рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефератыПолиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Кинематограф во время войны

Кинематограф во время войны

Международная лингвистическая гимназия №105

им. Ураза Джандосова

Экзаменационный

реферат

по истории

на тему

«Кинематограф во время войны»

или

«Отражение войны в кинематографе»

ученицы 11 «Б» класса

Бочкаревой Даны

Алматы,2000

Грозные годы

30-е годы.

Искусство, начиная с пения и танца древнейших времен, выражало

стремление человека к гармонии и красоте, служило ему для самовыражения и

для познания окружающей действительности. Познание окружающей

действительности шло через подражание ей , путем создания ее образов.

Уверенность в будущем, оптимизм, особенно ярко сказавшийся в

творчестве режиссеров, посвятивших себя современности, -Герасимова,

Эрмлера, Барнера, Александрова, Пырьева, не мешали им думать о враждебном

окружении СССР . Поэтому темы бдительности, обороноспособности,

боеготовности, все чаще стали звучать в фильмах. Даже в безоблачных

комедиях подчас слышалась тревога о сохранении мира. Певцы и плясуны,

пырьевские трактористы находили в распаханном поле проржавевшую немецкую

каску и пели песню о трех танкистах, экипаже боевой машины. В строящийся

Герасимовский «Комсомольск» и на текстильную фабрику Александровского

«Светлого пути№ проникали мрачные типы,, агенты иностранных разведок.

Теперь подобные эпизоды могут показаться наивными, но ведь в Европе и на

Дальнем Востоке уже разгорались очаги Второй Мировой Войны, уже призывали

оголтелые лидеры крайне правых к крестовому походу против коммунизма, уже

бряцали оружием фашисты и милитаристы. Кино, естественно, должно было

откликнуться на это.

В конце 30-х годов появился ряд фильмов, показывающих боевую

подготовку красноармейцев, бдительность пограничников и даже пытающихся

прогнозировать ход и результаты надвигающейся войны. А.Ромм в фильме

«Эскадрилья №5» и Е.Дзиган в фильме «Если завтра война», несомненно,

верили в военную мощь Советского Союза и стремились передать эту

уверенность зрителям. Но война в их изображении приобретала

легкомысленный,. Чуть ли не развлекательный характер. Действиями наших

очаровательных летчиц и бравых танкистов враг мгновенно отбрасывался на

свою территорию и там повергался в прах. Вместо уверенности фильмы

приносили успокоение, что было вредно.

Но когда оборонная тема решалась серьезно, реалистически, когда народу

говорилось о необходимости готовности к борьбе, о бдительности,

художественные просчеты и схематизм отходили на второй план. Еще в 1935

года Довженко в поэтической, романтически приподнятой форме сказал о своем

«Аэрограде» о нерушимости наших границ и о могуществе нашей авиации. ВВ

«Коменданте птичьего острова» В.Пронина и в некоторых других фильмах

романтизировалась пограничная служба.

С юмором и теплотой подчеркивалась дружба пограничников с крестьянами

окрестных деревень. Но, когда на участке заставы были совершено

диверсионное вторжение, колхозники-женщины, старики, пионеры -вставали

рядом со своими друзьями-пограничниками. Военные события у озера Хасан и

Халкин-Голе показали правдивость этой ситуации и позволили режиссеру

завершить свой фильм масштабными документальными кадрами подлинных боев.

Помимо показа нашей подготовки к обороне, советское искусство прямо

указывало и на возможности агрессоров. В «Аэрограде», «Волочаевских днях»,

«Коменданте птичьего острова и «На границе» -говорилось о японском

милитаризме. Еще более глубоко и достоверно изображался в наших фильмах

германский фашизм.

Антифашистские фильмы.

В конце 30-х годов, когда наш враг вполне определился

конкретизировался, советское кино обратилось к немецкой антифашистской

литературе и творчеству прогрессивных немецких кинематографистов.

Политический эмигрант-антифашист Густав Вангенгейм в фильме «Борцы»

впервые интерпретировал образ Георгия Димитрова и грязный фарс Лейпцигского

процесса.

Наиболее сильным антифашистским фильмом следует считать «Семью

Оппенгейм» по роману Лиона Фейхтвангера. В нем с психологической глубиной и

гуманистическим пафосом была показана трагедия культурной еврейской семьи,

считавшей Германию своей родиной и гибнущей от безжалостной руки фашизма.

Центральное место в фильме заняла трагическая гибель юноши, оскорбленного в

своем чувстве родины и кончающего жизнь самоубийством.

С гневом и отвращением разоблачая фашизм, применяя различные

художественные средства для показа его античеловеческой сущности -

от сложных психологических нюансов до резкого, плакатного гротеска,

советские кинематографисты никогда и нигде не оскорбляли немецкий народ,

всюду старались отделить фашизм от немецкой нации, противопоставить

фашистам образы немецких рабочих, интеллигенции, коммунистов.

Разоблачая фашизм, ниша фильмы с симпатией и уважением говорили о

немецком народе. Воспевая нашу армия, оборонную мощь государства, ниша ни

единым словом не призывали к захвату чужих земель, к порабощению других

народов. В этом великая гуманистическая заслуга советского киноискусства.

Все ждали, что скоро последует нападение, но никого не запугивали, никого

не оскорбляли.

Начало войны

И когда 22 июня 1941 года фашистская Германия коварно напала на нас,

кино могло с гордостью сознавать, что оно много сделало для нравственного

воспитания патриотических чувств, для подготовки советского народа к

обороне. Поэтому закономерно, что с первых же дней войны кино стало могучим

оружием в руках народа, защищающего свою Родину, честь и свободу.

Мобилизация моральных сил всех советских людей на борьбу с грозным

врагом, укрепление национального единства, воспитание и утверждение

мужества, оптимизма стали первоочередными благородными задачами

киноискусства. Новая, военная обстановка требовала новых форм

художественного воздействия. И они были найдены, опираясь на прежний опят,

на опыт гражданской войны, на опыт пятилеток. Как и во всех областях жизни

нашего хозяйства, нашей культуры, война потребовала от кинематографии

организационной перестройки.

Как и в годы гражданской войны, на первый план вышла хроника.

Человек с киноаппаратом занял место в боевых порядках, стал солдатом. Были

созданы военные кинематографические группы. Жертвуя подчас своей жизнью, не

жалея крови и сил, они создали подробную, правдивую, художественно

впечатляющую летопись событий войны. Впервые в истории войн. И не для

прославления войны, а для укрепления мира, для возвышения сражающегося за

свою Родину и свои идеалы человека. Фронтовые кинооператоры стали

непосредственными участниками и летописцами на всех фронтах- от Белого до

Черного моря. Начиная с военных сюжетах в киножурналах, кончая

монументальными и публицистическими фильмами о битвах под Москвой, под

Сталинградом, под Севастополем, на Украине, в Польше, под Берлином,

фронтовые кинооператоры и режиссеры -документалисты показывали войну,

нередко расплачиваясь за это собственной жизнью.

Пройдя с Советской Армией весь героический путь от Москвы до Берлина,

Праги, Вены, советские кинодокументалисты говорили народу о всех этапах

войны. Они создали исторический кинофонд непреходящего значения- уникальную

«кинолетопись Великой Отечественной Войны», общий метраж которой превышает

три с половиной миллиона метров негативной пленки. Этот бесценный материал

служит и еще долго будет служить источником для фильмов разных жанров, в

том числе и для многосерийных эпопей, какой являлась созданная под

руководством Р.Кармена и обошедшая экраны всего мира советско-американская

эпопея «Великая Отечественная», которая в самих Соединенных Штатах

показана под полемическим названием «Неизвестная война».

Художественная кинематография также сумела верно организовать свою

военную работу. Эпизоды боевых действий были введены во многие уже

снимавшиеся фильмы («Машенька», «Парень из нашего города», «Морской

ястреб»), что придало им значительную актуальность. Однако этого было

недостаточно. И, мобилизовав лучших кинорежиссеров и писателей, киностудии

начали выпускать «Боевые киносборники», состоящие из короткометражных

киноновелл на злободневные военные сюжеты. В них участвовали популярные

герои советского кино- Чапаев, Максим, Александр невский, веселая

письмоносица Стрелка; в них высмеивался Гитлер и его злобные жестокие и

малодушные солдаты; в них показывались подвиги летчиков, танкистов,

пехотинцев.

Создание мобильных коротких фильмов позволило, не прекращая

производства, эвакуировать киностудии Москвы, Ленинграда, Одессы, Киева,

Минска в Среднюю Азия и Закавказье, где с 1942 года был налажен выпуск

полнометражных картин.

Фашистские стратеги и идеологи надеялись, что от их удара распадутся

связи между народами СССР. Они просчитались. Кино отразило это в своих

произведениях. Русские, украинцы, белорусские мастере в городах Средней

Азии и Закавказья вместе с местными мастерами создали немало картин,

укрепивших национальное искусство и его интернациональный характер.

Первые художественные ленты были посвящены народным мстителям -партизанам.

Артисты показали, как становятся непобедимыми бойцами простые мирные люди,

отдавшие все силы труду, строительству социализма, но вынужденные взяться

за оружие.

По роману Ванды Васильевской «Радуга» поставил трагический фильм

«Радуга »Марк донской, талантливый режиссер, создатель замечательной

трилогии по автобиографическим повестям Горького. Украинская актриса

сыграла роль партизанки, стойко перенесшей и гибель ребенка , и

нечеловеческие пытки. Картина с презрением клеймила женщин, пошедших на

позорные связи с фашистами.

