя пальцами , отрыгнуть после хорошей выпивки и закуски
. Эта народ-
ность не только не отталкивала от Распутина , но даже привлекала к нему ,
вызывала вос-
торг аристократов . Правда , люди , хорошо приглядевшиеся к Распутину , не
поддавались его
игре . Так , жандармский полковник Комиссаров , одно время приставленный к
Распутину ,
нет-нет да и говорил \"старцу\" в интимном кругу : \"Ну , да
божественность-то брось! Будем
говорить по-простому!\"
Благостное поведение Распутина продолжалось относительно недолго . Те ,
кто \"двинул\"
его в \"царские чертоги\" , рассчитывали на то , что он будет послушным
орудием в их ру-
ках , но просчитались . Избиение Распутина Епископом Гермогеном и
иеромонахом Илиодо-
ром - свидетельство того , что \"тобольский мужичок\" оказался непрост .
Распутин довольно
быстро вошёл во вкус . Началось то , что вскоре стало известно как
\"распутинщина\" : пья-
ные оргии , кутежи с цыганами , связи с тёмными дельцами и т. п. Безумный
разгул Распу-
тина с обязательной самозабвенной пляской стал притчей во языцех .
Считалось , что и тут
проявлялся подлинный \"русский характер\". С особым смаком распространялась
и муссиро-
валась версия о невероятной \"мужской силе\" старца , которая будто бы и
привлекала к не-
му в несчётном количестве женщин высшего круга . (Кстати , к разочарованию
любителей
\"клубнички\", и это являлось легендой .Врачами было установлено , что
Распутин скорее был
импотентом , чем сексуальным маньяком ). Всё это , конечно , доходило до
верховной власти.
Об отношении царя к распутинским \"художествам\" уже говорилось . А царица ?
Как она ,
после того , что ей становилось известным о далеко не \"святом\" поведении
старца , могла
оставаться непоколебимо ему приверженной ? Не только слепая материнская
вера в Распу-
тина как спасителя её ребёнка привязывала её к \"старцу\". Было , вероятно ,
и другое . Им-
ператрица имела ограниченные , но твёрдые политические воззрения . Она
была убеждена ,
что лучшая форма правления для России и русского народа - самодержавие
царя . И всё,что
исходило от противников этого принципа , она отвергала , видя в этом
происки недругов
\"Ники\" и \"бэби\" (Алексея ) . Антираспутинская волна накатывалась главным
образом из ря-
дов либеральной оппозиции , и царица старалась бескомпромиссно
противостоять ей . Сооб-
щениям , компрометирующим \"старца\" , она либо не верила , либо уверяла
себя и других ,
что Бог посылает испытание : будет ли она верна \"Божьему человеку\" даже в
том непри-
глядном виде , в каком он подчас предстаёт ? Распутин был по-мужицки
сметлив и по-му-
жицки многолик . Он знал , где и как себя вести . \"В Распутине , - писала
Гиппиус , - насто-
ящего юродства никогда не было , но юродствовал он постоянно и с большой
сметкой : со-
ображал , где сколько положить \".
Императрица слепо верила Распутину . И он умело поддерживал эту веру
\"народностью\"
смирением и благодарностью . Мало кто знает , что Распутин был философом !
В 1915 г. в
Петербурге вышла его книга с косноязычным названием \"Мои мысли и
размышления . Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им
размышления по религи-
озным вопросам \". Ч .1( он готовил и вторую ). В этом , конечно ,
проявилась не только рели-
гиозная истеричность Александры Фёдоровны , но и реальность политического
конфликта .
Чем более активно действует в своих интересах одна сторона , тем упорнее
противодейст-
вует ей другая . Круг замыкается , выхода нет…
* * *
Человеческие слабости \"Божьего человека\" не могли укрыться от внимательных
взглядов
тех , для кого собственная карьера или другие личные мотивы были превыше
всего . Умев-
ший подчинять неуравновешенных людей своему влиянию и вместе с тем
лишённый каких-
либо прочных духовных опор , Распутин постепенно превращался в пешку ,
которой двига-
ли энергичные , своекорыстные титулованные и нетитулованные политики и
интриганы .
Несмотря на многие глубокие реформы во всех областях жизни , Россия всё
ещё оста-
валась страной , где многие люди по-прежнему верили твёрдо : \"Рука\" у
власти сильнее закона ; там , где закон не сработает, \"рука\" пробьёт .
Понятно , что рука Распутина каза-
лась всемогущей . Все искали опоры , поддержки , содействия \"своему делу\".
Есть свиде-
тельства , что Распутин был отзывчивым человеком . Но одно дело те , кого
к Распутину
гнала беда , другое - высокопоставленные лица , преследовавшие иные цели .
Распутин ста-
новился настоящим \"подарком судьбы\" для тех политических сил , которые
находились в конфронтации с верховной властью . Уже в эмиграции один из
лидеров партии октябрис-
тов А . Гучков признавал , что он сознавал опасность явления по имени
Распутин . Именно
он и был одним из тех , кто являлся инициатором антираспутинской кампании
, направленной
может быть , не столько против царского трона , сколько против человека ,
который восседал
на нём . Приверженец Столыпина , он и сам рассчитывал выйти в \"первые
номера\" россий-
ской политики . В этом не было авантюризма . Гучков действительно был
крупной личностью.
В марте 1910 г. А .И .Гучков занял пост председателя III Государственной
думы ( в отс-
тавку он ушёл спустя год из-за расхождения с премьер-министром Столыпиным
в общем-
то по частному вопросу ). Через некоторое время , в начале 1912 г.
последовала его нашу-
мевшая речь в Думе . По существу это было первое публичное выступление
против \"стар-
ца\" , к тому же носившее откровенно политический характер .Эту гневную
речь в думских
кругах назвали \"ударом по алькову\". В Царском Селе такого забыть уже не
могли никогда
Если бы там вели список врагов , то под одним из первых номеров , если не
первым , стоял
бы Гучков .
Конечно , было бы неверно смотреть на антираспутинскую кампанию
исключительно как
на \"заговор\" либеральной оппозиции и тех из числа правых , кто так или
иначе поддержи-
вал её .Жёлтых газет или таких , что готовы были подхватить и
растиражировать любую сен-
сацию ради получения барыша , было более чем достаточно . Но политические
намерения Гучкова и других оппозиционных лидеров хорошо вписывались в
деловые , коммерческие
расчёты многих газетных и журнальных дельцов . Когда имя Распутина стало
объектом ши-
роких пересудов в прессе ( а это произошло в премьерство Столыпина ) ,
Николай II прис-
лал ему записку . В ней , как вспоминал управляющий комитетом по делам
печати в Депар-
таменте полиции А . Бельгорд , он писал , что \"ему , наконец , надоела
газетная травля Распу-
тина , что никому не может быть дано право вмешаться в его , государя ,
личную жизнь , и
что он требует , чтобы этому был положен конец \". В бытность свою
премьер-министрами
П . А . Столыпин и В . Коковцов , а также некоторые другие государственные
деятели выска-
зывали царю пожелание \"убрать\" Распутина , ставшего \"красной тряпкой\" для
общественности
Пожалуй , более расчётливо поступал другой премьер-министр , осторожный И
. Л . Горемы-
кин . По свидетельству помощника управляющего делами Совета министров А.
Яхонтова, он
пытался оказывать сдерживающее и смягчающее влияние на императрицу с тем ,
чтобы она
сама \"понизила\" роль Распутина . Сам Горемыкин ненавидел \"старца\" .
Разбирая почту и на-
ходя в ней бумаги с его каракулями , он брезгливо требовал убрать эту
\"гадость\". \"Не так
поступали те , кто искал поддержки и протекции\", - писал Яхонтов .
Вызванный Столыпиным , Бельгорд сказал , что это указание не может быть
выполнено из-за отмены предварительной цензуры в России . Решено было
собрать редакторов крупней-
ших газет ( \"Новое время\",\"Русское слово\",\"Гражданин\",\"Речь\" и др. ) и
повлиять на них в том смысле , чтобы они \"закрыли \" распутинскую тему .
