рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефератыПолиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Собор святой Софии

Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим

своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и

потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и

Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков,

плотников и других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-

либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро,

слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и

украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны

и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то,

что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и

в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные

силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо

позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и

Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование

Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил

собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил

новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим

великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить

свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,

колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар,

уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля

того же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около

семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но

семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от

землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько

не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и

великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова,

праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов -

Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов

управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто

каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и

столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел начертал план этой

церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и

своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать

после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил

осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли

денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый, розовый,

зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны,

извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн

нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма

Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим

религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и

Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.

Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По

углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба

(пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и

поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в

диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а

остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении

арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так

незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры

этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется

висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом

церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и

западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них

по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,

возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными

плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши

поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя

меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и

базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,

между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из

прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые

у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других

колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,

освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем

пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа

расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,

так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное

значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно

полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн

совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и

полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный

купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,

сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;

они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что

вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из

кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших

известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко

оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены