Тициан
Московский Государственный Горный Университет.
Реферат
по культурологии
Тициан
( Тициано Вечеллио)
Выполнил:
Принял: В. П. Яйленко
Москва 1998.
ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди
Кадоре, в горном местечке, входящем в состав Венецианской республики,
в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно
1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту
Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность
византийской мозаики. Затем он переходит к Джованни Беллини, ведущему
художнику Венеции XV – века.
В 1507 году поступил в качестве помощника в мастерскую
Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской
живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти
Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с
Джорджоне они работали над украшением фресками немецкого торгового
дома.
Тициан стремился выработать свой самостоятельный стиль. К этому
периоду можно отнести его картину “ Бегство в Египет “ из собрания
Эрмитажа. Фигуры святых изображены в бытовом плане: Мадонна, сидящая на
осле, поддерживает Христа, ангел несет узел с вещами, кажется , что это
группа простых людей совершает путешествие . Большое место в картине
отведено пейзажу. Здесь и поляны , залитые лучами солнца, и стадо с
пастухом, и разные звери.
С 1517 – 1555 годы Тициан занимал должность официального
живописца Венецианской республики. К этому периоду его жизни относятся
самые замечательные картины, оставившие неизгладимый след в истории
искусства Европы. К раннему периоду творчества Тициана относится такая
картина как “ Любовь земная и Любовь небесная “. Все в ней подчинено
чувству гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни , которая
так характерна для творчества Тициана. К этому периоду относятся его
картины “ Христос и грешница” и “ Христос и Магдалина “.
Тициан , находясь в Падце, знакомится с работами гениального
художника XIV - века Джотто. Под их впечатлением он создает “
Динарий кесаря ” ( Дрезденская галерея ). В этой картине благородное и
возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному,
алчному в лице Фарисея. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику
известной композицией “ Поцелуй Иуды ” Джотто. Также к ранним годам
относятся картины “ Цыганская мадонна ” и “ Мадонна с вишнями “, в
которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие
качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его
картины от произведений мастеров раннего Возрождения. В эти годы
Тициан создает много женских образов . Это цветущие молодые венецианки,
в образе которых художника интересует исключительно воплощение их
чисто земной прелести и красоты .
Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное
полотно “ Вознесение мадонны “( Ассунта ), заказанное ему для церкви
Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная фигура
мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно
поднимается вверх на облаке, которое поддерживает сонм ангелов. По
своему значению, по месту в развитии искусства эту картину можно
поставить в один ряд с “Сикстинской мадонной “ Рафаэля . (1515 –19 ,
Картинная галерея, Дрезден, изображающая богоматерь с младенцем, святой
Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции
величественнное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением
тревоги.) Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту
классическую простоту и свободу, ту обобщенность и гармоничность,
которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Италии.
По - новому подошли художники и к изображению традиционной
религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине “ Мадонна дель
Пезарь ” он отказывается от традиционного симметричного построения
композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо, делая
мадонну и ее младенца главным центром происходящего. Но гармонию и
равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в
левой части звучание красно - золотого знамени, блестящего панциря и
белого тюрбана.
К сожалению, третье прославленное произведение Тициана,
написанное им в этот же период, погибло при пожаре. Это “ Мучение
святого Петра “, в котором значительное место занимает пейзаж,
помогающий раскрыть содержание картины. Это полотно сохранилось
только в повторениях. Тициан был к этому времени уже официальным
художником республики, это звание он получил в 1516 году после смерти
Беллини. В эти годы он выполняет многочисленные заказы, его
заказчиками были: император Карл V, испанский король Филипп II, папа
Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие. Он пишет
серию картин на мифологические темы. Для него античность – это
безудержная языческая радость бытия, стихийная сила чувственной
красоты. К этой серии относятся “ Праздник Венеры “, в которой
ликующая толпа маленьких асмуров заполняет пространство перед стоящей
справа статуей Венеры.
Картина “ Вакх и Ариадна “, написанная для этой серии,
наполнена бурной, бьющей через край радостью существования. Для
герцога Урбинского Тициан исполнил ряд картин, среди которых “Венеру
Урбинскую “ и так называемую “ Ла Белла “. На обеих картинах
изображена одна и та же модель, красавица – венецианка. Она же
написана и в “ Женском портрете “ Эрмитажа.
Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера
нужно отметить “ Положение во гроб “ и “ Введение Марии в храм “. Эти
полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Тициан
почти не покидал Венеции, сделав исключение только для императора
Карла V , приняв его приглашение работать в Аугсбурге. Карл V жалует
художнику почетный титул палатинского графа и утверждает ему
пожизненную пенсию. Как изумительный портретист Тициан занимает
особое место в истории искусства, создав целую галерею людей – своих
современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на
протяжении всей своей жизни. Он умел подметить в человеке самое
главное – как бы скрытую от постороннего взгляда сущность своей
модели.
В женских же образах его больше привлекало изображение внешней
красоты. Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый
“ Молодой человек с перчаткой “. В нем художнику удалось передать
напряженную духовную жизнь человека, скрытую от посторонних. Портрет
Ипполита Риминальди, известного в свое время ученого юриста, отмечен
тонким психологизмом. Рассеянный, погруженный в себя взгляд выделяют
этот образ из общего ряда волевых и целеустремленных людей, которых мы
видим на портретах Эпохи Возрождения. Много портретов писал Тициан в
40-е годы. Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым
человеком, почитаемым в республике. Он приобрел обширный дом, сад, в
котором принимал своих друзей, всех знатных и именитых особ,
приезжавших в Венецию, устраивает здесь великолепные пиры.
В 1545 году Тициан по приглашению папы Павла III едет в Рим,
где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском дворце.
Тициан знакомится с произведениями Рафаэля и Микеланджело, с
которым знакомится лично. Микеланджело посещает мастерскую Тициана и
знакомится с его картиной “ Даная “. Это произведение имело такой
успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных
заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с
некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.
Тициан писал и групповые портреты. Образцом может служить потрет
семейства Вендрамини. Большой интерес представляет портрет друга
Тициана – Пьетро Аретино, известного писателя. Это был тонкий и
проникновенный ценитель искусства. Характерными являются автопортреты
Тициана, к которым он обращался на протяжении всей жизни. Перед нами
предстает мужественный и волевой человек, баловень судьбы, страстно
любивший жизнь и ее радости.
40 – 50-е годы явились переходными к его позднему, самому
замечательному периоду его жизни и творчества. В эти годы начинают
звучать трагические ноты и в его произведениях. Этим настроением он
как бы откликнулся на те испытания, которые потрясали в это время
Италию, захваченную иностранными завоевателями. Его начинают
интересовать темы мучений Христа, трагическое содержание которых он
вскрывает с большой глубиной и драматизмом. Картина “ Се человек “
остро задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции.
Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена
глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий (
кричащий ) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его
участником происходящего события.
50 – 60-е годы – это поздний период творчества мастера, время
его наивысших достижений, время создания самых впечатляющих и
значительных его произведений. Он почти перестает писать портреты,
обращаясь, все больше к религиозным композициям, но не отказывается от
картин и на мифологические темы. В таких картинах, как “ Венера “ и
“ Адонис “, “ Диана и Каллисто “, “ Венера перед зеркалом ”, уже
нет прежней безудержной, бьющей через край радости жизни; в них
начинают появляться более глубокие стороны происходящего.
“ Венера перед зеркалом “ – это как бы завершающий итог всего,
что было создано Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской
красоты. Почти осязательно передает он женское тело с его нежной,
упругой плотью, с тонкой кожей, под которой пульсирует кровь. Эта
красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена
дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом.
В этот поздний период были созданы такие потрясающие
произведения, как “ Кающаяся Магдалина ”, “ Святой Себастьян “,
“Оплакивание “. Именно в это время художником была выработана новая
техника живописи, знаменующая собой подлинную реформу в этой области.
Тициан как бы лепит форму цветом, создавая ее из единой живописной
массы, в которой нельзя даже различить отдельные краски. Это чисто
живописное построение формы было настолько новым и непривычным, что
созданные позднее произведения мастера плохо воспринимались
современниками. Они привыкли к четким формам, которые можно было
смотреть независимо от того где ты стоишь, вблизи или вдали. Поэтому
они считали его поздние картины незаконченными.
В “ Кающейся Магдалине “ Тициан снова воспевает красавицу
венецианку. Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема –
глубокого и искреннего раскаяния. Как зримо сумел передать мастер
прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные слез глаза,
шелковистые мягкие волосы. И этому смятению души вторит природа.
Последний солнечный луч освещает фигуру кающейся грешницы и ветку
согнувшуюся под порывом ветра дерева.
В “ Святом Себастьяне “ изображен страдающий прекрасный юноша.
Его атлетически сложенная фигура освещена неярким светом дымящегося
костра, она кажется окутанной какой – то грозовой тревожной
атмосферой, в которой нет четких контуров. Вся фигура Себастьяна
наполнена трагизмом, но художник сохранил в ней веру в величие
человека, в силу его духа. Дух Себастьяна не сломлен, тело не
обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч.
Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям
гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.
К теме избиения Христа художник обращался дважды, но особой
силы он достигает в позднем варианте, написанным в последние годы
жизни. Вся сцена тонет в чаду дымящихся светильников, мертвенный цвет
тела Христа, тревожные желтые и малиновые тона одежды юноши,
подчеркивают и усиливают драматизм всего происходящего.
Глубокого трагизма достигает Тициан в своей последней,
оставшейся после его смерти незаконченной картине “ Оплакивание
Христа “. Это произведение с потрясающей глубиной изображает горе
людей, потерявших своего учителя и наставника. Горе это безмерно и
велико, скорбь людей безгранична. Это произведение явилось как бы
завершающим аккордом творческой деятельности великого художника.
Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей в это
время в Венеции. Тело его было предано земле, согласно завещанию, в
церкви Санта Мария деи Фрари. Имя Тициана стало неотделимо от эпохи
Возрождения, от венецианского искусства XVI века.
Творческое наследие Тициана огромно: это около 120 – 130
полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия
гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись
его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции,
портреты, традиционные для Венеции “ истории “ – многофигурные сцены с
элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве
занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий
путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от
чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир
драматических событий.
Литература:
И. А. Смирнова “ Тициан ”, “ Тициан и венецианский портрет
XVI века“, М., 1964;
Лазарев В. Н. “ Поздний Тициан / / Старые итальянские мастера
“, М., 1972;
Т. Фомичева “ Тициано Вечеллио “
|