Так некоторое время и было . В сен-
тябре 1911 г. был убит Столыпин . Его на посту министра внутренних дел
сменил А.А.Ма-
каров . В \"Русском слове\" ( вероятно , не без инициативы Гучкова )
появилась резкая статья
о \"старце\". И вновь Николай II потребовал , на сей раз от Макарова , чтобы
\"раз навсегда\"
была прекращена \"травля Распутина\". Соответствующее распоряжение пошло по
линии : гу-
бернаторы - градоначальники - приставы - околоточные - редакции . Что же
получилось ? Как
пишет Бельгорд , \"газеты подняли шум о возмутительном превышении власти
министром
внутренних дел\". Говорили , что по этому поводу уже готов запрос в
Государственной ду-
ме . Тем не менее полицейские власти пытались противостоять
антираспутинской кампании
одним из организаторов которой становились оппозиционные группы IV
Государственной
думы . Знаток революционного движения начала ХХ в. Б . И . Николаевский
утверждал , что
некоторые либеральные члены Думы , объединённые в группу , созданную по
образцу масон-
ских лож , инициировали издание скандальной брошюры Пругавина \"Старец
Леонтий\" , ра-
зоблачавшей \"похождения\" Распутина . Брошюра была конфискована и
уничтожена ( её из-
дали уже после падения монархии в 1917 г.). Уничтожены были и другие
материалы о
\"старце\" , в частноти , брошюра сотрудника \"Московских ведомостей\" А .
Новосёлова , дока-
завшего принадлежность Распутина к секте хлыстов .
Департамент полиции на протяжении многих лет ( а с начала 1916 г. и по
личному рас-
поряжению царя ) предпринимал меры по организации охраны распутина , по
полицейской
кличке - \"Русского\". В архиве Особого отдела Департамента полиции
скопились сотни выре-
зок из газет - русских и зарубежных - посвящённых Распутину .Просматривая
их , убеждаешь-
ся , как рано Распутин превратился в творимую легенду , сводившуюся к тому
, что жадный
до денег хлыст , растлитель женщин и девушек приобрёл неограниченное
влияние на царс-
кую семью , и полновластно распоряжался судьбами государства и церкви .
Эти слухи не
только циркулировали в петроградском обществе , но просачивались в армию и
в самые \"ни-
зы\" народа .
\"Распутинизм\" использовался противниками последних Романовых из числа
революцио-
неров , либералов и правых в трёх основных направлениях . Во-первых , для
личной ком-
прометации последних Романовых , особенно императрицы Александры Фёдоровны
.Тут слу-
хи ( а ничего большего просто не могло быть ) достигали подчас чудовищных
масштабов .
Двор представлялся чуть ли не клубком настоящего разврата : царица живёт с
Распутиным
Вырубова живёт с Распутиным и одновременно является любовницей царя ,
Распутин и Вы-
рубова поят царя каким-то \"зельем\", приготовленным их другом тибетским
знахарём Бадма-
евым , отчего царь теряет последние остатки воли , становится равнодушным
и даже не по-
нимает , что происходит вокруг него .( Между прочим , этой \"версией\"
впоследствии пытались
объяснить и \"безразличие\" Николая II в момент отречения от престола ) .
Распространялись
слухи о пьянстве царя . Говорили , что Распутин уже \"подбирается\" к
старшим дочерям царя и т.п. По рукам ходили \"письма\" царицы и её дочерей к
Распутину ( часть их попала в со-
чинение Илиодора \"Святой чорт\") , поддельность которых обнаруживается
\"невооружённым
взглядом\" . Эта линия \"антираспутинщины\" активно развивалась сразу после
падения монар-
хии , когда уже никто не мог , да и не хотел препятствовать
распространению грязной кле-
веты на бывшего монарха , \"объясняющей\" и оправдывавшей то , что произошло
.
Вторая и третья антираспутинские линии имели откровенно политическую
направлен-
ность . Широко циркулировали слухи и \"свидетельства\" , согласно которым
вмешательство
\"старца\" в дела государственного управления стало настолько серьёзным ,
что по его воле
назначались и смещались министры , причём действовал он в интересах неких
\"тёмных сил\"
идентифицировать которые фактически никто не мог . Хитрый и расчётливый
Распутин не
стремился опровергать эти версии : они подтверждали масштабы его влияния
на самых \"вер-
хах \".
Кого же он всё-таки \"сделал министром\" ? Если даже допустить , что
какие-то минист-
ры и были назначены с благословения \"старца\" , то можно ли считать , что
он был тем , кто
их избрал и назначил ? Вот пример с намерением назначить на пост министра
внутренних
дел нижегородского губернатора А . Н . Хвостова . По рассказу последнего ,
это было в1911г.
В Нижний Новгород приехал Распутин , был принят Хвостовым и сказал ему ,
что \"прибыл
посмотреть , каков ты\" для министерского поста . Хвостов отвечал , что это
дело опасное :
убили Сипягина , Плеве , а ему , Хвостову , тут спокойно и хорошо , к тому
же этот пост за-
нимает такой сильный человек , как Столыпин . \"Ну , и не такие дубы
ломаются\", - усмехнул-
ся Распутин . В этот же день в Царское Село на имя Вырубовой пошла
телеграмма : \"Ви-
дел , говорил , сердце хорошее , но молод , горяч , погодить надоть\".
Из этого рассказа ясно , что Распутин приехал к Хвостову как некий
разведчик , выпол-
нявший задание тех , кто уже задумывал устранение Столыпина и подыскивал
новую кан-
дидатуру . Не более . Если Распутин и санкционировал назначение
какого-нибудь министра ,
то только в том случае , если уже знал мнение императорской четы . Так ,
видимо , был наз-
начен на пост министра внутренних дел А . Д . Протопопов , считавшийся в
оппозиционных
кругах наиболее очевидным \"распутинцем\" , одним из представителей \"тёмных
сил\" . Этот
человек , кстати , тоже стал жертвой ослепления в политической борьбе , а
после падения мо нархии чуть ли не главным её \"козлом отпущения\".
Протопопов , как и два других главных
героях эпохи революции - А . Ф . Керенский и В . И . Ленин - происходил из
Симбирска . Воз-
главляя думскую комиссию по промышленности и торговле , он был также
членом думской
комиссии по обороне и товарищем председателя IIIДумы . В Думе на него
смотрели как на
\"своего\" и никак не подозревали о его стремлении сблизиться с властью
.Отношение к нему
в общем , изменилось по неожиданному поводу . Как член комиссии по обороне
от фракции
октябристов и человек , друживший с военным министром Сухомлиновым , он
оказал содей-
ствие проведению через Думу важного для правительства законопроекта о
расширении при-
зыва в армию . Очевидно , в благодарность Сухомлинов добился пожалования
Протопопову
царского подарка - золотого портсигара с бриллиантовыми вензелями .
Протопопов не толь-
ко не скрывал этого , но всюду , где только мог , хвастался царским
подарком . Однако боль-
шинство думских депутатов расценило это как недопустимый прецедент , как
стремление
власти внести \"разложение и смуту\" в думскую среду : ведь она могла начать
раздавать по-
дарки ( взятки ) за проведение или отклонение выгодных или невыгодных ей
законопроек-
тов .
Отношение к Протопопову в Думе резко изменилось . В новой IV Думе
отчуждение Про-
топопова от своих бывших коллег продолжалось . Но если Дума теперь его
отторгала , куда
же он , человек , не скрывавший своего честолюбия , мог политически
двигаться ? Ясно , что
в сторону власти . Известный в то время журналист В . Дорошевич
предупреждал Протопо-
пова : вас гонят в правый угол и загонят туда . Как человек обаятельный и
к тому же вла-
девший иностранными языками , Протопопов возглавил в 1916 г. думскую
делегацию в союз-
ные страны . На обратном пути , в Швеции он встретился с советником
германского посольс-
тва Варбургом . По возвращении Протопопов дал все необходимые разъяснения
. Встречу с
Варбургом он рассматривал как зондаж и вынес из неё убеждение , что
внутреннее положе-
ние в Германии ухудшается и там рассчитывают на расхождения между Россией
и Англи-
ей . Но в думских кругах отнеслись к этому с подозрением и записали в
протопоповский
\"компромат\". Дальше больше . Протопопов заболел : открылась старая рана на
ноге .Лечить-
ся он стал у тибетского доктора Бадмаева , у которого , как считали ,
подвизался Распутин .
Теперь ниточка от \"старца\" была протянута к Протопопову . Этого было
достаточно , что-
бы в думских кругах он был предан анафеме . Зациркулировали слухи о том ,
что Бадмаев
лечил Протопопова какими-то снадобьями , которые нарушили его интеллект .
Был ли Про-
топопов действительно чем -то болен , неизвестно . Так или иначе , это
использовалось в не-
примиримой борьбе с ним . И когда М . В . Родзянко в одной из встреч с
царём высказал
своё возмущение назначением \"этого человека\" министром внутренних дел ,
Николай II на-
помнил Родзянко , что ещё совсем недавно он сам просил назначить
Протопопова на минис-
терский пост .
Можно допустить , что Распутин поддержал кандидатуру Протопопова , но ,
конечно же,
получил он своё высокое назначение не по его протекции . Однако думскому
ренегату по-
щады уже не было . Протопопов был раз и навсегда объявлен прямым
ставленником \"рас-
путинского кружка\". Разрыв стал окончательным . Оппозиция подвергла
Протопопова насто-
ящей травле , а в Думе его объявили сумасшедшим . Со своей стороны
Протопопов , вероя-
тно , хорошо информированный обо всём том , что делалось за кулисами Думы
, готовил от-
ветные действия и уже видел себя в ореоле \"спасителя трона\" . Борьба
Протопопова с Дум-
ской оппозицией - печальная страница в истории последних дней российской
монархии : она
персонифицировала и тем самым обострила конфликт , окончательно разведя
власть и Думу
в разные стороны . Распутин же был просто использован в этой истории
искусными пова-
рами российской политической кухни .
Если Распутин был слабостью и грехом последнего царя , то для противников
самодер-
жавия он стал силой , но и грехом тоже . В ретроспективе видится : волею
исторической судьбы Распутин оказался в центре борьбы двух сил :
самодержавия , ещё с далёких , допет-
ровских времён выражавшего идею господства государства над человеком , и
либерализма ,
стремившегося установить правовой порядок , ограничив законом власть
государства над
личностью . Восточное , азиатское начало в теле и духе России боролось с
западным . В этом
противостоянии и власть , и либералы обессилили себя , открыв путь
революционной , \"пуга-
чёвской\" анархии . Из неё родилась система , уничтожившая как корни старой
, допетровской
России , так и те западные , либерально-демократические ростки , которые
всходили в резу-
льтате реформ Александра II и Столыпина . И Распутина , и Столыпина
победил Ленин .
Можно ли было избежать этого ? Можно ли было реформировать Россию ,
сохранив в
то же время её историческую традицию ? Кто знает?.. Путь к этому мог
начаться с компро-
мисса между властью и теми , кто хотел перемен . Но достижим ли он был в
раскалываю-
щемся обществе ?
* * *
К осени 1916 г. противостояние думской ( и всей \"общественной\" ) оппозиции
, с одной
стороны , и власти - с другой , казалось , утратило какую-либо разумную
основу . Есть свиде-
тельства с обеих сторон , подтверждающие это .
Конечно , обе стороны проявляли непримиримость . П . Б . Струве
впоследствии считал ,
что грех и вина за случившееся в 1917 г. лежали как на \"штурмовавших , так
и на защит-
никах стен\". И всё-таки , пожалуй , наибольшую агрессивность проявляла
\"штурмующая\" ,
думская сторона . Какая власть стала бы терпеть , например , речь П . Н .
Милюкова , произ-
несённую 1 ноября 1916 г. в Государственной думе ? Милюков буквально
испепелял прави-
тельство , которое , по его словам , контролировалось \"тёмными силами\" ,
группировавшимися
вокруг императрицы , и курс которого был либо глупостью , либо хуже того -
изменой .
Правые газеты ( скорее всего , по указанию \"сверху\" ) пытались
противостоять либераль-
ной \"лжи\" о \"старце\" . Некий А . Филиппов в статье \"Распутинщина\"
утверждал , что Распу-
тин всего лишь \"обыкновенный русский мужик\" . Его влияние чисто \"личное\" ,
ничего об-
щего не имеющее с полотикой, и те , кто \"раздувает\" его \"дело\" , на самом
деле лишь ре-
кламируют его - \"человека действительно скромного и довольно ограниченного
в своём вли-
янии и могуществе\".
Одной этой речи ( а были и другие , во многом сходные по содержанию ) было
бы до-
статочно , чтобы власть приняла решительные меры , напрвленные на
пресечение подобных
выступлений , особенно недопустимых во время войны . Речь Милюкова вызвала
шок . Как
вообще она стала возможной ? Председательствовавший в думском заседании С
. Т . Варун-Секрет виновато объяснил , что , не зная немецкого языка , он
не мог реагировать на приво-
димые Милюковым цитаты из германских газет и поэтому не остановил его .
Тем не менее
не желая слагать с себя ответственности ,он вышел из состава президиума
Думы . Поразитель-
но , но власть фактически стерпела жесточайшее оскорбление : обвинения
Милюкова были
безосновательными . По некоторым данным , сам Николай II пытался
установить источник
слухов об \"измене\" императрицы , её связях с Германией . Соответствующее
указание полу-
чил военный агент во Франции граф Игнатьев . Как будто бы удалось
установить , что \"кле-
вета злонамеренно распространяется германским генштабом\" . Все документы
собирались в
специальном \"Деле о клевете на императрицу\" . После революции оно пропало
. Насколько
всё это соответствует действительности , сказать трудно .
В думских кругах это было воспринято как проявление слабости и
неуверенности . А.Ф. Трепова , назначенного на пост премьер-министра
вместо Б . В . Штюрмера , при первом
появлении в Думе просто освистали . По-видимому , некоторым лидерам
оппозиции теперь казалось , что ещё один \"напор\" , \"нажим\" на власть , - и
она капитулирует : вожделенное \"ответственное министерство\" станет наконец
реальностью . С . Ю . Витте сравнивал либера-
льную оппозицию с шахматным игроком , который , уже почти выиграв партию ,
готов схва-
тить доску и начать бить противника ею по голове …
* * *
Мощь антиправительственной атаки нарастала . Она направлялась теперь
прицельно про-
тив Протопопова и Распутина , объявленных вдохновителями тех самых \"тёмных
сил\" , кото-
рые под покровительством императрицы готовят удар по оппозиции и
сепаратный мир с
Германией .
Для оппозиции Распутин был \"нужной\" фигурой . Именно она должна была его
\"беречь\".
Иначе обстояло дело с правыми . Их порождение , человек , призванный по их
рассчётам , \"ук-
репить трон\" , вышел из-под их контроля , хуже того - превратился в
инструмент его расша-
тывания . Заговор против Распутина мог возникнуть только в их среде . Так
и произошло .
В экстремистских правых кругах крепла мысль о необходимости устранения
\"старца\" для
спасения монархии . Им казалось , что без Распутина императрица утратит
свою силу и своё
влияние на царя , и \"тёмные силы\" , губящие Россию , уйдут в небытие .
Помимо желания посильнее \"уесть\" противника , многие думские депутаты
состязались
в красноречии . Каждому хотелось перещеголять другого ( особенно
политического ) против-
ника , стяжав ораторскую славу . Речь Милюкова 1 ноября 1916 г. ходила в
списках чуть ли
не по всей стране . Один из лидеров крайне правых В . М . Пуришкевич ,
человек шумный,
эксцентричный , явно неуравновешенный , стремившийся постоянно быть на
первых ролях , в центре внимания , по-видимому , решил превзойти
кадетского вождя .\"Освобождением\" мо-
нарха от Распутина Пуришкевич и , как говорили в старой Руси , его
\"поплечники\" рассчи-
тывали \"спасти Россию\". Этим лозунгом они прикрывали все свои
действия:травлю и убий-
ства либеральных деятелей , разжигание национальной вражды , еврейские
погромы и т. д. 19
ноября Пуришкевич произнёс свою \"знаменитую\" речь . Он обвинял самых
различных лиц
из правительственных сфер в интригах , коррупции , связях с немцами . В
заключение , войдя
в настоящий раж , Пуришкевич призвал министров отправиться в Ставку ,
пасть к ногам го-
сударя и избавить Россию от Распутина . Через несколько дней Дума приняла
резолюцию о
том , что влияние тёмных , безответственных сил должно быть устранено и
всеми средства-
ми надо добиваться , чтобы был образован кабинет , готовый опереться на
Государственную
Думу . Пуришкевич ходил в героях …
Как конкретно замышлялся заговор с целью убийства Распутина , неизвестно .
В убийст-
ве принимали участие 5 человек : В . М . Пуришкевич , князь Ф . Ф . Юсупов
, вел.кн. Дмитрий
Павлович , доктор Лазаверт и поручик Сухотин . Особенно много и охотно об
убийстве пи-
сал Ф . Юсупов , проживший в эмиграции долгую жизнь . Так называемый
\"Дневник\" Пури-
шкевича ( он умер от тифа в Новороссийске в феврале 1920 г.) был
опубликован уже после
его смерти . Остальные участники - Дмитрий Павлович , Лазаверт и Сухотин -
не оставили своих воспоминаний (Лазаверт и Сухотин ни до , ни после
убийства Распутина вообще ни-
как себя не \"обозначили\").
Мемуары Юсупова ( да и \"дневниковые\" записи Пуришкевича ) лишь в небольшой
степе-
ни могут рассматриваться как достоверные источники истории заговора и
убийства Распу-
тина . Инициативу заговора Юсупов приписывает себе . Но зная
авантюрно-скандальную \"за-
говорщическую\" натуру Пуришкевича , представляется , что в центре заговора
всё-таки был
он . Косвенно же это подтверждается очень важным источником - \"Некоторыми
дополнени-
ями к воспоминаниям Пуришкевича и князя Юсупова об убийстве Распутина\" ,
написанны-
ми В . В . Маклаковым и опубликованными в 1928 г. парижским журналом
\"Современные
записки\" . Маклаков писал , что где-то в начале ноября к нему явился
Юсупов , говорил о
необходимости убрать Распутина , что будет на руку и оппозиции , так как
только без него
царь сможет \"сделаться хорошим конституционным монархом\".
* ноября Маклаков встретил Пуришкевича в Таврическом дворце , и тот
спросил , был
ли у него Юсупов . После этого Юсупов побывал у Маклакова ещё два или три
раза .
Когда читаешь все эти признания Маклакова , поражаешься : как мог такой
человек вес-
ти подобные переговоры ? Ведь он становился соучастником готовившегося
преступления и
действительно стал бы им , если бы поддался уговорам Юсупова и Пуришкевича
и остался в Петрограде .
* * *
Убийство в деталях , вплоть до мельчайших подробностей описано Юсуповым и
Пуриш-
кевичем в их воспоминаниях .
Когда утром 17 декабря Распутин не явился домой , его домочадцы дали знать
властям
Расследование было поручено начальнику Петроградского охранного отделения
полковнику
Глобачёву .
Обычно пишут , что , получив сообщение об исчезновении Распутина , Николай
II спеш-
но покинул Ставку и направился в Царское Село . Это не совсем так .
Возвращение в Цар-
ское Село было запланировано заранее и связывалось с Рождеством . Уже в
пути , 19 дека-
бря , в царском поезде была получена телеграмма .
В дневниках Николая II нет никаких следов его тревожного состояния или
волнения
по поводу полученных известий о Распутине . Только 21 декабря он написал в
дневнике ,
что присутствовал на похоронах \"незабвенного Григория\" . Единственная
фраза …
Распутина похоронили в Царском Селе возле Государева Фёдоровского собора ,
входив-
шего в комплекс так называемого Фёдоровского городка , построенного в
стиле русской ар-
хитектуры ХVII в. к 300-летию династии Романовых . На похоронах
присутствовала только
царская чета с детьми и Вырубовой .
* * *
По чисто формальным причинам процесс по делу об убийстве Распутина был
невозмо-
жен :все сообщники преступления должны судиться одним судом , но ,
согласно законополо-
жениям об императорской фамилии , великие князья были подсудны только
императору .
Российские законы не предвидели случая сообщничества великого князя (
Дмитрия Павло-
вича ) и обыкновенных смертных . Поэтому нет иного выхода , говорил Лядов
, директор уго-
ловного департамента , кроме того , чтобы никого не найти и тихо спустить
дело на тормо-
за . Так и случилось .
На обращении великих князей с просьбой о помиловании Дмитрия Павловича
Николай
II написал : \"Никому не дано права убивать\". Дмитрий Павлович немедленно
был отправлен
в русский экспедиционный корпус , находившийся в Персии . Эта ссылка
спасла ему жизнь,
ибо скорее всего после октябрьского переворота он был бы убит , как и
некоторые другие
великие князья . Ф . Юсупова отправили в \"ссылку\" в собственное имение .
Пуришкевич бы-
стро покинул Петроград , уехав в своём санитарном поезде на фронт .
Лазаверт и Сухотин
тоже куда-то исчезли . Безнаказанность убийц произвела тяжёлое впечатление
. Подтвержда-
лось укоренившееся убеждение о беззаконии в России и , что ещё хуже -
укреплялось мнение
о бессилии власти , которая не посмела тронуть виновных .
Есть множество свидетельств того , что известие об убийстве Распутина
вызвало насто-
ящее ликование в Петрограде . Н . В . Савич вспоминал , что многие
приветствовали этот акт
чуть ли не как национальный праздник , как освобождение от страшного
кошмара . \"Три дня
город ликовал\".
* * *
Распутинская легенда растаяла , как дым , сразу после его исчезновения .
Ничего не изме-
нилось . В союзе с Антантой прдолжалась война с Германией и твёрдо , в
который уже раз,
было заявлено : она будет продолжаться до победного конца . Как и прежде ,
Николай II ма-
неврировал , не уступая напору оппозиции слева и не слишком поддаваясь
давлению спра-
ва . По всей вероятности , сознавая противостояние и напряжённость в
обществе , он стремил-
ся сохранить status quo до окончания войны . Если бы революции не
произошло и война
окончилась для России победой , перед ней открывались две возможности :
либо патриоти-
ческий подъём , превратившийся в шовинистический угар , привёл бы к
укреплению \"само-
державного принципа\" , либо , напротив , союз с демократическими странами
Запада содейс-
твовал бы дальнейшей модернизации России и дальнейшему преобразованию
режима в кон-
ституционном направлении . Ретроспективно представляется , что второй путь
имел больше шансов на успех , хотя \"национальные начала\" в этом процессе
почти наверняа были бы
укреплены . Бывший премьер-министр Трепов в эмиграции писал , что Николай
II так очер-
тил политический курс в январе 1917 г. Проводить какие-либо радикальные
реформы во вре-
мя войны невозможно . \"Русский народ по своему патриотизму понимает это и
терпеливо
подождёт\". Только отдельные группы общества , главным образом в обеих
столицах , \"жела-
ют волнений\" ради осуществления собственных вожделений , но их \"заставят
успокоиться ,
хотя бы пришлось прибегнуть к репрессиям\" . После же окончания войны будут
проведены
реформы , которые \"удовлетворят интересы подлинного народа \" . Николай II
надеялся на
\"смягчение\" противоборствующих политических сил , рассчитывал на
компромисс .
То , что называют славной , бескровной Февральской революцией , конечно ,
не было та-
ковой . В столице возникли банальные беспорядки на почве продовольственных
затруднений .
Петроградские военные и гражданские власти растерялись . Царь находился в
Ставке ,и без
него никто не решался приступить к активным действиям . Между тем , по
свидетельствам
многих очевидцев , одного боевого полка было бы вполне достаточно , чтобы
восстановить
в Петрограде порядок .Именно в это момент в события вмешались лидеры
думской оппо-
зиции .Сознательно ли они использовали возникшую анархию для достижения
своих поли-
тических целей или поначалу , движимые страхом , пытались как-то
справиться с ней , - ска-
зать трудно . Скорее всего , было и то , и другое . Но так или иначе ,
руки у них оказались
развязанными : царская чета была уже скомпрометированна так , что
практически никто в эти
критические минуты не оказал ей поддержки . Распутинская легенда сделала
своё дело .
По свидетельству одной из дочерей \"старца\" , он якобы пророчил , что с его
гибелью
погибнет и царская семья . На деле он погубил нё не своей смертью , а
своей жизнью .
Никто так не расшатал царский престол в России , никто так не унизил, не
уронил в гла-
зах народа и общества личности царя и царицы , никто так не
дискредитировал царской
семьи , как Григорий Распутин .
Новый постсамодержавный режим вынужденно потакал страстям толпы , с
наслаждени-
ем топтавшей символы \"проклятого прошлого\" . О Распутине вспомнили в
первые же мар-
товские дни 1917 г. По чьему-то наущению солдаты Царскосельского гарнизона
выкопали гроб с его останками из могилы . Некоторое время он находился в
вагоне поезда ,стоявше-
го на запасных железнодорожных путях. Потом его облили бензином и сожгли .
Пепел раз-
веяли по ветру …
Список использованной литературы :
1. Р. Фюлоп -Миллер . Святой демон Распутин :пер. с нем. -Москва :
\"Республика\" , 1992
2. Иоффе Г . З . Исторические очерки . - Москва : Наука , 1998
3. Поликарпов В . С . История нравов России . Восток или Запад ? - Ростов
н/Д : \"Феникс\" , 1995
|