Пафос отмщения, пафос непримиримой борьбы до полного уничтожения

оккупантов сделал эти фильмы суровыми, порой жестокими, но в них горел

огонь национальной гордости.

С ходом войны расширялась тематика тематика кинофильмов. Во «Фронте»

подвергались критике самонадеянные и не поспевавшие за военными событиями

генералы. Во многих фильмах показывались типичные, выразительные эпизоды

боевых действий. Фридриих Эрмлер поставил мужественный фильм о

Сталинградской битве -«Великий перелом». О героический усилиях людей,

работавших в тылу врага, о мужестве советских женщин и детей говорилось в

фильмах «родные поля», «Большая земля».

Не были забыты и комедийные жанры.

Можно найти в фильмах, говоривших о военной современности , и

недостатки- схематизм, натянутое бодрячествво, порой и уныние, поэтизацию

жертвенности. Но все эти слабости легко объяснить сложностью отражения

грозных, изменчивых военных событий. Они охотно прощались зрителями, хорошо

понимавшими и трудности работы кинематографистов, и их стремление к

правдивости, актуальности, оптимистичности. Но разве трагический пафос

войны не требовал новаторства содержания и формы ?

Разве не новые сюжеты, черты характеров были открыты в военных событиях ?

Сила традиций народного искусства сказалась в том, что в тяжелые годы

войны, эвакуации, нуждаясь в людях, в средствах, в электроэнергии, в

строительных материалах, советские кинематографисты поддерживали и

развивали все жанры кино, стремились к расширению тематики, заботились о

культурном, познавательном влиянии фильмов.

В годы войны продолжали создаваться историко-революционные и

исторические картины: «Александр Пархоменко», «Котовский», «Кутузов» и т.д.

Продолжалась работа и над экранизацией произведений классической

литературы: «Без вины виноватые» Островского, «Свадьба» Чехова,

«Иван Грозный».

Период Великой Отечественной Войны был расценен в истории советского

кино как период героический. Советские кинематографисты могут гордиться

тем, что в трудную военную годину не прервали своих лучших новаторских

традиций.

Преодоление трудностей, движение вперед

Окончание войны

Победоносное окончание Великой Отечественной Войны выдвинула перед

советским киноискусством новые задачи, поставила советских художников в

новые творческие условия.

Укрепились и разрослись международные связи советского кино. В

странах Центральной и Юго- Восточной Европы и Восточной Азии, отколовшихся

от капиталистической системы и избравших социалистический путь развития,

возникли условия для развития культуры, близкие к советским.

Нужно было заново создавать народное, социалистическое кино.

В фильмах, начатых производством еще в годы войны, тема

восстановления созидательного труда заняла ведущее место. В послевоенное

время, когда восстановление промышленности и хозяйства начало приносить

ощутимые результаты, встал остро вопрос о повышении количества и качества

выпускаемых фильмов. Требования к сценариям резко возросли, главным

образом по линии значительности тематики.

Хранителям традиций советского кино стал в эти годы ВГИК, старейший в

мире кинематографический вуз. В нем преподавали режиссеры:

Эйзенштейн, Довженко, Савченко, Юткевич, Герасимов и т.д.

Творческие связи художников разных поколений, забота о воспитании

молодых специалистов сыграли решающую роль в преодолении кризисного

периода в развитии советского кино.

Изменения в киноискусстве капиталистических стран.

В киноискусстве капиталистических стран тоже произошли значительные

изменения. Приобретение суверенитета вызвало бурный рост национальных

кинематографий Индии, Египта, Индонезии, некоторых стран Африки и

Латинской Америки.

Как результат антифашистской борьбы, черты социалистического реализма

появились и во французском кино. Победа Народного фронта вызвала к жизни

такие фильмы Жана Ренуара как «Жизнь принадлежит нам!», «Тони»,

«Великая иллюзия», «Марсельеза». Эти фильмы несут в себе отчетливые черты

социалистического реализма как результат движения французской

художественной культуры влево.

Осмыслить всенародный ратный подвиг в послевоенные годы было задачей

благородной и увлекательной. Патриотические подвиги были воспеты во многих

фильмах, причем нужно повторить, что война никогда не воспевалась как

таковая , ни о порабощении народов, ни о захвате чужих земель никогда не

шло и речи. И говоря о недавно минувших, живых в народной памяти людях и

событиях Великой Отечественно войны, советское кино сохранило в чистоте

свой гуманизм и интернационализм.

Используемая литература

1. «Новаторство Советского Киноискусства» Ростислав Юренев.

2. « Мир в 20 веке» О.С. Сороко-Цюпа

3. « Странствия великой мечты» Геннадий Гусев

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены