рефераты
рефераты
Поиск
Расширенный поиск
рефераты
рефераты
рефераты
рефераты
МЕНЮ
рефераты
рефераты Главная
рефераты
рефераты Астрономия и космонавтика
рефераты
рефераты Биология и естествознание
рефераты
рефераты Бухгалтерский учет и аудит
рефераты
рефераты Военное дело и гражданская оборона
рефераты
рефераты Государство и право
рефераты
рефераты Журналистика издательское дело и СМИ
рефераты
рефераты Краеведение и этнография
рефераты
рефераты Производство и технологии
рефераты
рефераты Религия и мифология
рефераты
рефераты Сельское лесное хозяйство и землепользование
рефераты
рефераты Социальная работа
рефераты
рефераты Социология и обществознание
рефераты
рефераты Спорт и туризм
рефераты
рефераты Строительство и архитектура
рефераты
рефераты Таможенная система
рефераты
рефераты Транспорт
рефераты
рефераты Делопроизводство
рефераты
рефераты Деньги и кредит
рефераты
рефераты Инвестиции
рефераты
рефераты Иностранные языки
рефераты
рефераты Информатика
рефераты
рефераты Искусство и культура
рефераты
рефераты Исторические личности
рефераты
рефераты История
рефераты
рефераты Литература
рефераты
рефераты Литература зарубежная
рефераты
рефераты Литература русская
рефераты
рефераты Авиация и космонавтика
рефераты
рефераты Автомобильное хозяйство
рефераты
рефераты Автотранспорт
рефераты
рефераты Английский
рефераты
рефераты Антикризисный менеджмент
рефераты
рефераты Адвокатура
рефераты
рефераты Банковское дело и кредитование
рефераты
рефераты Банковское право
рефераты
рефераты Безопасность жизнедеятельности
рефераты
рефераты Биографии
рефераты
рефераты Маркетинг реклама и торговля
рефераты
рефераты Математика
рефераты
рефераты Медицина
рефераты
рефераты Международные отношения и мировая экономика
рефераты
рефераты Менеджмент и трудовые отношения
рефераты
рефераты Музыка
рефераты
рефераты Кибернетика
рефераты
рефераты Коммуникации и связь
рефераты
рефераты Косметология
рефераты
рефераты Криминалистика
рефераты
рефераты Криминология
рефераты
рефераты Криптология
рефераты
рефераты Кулинария
рефераты
рефераты Культурология
рефераты
рефераты Налоги
рефераты
рефераты Начертательная геометрия
рефераты
рефераты Оккультизм и уфология
рефераты
рефераты Педагогика
рефераты
рефератыПолиграфия
рефераты
рефераты Политология
рефераты
рефераты Право
рефераты
рефераты Предпринимательство
рефераты
рефераты Программирование и комп-ры
рефераты
рефераты Психология
рефераты
рефераты Радиоэлектроника
рефераты
РЕКЛАМА
рефераты
 
рефераты

рефераты
рефераты
Готическое искусство

Готическое искусство

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от

готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами

башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает

не сколько высота , сколько богатство аспектов , открывающиеся, когда

обходишь кругом собора.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например

Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы

обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с

каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с

ее четкими, легко обозримыми формами , готический собор необозрим, часто

ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со

своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,

галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше

и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это

пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (

в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только

порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под

сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на

консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно

вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном

Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет

архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще

более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и

маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем

просто местом церковной службы. Вместе с ратушей , это был центр всей

общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой

деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные

представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и

даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так

велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора , как

правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили

преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот

в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить

саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение

архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом

стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно

оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать

типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они

противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но

если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое

начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки,

покрытой сводом,травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный

предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не

мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль

зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные

своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся

воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную

основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с

гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из

этого, стена в соборе ничего не несет, и следовательно ее незачем делать

сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна.

Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной

живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые,

яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в

раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся

подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни

средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела

жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным

пространством. Таким образом устраняется резкая граница между клиром и

посетителями. "Святилище" перестает быть чем - то недоступным и

сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной

крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не

уныл. Что же представляли собой средневековые города? Основная масса

городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные

слои общества. Ремесленники уже не были чьими - то слугами, они

объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли

университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун.

Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Все

изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы,

витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная

энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем

в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру Парижский посвящался

богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею

мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных

богословских энциклопедий , были , в общем, столь расплывчаты и аллегории

настолько условны, что под их сенью находили себе место самые

разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной

концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень

оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более

органические формы синтеза искусства , возникающие на этой основе. В

большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над

живописью, если не считать витражи: это опять - таки определялось

характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для

фресок.Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а

главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.

Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая

архитектура , по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность

и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала к примеру,

средневековая Чехия. В большинстве европейских стран, лежащих к северу от

Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах,

можно считать или позднеготическим, или проторенессансным. Большой разницы

нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве , было

закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала

органически.

     



рефераты
рефераты
© 2011 Все права защищены