рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефератыПолиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Сюрреализм

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ:

СМЯТЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТАИНСТВЕННОМ И НЕПОЗНАВАЕМОМ МИРЕ

Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер,

обозначив жанр своей пьесы — «сюрреалистическая драма». В 20—30-х годах

новое художественное направление его основатели — поэты А. Бретон и Ф. Супо

стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Теоретики сюрреализма

связывали с ним надежды на построение новой, художественной реальности,

более реальной, чем окружающий мир. Сюрреализм, утверждали они, «снимает

покровы» с мира, творит «истинную», неправдоподобную действительность —

сюрреальность. Отсюда — абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую

категорию эстетического отношения человека к миру. «Нет ничего, кроме

чудесного» (А. Бретон). Реальность сверхреального, подлинность

таинственного, невероятность обыденного становятся главной темой художника.

Как образно сказал французский поэт П. Элюар, в стакане воды столько же

чудес, сколько их в глубине океана.

В этом художественном направлении человек, мир, вещи, само пространство

текучи и относительны, их границы размыты. Художественная концепция

сюрреализма: границы личности и мира расплылись, ничего определенного, все

искажается, смёщается, расплывается. Мир — беспорядочная масса явлений,

личность не знает, где начинается ее «я» и где оно кончается, где мир и что

он такое.

Сюрреализм прокламирует хаос мира и пытается художественной формой

восстановить распавшуюся связь вещей и людей.

Для сюрреализма Вселенная драматически напряжена. Одинокий человек

сталкивается с таинственным и холодным миром:

Бабочка философская

Присела на розовой звезде,

И так возникло окно в ад,

Мужчина в маске все стоит перед женщиной

обнаженной... '

Принцип сюрреалистической поэтики — сверхметафоричность. Метафоричность

абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения

несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно

эта поэтика делает мир расплывчато-зыбким: предмет, сравниваясь со многими

явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и

создает образ таинственной реальности. Поэмы превращаются в художественную

энциклопедию метафор. А. Бретон в «Сообщающихся сосудах» писал: «Сравнение

двух максимально отстоящих друг от друга объектов или иной способ

преподнесения их в захватывающей и внезапной форме является фундаментом

самой высокой цели поэзии». Средствами сюрреалистической поэтики выступают

алогичный монтаж, внесмысловая стыковка, иррациональная связь фраз, слов,

зрительных впечатлений. Идеальной моделью сюрреалистического образа

становится встреча на операционном столе швейной машины и зонтика.

Нелогичная метафоричность сюрреализма рождает загадочно-красочные и

таинственно-зыбкие образы:

В сети жизни твоей попалась природа.

Дерево — твоя тень — обнажает плоть свою: небо.

У дерева голос песка, жесты ветра.

И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит.

Сюрреализм принципиально неконкретен и внеисторичен. Так, Сен-Жон Перс

утверждал, что его творчество всегда развивалось в разрыве со временем и

законами, и что он стремился избежать всяких исторических и географических

соотнесенностей. Реальность исчезает, она растекается, как «стекают» со

стола часы в картине С. Дали «Капризы памяти». Время расплывается. История

исчезает. Сюрреализм утверждает отсутствие самого исторического процесса,

внеисторичность времени: «безразличие к истории» (Р. шар); «нет истории,

кроме истории души» (Сен-Жон Перс); «безразличие ко всему на свете» (А.

Бретон).

Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс, и личность

как таковую какими-либо нравственными нормами, стремится очистить личность

от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи» прокламирует

отвращение к социальной жизни.

Здравый смысл противопоказан искусству сюрреализма, художник

ориентируется на иллюзию, фантазию, грезы, чудо.

Интуитивистская сверхреальная связь с миром является программой не

только художника, но и воспринимающей искусство публики. Интуитивизм —

основа творческого метода сюрреализма, утверждающего безграничную свободу

воображения художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо

логическими началами. Личность в творчестве движима сексуальными влечениями

и воспринимает действительность сквозь отверстие в тазобедренной кости (так

изображен пейзаж на одной из картин' С. Дали).

Для этого направления характерны иррациональный интеллектуализм,

холодная лжеэмоциональность, рационалистическая анестезия чувств,

стремление «обесчувствить» действительность. Эмоции заменяются

демонстрацией средств их передачи.

Усыпление разума, погружение в «волну грез» (ранний Л. Арагон),

интуитивное начало, ассоциативность, «автоматизм» письма (А. Бретон)

становятся творческим принципом сюрреалиста:

«Сюрреализм. Чистый психический автоматизм... Диктовка мысли при

отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то

ни было эстетической или моральной озабоченности...».

С опозданием на полтора столетия по сравнению с философией (Кант)

сюрреализм выдвинул в художественной форме идею трансцендентности, объявив

о существовании некой сверхреальности, стоящей за реальными явлениями. Это

художественное направление делает беспредельной многозначность образной

мысли и доводит ее до степени художественного агностицизма.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены